102,34 $
106,54 €
Популярный материал
На днях в Новосибирске заслуженный артист России Аркадий Бурханов исполнил заметную роль во флешмоб-перфомансе на вокзале Новосибирск-Главный, в ходе которого состоялось коллективное исполнение известной патриотической песни «С чего начинается Родина». Получилось довольно необычное мероприятие, которое состоящий из оказавшихся в это время на вокзале музыкантов коллектив, провел в поддержку бойцов, в настоящее время участвующих в начавшейся более месяца назад операции по демилитаризации и денацификации Украины. Инициатором акции выступил Союз молодых композиторов, пригласив к участию волонтеров и неравнодушных коллег из филармонии и ГТРК Новосибирск.
Прошедшая акция, получив широкое освящение в стране, в то же время обострила вопрос о том, что деятели культуры страны до сих пор не решились на создания произведений, которые должны продемонстрировать художественными средствами миру и жителям страны ее справедливость и гуманность. Одновременно страну стали покидать артисты, которые раньше жили за счет бюджета страны.
Стоит вспомнить, что, например, во время Великой Отечественной войны легендарная песня «Священная война» появилась в первые дни после начала сражений. Текст песни был опубликован в ведущих газетах страны через двое суток, а еще через двое она, созданная на музыку Александрова, прозвучала публично. Всемирно известный плакат «Родина-мать зовет!» появился уже в конце июня 1941 года, через неделю после начала войны. Примерами высокого искусства до сих пор остаются сатирические рисунки объединения Кукрыниксы и других художников.
В то же время афганская и чеченская война 80-х и 90-х годов прошлого века практически не отразилась в высокохудожественных произведениях, когда государство «стеснялось» вкладывать деньги в связанные с ними проекты. В итоге тема стала предметом хаотичного бардовского творчества или неконтролируемых художественных исследований синдромов, полученных солдатами в результате военных операций.
В настоящее время мы слышим только новости об отъезде из России деятелей культуры, которые не поддерживают цели операции. За это время не появилось ни песен, ни адекватных плакатных решений, а также сатирического материала, который подчеркивал бы смысл проходящих военных операций и геополитическое значение происходящих событий.
Аркадий Бурханов, заслуженный артист России, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula Magica, профессор консерватории,
Так случилось, что я оказался в эпицентре обсуждения упомянутого в вопросе коллективного перфоманса на Новосибирском вокзале. Так случилось, что сразу же после появления ролика в соцсетях, я был единственным, кого в лицо узнали журналисты и начали называть чуть ли не исполнителем «сольного концерта на вокзале». По замыслу же создателей флешмоба, это была роль простого безымянного пассажира, который в ожидании поезда достал из чехла гитару и начал потихоньку наигрывать мелодию известной песни…
Предыстория этой записи такова: в первую неделю после начала Спецоперации у меня уже было осознание того, что я должен каким-то образом обозначить свое отношение к происходящему, и 8 и 9 марта мною были направлены два обращения в региональное и федеральное министерства культуры, в которых выражалась готовность принять участие в любых государственных акциях в поддержку боевых действий на Донбассе, я также предложил обсудить идею культурного проекта «Сибирь – Донбассу». Буквально через пару дней после опубликования текста обращения раздался телефонный звонок, и я получил предложение от председателя новосибирского отделения Союза молодых композиторов Ильи Ильдеркина записать видеообращение на ГТРК и принять участие в публичной акции на вокзале.
Стоит ли говорить о том, что подобная инициатива «снизу», а именно на этом я хочу сделать акцент, прошла процедуру всех необходимых согласований «наверху». Но, видимо, не всех и не везде. От коллег, участвовавших в акции, я узнал, что этот флешмоб задумывался более масштабным – с оркестром и большим хором. В результате, «оркестр» был сначала урезан до скрипки, виолончели и гитары, а за час до съемки, выяснилось, что и скрипки с виолончелью не будет – не получили разрешения. С певцами повезло больше – нашлось достаточное количество волонтеров, плюс оперативно сработала Новосибирская филармония, предоставив по письменной просьбе ГТРК солистов хорового ансамбля «Маркелловы голоса». Однако, например, новосибирская консерватория, получив аналогичное письмо о предоставлении поющих студентов, отказала в этой просьбе.
