Семейные сцены Рождественского фестиваля (Томас Манн и современность)

В Новосибирске проходит замечательное событие для всего города, его окрестностей, для всей Сибири, и даже более того – для всей страны. Это Международный Рождественский фестиваль искусств. 5 декабря в рамках этого фестиваля в нашем «Глобусе» выступал Российский академический молодежный театр, давно по заслугам знаменитый РАМТ, который 22 декабря будет в Москве праздновать своё 90-летие. Заранее присоединяемся ко всем грядущим поздравлениям и пожеланиям сохранения успешного живого театра. Без углубления в дискуссию о живом и не очень живом.

В Новосибирск от РАМТа привезли спектакль «Будденброки»- «семейные сцены». Это по знаменитому, но сейчас, мягко говоря, не очень читаемому роману Томаса Манна, который он написал в 25 лет, в очень далёком для нас 1900-м году. Говорят, что именно за этот роман он в 1929-м получил Нобелевскую премию. Скорее всего, Нобелевскую ему давали не только за «Будденброки», а уже – по совокупности, но уж так провозглашается теперь, что за «Будденброки».

Вы же знаете, наши просвещённые читатели, что у Томаса Манна есть ещё и «Волшебная гора», «Иосиф и его братья» и другое - вот это всё заслуживает премии ничуть не меньше, чем «Будденброки, история гибели одного семейства», а может и больше.

Вы же знаете, наши просвящённые читатели, что у Томаса Манна есть ещё и «Волшебная гора», «Иосиф и его братья» и другое - вот это всё заслуживает премии ничуть не меньше, чем «Будденброки, история гибели одного семейства», а может и больше.


Мне так и не удалось понять, почему РАМТ привёз на наш здешний фестиваль именно этот спектакль. Задавала этот вопрос на пресс-конференции, которая проходила 5 декабря днём, накануне спектакля. Внятного ответа не получила.

А спрашивала потому, что это действительно хороший театр, со всеми его талантливыми и дивными актёрами, и у них есть спектакли, на мой скромный взгляд, гораздо интереснее сделанные.

Спектакль «Будденброки, семейные сцены» сделан в РАМТе Миндаугасом Карбаускисом, он режиссёр и автор инсценировки. Легенда гласит, что прошлое его семьи похоже на историю Будденброков, что вполне возможно. Почему нет? От такого пересечения и особый драйв в работе обычно бывает.

Актёры театра очень хорошо о нём говорили, хотя , конечно, не просто работать с режиссёром, который всё время что-то новое придумывает, никогда не стоит на месте. Но это ведь всегда и очень интересно, помогает развитию.

«У Миндаугаса – весьма экстремальная режиссура: что-то новое может рождаться каждый день». На пресс-конференцию 5 декабря, накануне спектакля, решились прийти только три человека из их славного актерского состава, играющих в «Будденброках»: Андрей Бажин (Консул), народная артистка России Лариса Гребенщикова (Консульша) и Дмитрий Кривощапов (Грюнлих). Говорили о многом, но пришедшим на персс-конференцию трудно и практически нельзя было говорить о спектакле, который только предстоит посмотреть. Было сказано, что «Будденброки» как спектакль требует особой подготовки, нужна разминка перед каждым спектаклем: там сложнейший рисунок. Ведущая пресс-конференции спрашивала актёров этого спектакля: «Чувствуете ли вы себя инструментом в руках режиссёра? Каким? - «Барабаном»: мне особенно понравился органичный ответ молодого и очень талантливого артиста РАМТ Дмитрия Кривощапова. «Не люблю этих слов»...

На вопрос «Требуют ли «Будденброки как спектакль особой подготовки?» он ответил: «Да, конечно». Это было потом, вечером, хорошо видно по ходу спектакля. Вспоминались слова Д.Кривощапова про необходимость разминки, когда он в первом действии спектакля прыгал через стол как настоящий гимнаст и много другого делал, чего просто так, без разминки и особого таланта, не сделаешь.

Андрей Бажин рассказывал о том, что он раньше был провинциальным артистом, а потом с радостью перешёл в РАМТ из другого московского театра. «Здесь – совсем не закостенелая атмосфера, всё очень разнообразно, ни в одном уголочке нет покоя . Это живой театр».

Народная артистка России Лариса Гребенщикова, она уже 20 лет преподаёт в Щепкинском театрольном училище, пыталась рассказать о том, чем М.Карбаускис отличается от других современных режиссёров: это влияние Западного театра, у него больше современных нот. «Будденброки – это был долгожданный спектакль. Это хорошо известная литература Томаса Манна. И его не нужно популяризировать: он уже давно своё место занял». Конечно, это сущая правда относительно Томаса Манна, но этого пока нельзя сказать о Миндаугасе Карбаускисе, при всё его бесспорном таланте. Ему ещё нужна популяризация и продвижение, что и делает РАМТ, вместе с нашим «Глобусом». И спасибо им за это.

При всей любви и уважении к РАМТу, я не могу сказать, что «Будденброки» как спектакль мне безоговорочно понравились. Возможно, но только отчасти, это связано с тем, что «Будденброки» - не мой любимый роман Томаса Манна. Не могу же я мечтать, чтобы М.Карбаускис ещё и по «Волшебной горе» сделал инсценировку и спектакль. Он сделал что сделал: то, что было ему близко и понятно. И тема действительно очень важная: о семье, о своих корнях, о своих ценностях. Семья – это особо важное в жизни человека любого поколения. Каждый человек, я думаю, может пытаться многое менять в своей и успешной, и в своей никчёмной жизни, в любой. Но родители, братья, сёстры, дети – это неизменная величина. Об этом думали и по-своему писали многие авторы, и «Будденброки» - тоже об этом. Спектакль получился действительно «не попсовый, требующий вдумчивого зрителя», как отмечала Л.Гребенщикова на пресс-конференции. Но «не попсовый», думаю, не означает местами скучный, местами затянутый, как получилось тем вечером.