Два дня понадобилось в 1941 году, чтобы возникла песня «Священная война» и чуть позже она зазвучала из всех репродукторов страны! Каким же таким чудесным образом авторы песни оказались готовы в первые же дни войны осознать священность происходящих событий? Думаю, они были к этому готовы задолго до начала физических военных действий на территории нашей страны. По моему мнению, эта война продолжается и сейчас, как мы видим, не только на территории Украины. Более того, вообще не на какой-либо территории – этот «фронт» войны Тьмы со Светом пролегает в Душе каждого человека, а значит, каждый человек рано или поздно должен сделать осознанный выбор – на чьей он стороне? Осознать себя и свое место в этом мире. Более 30-ти лет нас отучали от попыток подобного осознания, навязывая сомнительные материальные и «духовные» ценности общества потребления. Оказалось, что за последнее десятилетие за государственный счет было создано множество разножанровых произведений, которые «не соответствуют культурному коду государства и несут идеологию, разрушающую традиционные моральные ценности страны в соответствии с установками геополитических противников России…»
Судя по всему, после мистической даты 22.02.2022 наша страна сделала резкий разворот и в первую очередь в сфере идеологии. Многие оказались к этому не готовы. Но, уверен, что «элитные рептилии от заводчика», по выражению Марии Шукшиной, стремительно покинувшие Родину в первых рядах, прекрасно осознавали, чем занимались, чьи заказы исполняли, и что за это им придется расплачиваться. Растерявшиеся в первые дни спецоперации министерские работники и руководители учреждений культуры, в большинстве своем, застыли в такой же позиции. То есть, внятных идеологических заказов нет, как нет и четко сформулированной, соответствующей текущему моменту в сфере борьбы идей идеологии государства в области культуры. О создании каких художественных произведений, сравнимых по значимости со «Священной войной» на начало второго месяца военных действий может идти речь? Но они появятся обязательно, ведь пришло время Света! Придет и осознание.
Инэсса Рябинина, управляющий партнер юридической фирмы
Последняя десять лет культурные деятели, по сути, обслуживали олигархию. Она была оторвана от народа, была такой обслуживающей девкой верхнего класса и наиболее обеспеченных слоев среднего. К сожалению, это было так. Вот только сейчас мы увидели, что культура стала поворачиваться лицом к простым людям. Только сейчас появились надежды, что теперь будут пересматриваться подходы к финансированию культуры Народ другого власти не простит.
Любовь Майснер, руководитель ООО Исследовательские практики Маркетинг+Консалтинг
Было бы очень интересно проанализировать структуру финансирования культуры за последние 5-10 лет, чтобы оценить, как именно работали эти деньги на достижение вышеуказанных целей. Хотя и без этого очевидно, что все это время «массовая культура» работала в обратном направлении по каждому пункту.
Сейчас, во время операции на Украине, когда общество объединяется, растет уровень патриотических настроений, а «деятели культуры», работавшие на самом деле в противовес целям культурной политики, самоустранились, появляется шанс, что культура начнет работать на поддержание «боевого духа» (тут я имею в виду не только военнослужащих РФ, но и все общество). Тут важно, чтобы поддержка шла именно тем деятелям культуры, которые искренне, от всей души любят Россию, а не тем, кто будет «тупо осваивать бюджет».
Я лично восхищаюсь певицей Юлией Чичериной, которая с 2014 года без излишнего пиара, не денег ради, постоянно посещала Донбасс, в настоящее время находится в гуще операции на Украине, поет для солдат («На передовой», «Рвать», «Моя Спарта», «Бог устал без хороших людей» и другие отличные вдохновляющие произведения).
Константин Зиновьев, управляющий партнер юридической компании
В настоящее время мне все чаще приходит на ум известная статья Горького "С кем вы, "мастера культуры"? И действительно, "культурных мастеров" у нас более чем достаточно. Каждый обживает свой уютный мирок, теплую сухую норку с неприкосновенными закромами. Народ же, в своем праведном гневе стал активно выражать позицию - сдавать билеты на спектакли и концерты. Более того, народ сам, вместо "мастеров культуры" восполнять пустующую нишу, в основном за счет бардовской песни. Считаю, что сотни тысяч "культурных" нахлебников, живущих за счет налогоплательщиков, должны наконец-о отдать свой долг. И не только в виде бесконечного развлекалова, но и в виде настоящих художественных произведений, отвечающих чаяньям народа. Ну а если нет – то покинуть свои теплые насесты.
Олег Викторович, президент АНО «Дом с часами»
Происходящие исторические события, очень ярко показали банкротство, скудоумие и продажность тех, кого в СМИ напрасно называют "деятели культуры"! Там есть заметные персоны, которые заблудились! Но, основная масса – это медийные персоны, в том числе и агенты влияния ультралиберального толка, которые профессионально ведут антигосударственную, деструктивную работу в нашей стране!
Настоящие деятели культуры, творят и трудят, сеют прекрасное, доброе, вечное по всей России! Это не разновидности "говорящих голов" из шоу-бизнеса и интернета, а созидатели подлинной, исконной культуры России и ее самобытных народов! Очень разных и при этом, родственных в стремлении к образу единого государства! Единых в миропонимании и в уважении к предкам! Россия и русский мир, это народы и территория спаянные в огромный коллектив – великой культурой и русским языком!
В том и коварство радикального-либерализма, что он очень тотален и непримирим к подлинному, духовному, жизнерадостному разнообразию, давит и уничтожает его! Современный либерализм – это тоталитарная секта на службе глобальной капиталистической, бесчеловечной системы! Уничтожает суверенные государства, народы населяющие разные континенты Земли! Унифицирует культуру, загоняет ее в глобальный, цифровой концлагерь. Информация в масс-медиа – это основной инструмент манипуляции общественным сознанием, инструмент влияния. Навязывают крайний эгоизм, низменные чувства, гипертрофированные амбиции и эгоцентризм! Этот симулякр, очень агрессивен, накачивается ресурсами, продвигается!
Служители искусства неповинны в провалах информационной и культурной политики, которую в нашем регионе осуществляют конкретные чиновники! Тут, больше видно общественный запрос к чистке рядов в самой власти! Всем теперь известна группа лиц, которые под видом экспертов, общественников, журналистов давно работают против государства и засветились в связях с "политическими сектами". Наши деятели культуры, буквально вынуждены прибегать к партизанским методам, чтоб выразить свою позицию и поддержать наших воинов! Пора проявить политическую волю и удалить прилипал и приспособленцев с ответственных позиций управления! Жизнь идет! Что-то рождается прямо сейчас! Надо убрать препоны с его пути, удалив нерадивых чиновников, чье бездействие, губительно сказывается на культуре!
Александр Голышев, российский культуролог, доктор культурологии, профессор
Традиции поддержки российского воинства искусством имеют большую и славную историю. Особенная роль, конечно, принадлежит музыке и песенному искусству. И сегодня они являются реальным фактором боеспособности Вооруженных сил РФ, укрепления воинского духа и великих традиций прошлого, связей с «большой землей». Мероприятия, подобные Новосибирскому, проходят и в Псковской области, и в других регионах страны. Некоторые мастера искусств выступают перед нашими воинами и на Донбассе. Это отрадно и совершенно правильно. Не преувеличу, если скажу, что воины-участники специальной военной операции спасают не только Украину, но и весь мир от национал-фашизма и третьей мировой войны. И в это же время произошел раскол в российской творческой элиты. Немалая ее часть покинула Отечество. Справедливо заметить, что главной причиной – была не идеология, хотя ею прикрывались, а спасение своих финансовых накоплений.
Пришло время выбора и выбор ими был сделан, но не в пользу «целостности и соборности», а прозападного паттерна. Их национально-культурная неукорененность выражалась в массовой культуре, базирующейся на низших эстетических аспектах творчества, которые хорошо оплачиваются, но стимулируют интеллектуальную деградацию личности, примитивизируют искусство. Поэтому от ее носителей не приходится ждать произведений, которые должны продемонстрировать художественными средствами миру и жителям страны справедливость и гуманность. А для серьезного искусства нужно еще время, чтобы осознать историческое значение этих событий, политическое и духовное подвижничество руководство страны, великий подвиг российского солдата. Все это должно отрефлексироваться в памяти народа, пройти через души творцов, стать произведениями искусства, которые обозначат новый период развития нашей культуры. Здесь очень высока роль деятелей искусства. Художник ответствен перед временем, историей, судьбой своего народа, за тот путь, который избран страной, но он ответственен и перед искусством, которое призван возвышать своим творчеством, талантом и гражданской ответственностью.
Просмотров:3341 Комментариев:0
Автор: Инна Легкова
Дата публикации: 11 апреля 2022 15:42
Источник: Большой Новосибирск