Актерский ансамбль был превосходный. Оформление народного художника России Сергея Бархина – красивое и интересное.

... Как мне отметил старинный московский друг, куда более образованный и просвещённый в театральных делах, чем я, в РАМТе так всегда. Там все актёры талантливые и замечательные, что и я заметила.

Мне пока повезло посмотреть в ареле этого года только два других спектакля РАМТа : «Думайте о нас» и «Лифтоненавистник». Оба спектакля были очень хороши, надолго запомнились, каждый по-своему.

В спектакле по «Будденброкам» удивляет и даже удручает разная стилистика
режиссёрской работы в двух его действиях. Сначала это было, правда, похоже на новое прочтение классики, в первом действии. Потом, во втором действии, зачем-то и почему-то стилистика поменялась. Стало много не всегда оправданного крика, шума (тихий голос обычно более доходчив для тех, кто его слушает), и в целом это был будто бы другой спектакль.

Мне также (хотя это только детали) не понравилась режиссёрская находка в том, что талантливому актёру Илье Исаеву (Том Будденброк, старший сын семейства) нужно было несколько минут быть на сцене с расстёгнутой ширинкой его брюк. Как-то не впечатляет этот юмор ниже пояса, именно в этом спектакле. У других бывает такого гораздо больше, но речь ведь не о них. И даже если это там совсем не юмор, тоже не радует и не находит отклика такое режиссёрское решение.

Спектакль был очень важным: по очень актуальной теме. Про семейный быт, про семейные и все другие ценности жизни давно прошедшего века, и про их пересечение с нами сегодняшними. Нужный спектакль, но не такой уж очень удачный, на мой скромный взгляд простого зрителя. Все актёры, повторюсь, были очень хороши.

Спасибо РАМТу , что они к нам приезжали. Будет здорово, если Правительство НСО и наше Министерство культуры организуют здесь их настоящие гастроли. Будет что посмотреть и о чём подумать нашим зрителям.

Фото Игоря Бондарева, администратор по арт-персоналу, НАМТ «Глобус»
 

Просмотров:3401 Комментариев:8

Автор: Наталия Баранова

Дата публикации: 07 декабря 2011 19:58

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Варвара # 07 декабря 2011 23:57 Ответить

     А это вообще реально, чтобы РАМТ сюда с гастролями? Ну, хотя бы 3-4 спектакля?

  • Михаил # 08 декабря 2011 00:34 Ответить

     Мне спектакль очень понравился, хотя видел, что во время антракта многие уходили. Наверное, они на попсу пришли, а тут другое. Будем очень рады, если действительно удастся другие спектакли РАМТ здесь посмотреть.

  • lidia haslav # 08 декабря 2011 20:39 Ответить

    Радует, что РАМТовцы приехали в Н-ск. Еще большей радостью были бы их гастроли.   Театр очень интересный. "Берег утопии" -  один из самых потрясающих спектаклей в этом театре.

  • Haslav # 08 декабря 2011 20:42 Ответить

    РАМТ - один из интереснейших театров. А их постановка спектакля "Берег утопии" - одна из самых впечатляющих. Надо ждать гастролей в Н-СК...

  • Сергей # 09 декабря 2011 00:35 Ответить

     Спектакль по "Будденброкам" -   сложная штука. Смотрели с интересом, но с трудом дождались конца. Интересно, как бы тут было с "Берегом утопии"? Как я слышал, это совсем уж длинный спектакль, и уж тоже совсем не попсовый.

  • Полина # 10 декабря 2011 23:30 Ответить

    Наверное, проще в Москву съездить и в РАМТ сходить, чем здесь дожидаться их гастролей.

  • Татьяна # 13 декабря 2011 00:56 Ответить

     Слышала, что в Москве М.Карбаускис - это что-то вроде "священной коровы". Вряд ли кто-нибудь напишет, что его спектакль не очень понравился: просто не опубликуют. А мнения разные нужны и полезны. Хорошо, что вы их публикуете. 

  • Наталья Баранова # 15 декабря 2011 02:41 Ответить

     Спасибо за все комментарии, особенно про недавно полюбившийся мне РАМТ. Не думаю, что пока ещё достаточно юный и при этом весьма талантливый Миндаугас Карбаускис уж такая "священная корова", хотя кто их там в Москве знает: там всякое бывает...Сейчас нужно пожелать ему и успехов, и удач,   в сложных делах по восстановлению былой славы когда-то  по заслугам знаменитого театра им.Маяковского. Спектакли "Маяковки", при А.А.Гончарове, очень и очень любила, и в Москве виденные, и когда они в Новосибирск приезжали с большими гастролями в начале 80-х. Тогда  было явно не просто играть на огромной для них сцене нашего Оперного, но они это мужественно и успешно делали.Теперь мечтаю не только о гастролях  РАМТа здесь, но и о полноценных гастролях новой "Маяковки", когда у М.Карбаускиса что-то получится.  Такие гастроли - это вряд ли случится, но мечтать - не вредно, правда?

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий