102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Симон Кордо́нский -- как принято говорить, широко известен в узких кругах. Закончил Томский университет по специализации «химия и биология». Стал кандидатом философских наук, защитив диссертацию по теме «Циклические процедуры научного исследования» в НГУ в 1988 году. Активно участвовал в семинарах и в деятельности рабочих групп по формированию стратегии рыночных и либеральных реформ. Поэтому мало кто удивился, когда в 2000году Симон Кордонский был назначен начальником Экспертного управления Администрации президента России.
В дальнейшем стал старшим референтом президента и получил классный чин действительного государственного советника Российской федерации первого класса. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» первой степени.
С 2008 года профессор Кордонский преподает в Высшей школе экономики, где заведует кафедрой местного самоуправления. Свои взгляды на то, как живет наша страна, Симон Кордонский изложил в книгах: «Рынки власти (административные рынки СССР и России)», «Циклы деятельности и идеальные объекты», «Сословная структура постсоветской России».
Не так недавно были названы лауреаты премии в области общественно-научной литературы "Общественная мысль-2010", учрежденной Институтом общественного проектирования. Премия по замыслу организаторов призвана способствовать «влиянию научной литературы на политический дискурс, настроения и осведомленность общества». Третью премию получил Симон Кордонский за книгу «Россия. Поместная федерация Административно-территориальное деление России в «реальности» и «на самом деле».
О том, чему посвящены его новые работы, исследователь рассказал на встрече на семинаре в Институте философии и права СО РАН. Тема на первый взгляд была весьма неожиданной: «Сословная структура в постсоветской России»:
-- У меня есть ощущение, что наша Российская Федерация — это такое уникальное образование, в котором его внутренняя структура принципиально не описывается импортными понятийными аппаратами! Когда нашу реальность рассматривают как иллюстрацию к этим импортным схемам, в результате следует вывод, что у нас все не так, как у них, и нужно провести очередную реформу, чтобы привести нашу реальность в соответствие с этими схемами. Один исследователь подсчитал, что с 1991 года у нас говорили о 42 подобных реформах, но последствий как-то не обнаруживается... Парадоксальная ситуация: у нас не только не происходит накопления знаний об устройстве страны, но это знание еще и вытесняется! На него просто денег не дают, поскольку оно никому неинтересно. То есть наша реальность воспринимается априори как плохая, поэтому и надо изучать, так сказать, передовой опыт и трансформировать эту самую реальность в соответствии с ним.
Всё то, что распределяется, я называю ресурсом. У нас есть не деньги, а финансовые ресурсы. А что делают с финансовыми ресурсами? Их выбивают, осваивают, списывают... То есть ресурсы не включаются в экономический оборот. И машина государства работает на то, чтобы, во-первых, определить ресурсное поле, потом эти ресурсы консолидировать в бюджете или иных институтах, а после — распределить. И здесь возникает проблема — как?! Это проблема приоритетов и групп — и здесь возникает понятие сословия. Ясно, что ресурсы нужно распределять справедливо. А что это значит? Значит сообразно значимости некоей группы для государства. Поэтому возникает структура сословий как групп, которые созданы государством сообразно его целям. И бюджет «пилится» между этими сословиями.
Есть социальная стратификация, есть сословная и есть классовая. Социальная — это объективка: пол, возраст, образование... Сословная — это введенное государством или по традиции существующее разделение по доступу к ресурсам. Классовая — это дифференциация по уровню потребления. Между ними есть отношения...
Сословия иерархизируются, и процесс иерархизации я называю взиманием сословной ренты. За что платят гаишникам? Что это означает в социальном смысле? Это означает признание старшинства сословия гаишников над сословием автовладельцев. Кстати, эти отношения складываются в разных регионах по-разному. Наблюдая, кто кому платит, можно восстановить иерархию сословий. Сословная рента и связывает всю эту структуру в целостность. Когда говорят, что у нас коррупция, — это, с моей точки зрения, совершенно неверно, поскольку рента, которую называют взяткой, — это клей, который связывает сословия в целое. После того, как была импортирована и внешним образом навязана стране Петром и его последователями такая структура, и возникла вот эта рента.
Дифференцированная социальная структура возникает как следствие некоторых нормативных актов по установлению социальной справедливости, то есть по распределению ресурсов. И держится она на устоявшихся связях между разными элементами социальной структуры. И основная форма связи — выплата ренты, которая... называется у нас по-разному. С сословной структурой у нас вообще происходят странные вещи. В отличие от других государств, где сословное и классовое расслоение существуют синхронно в одном времени — физическом и историческом, у нас они разведены по времени. Есть какие-то длинные периоды доминирования сословной структуры, которые завещаются революциями, в результате чего сословная структура уничтожается. Возникает на короткое время социальное расслоение на богатых и бедных, начинается движение социального протеста. Власть это понимает и предпринимает усилия — создается новая социальная структура, в которой будут торжествовать новые принципы социальной справедливости.
1917 год: имперская социальная структура сломалась. Она была тронута раньше — в 1861 году. С отменой необходимости для помещиков заботиться о крестьянах. Появились разночинцы, сломалась вся сословная сетка и политическая система. Произошла революция и очень быстрое социальное расслоение. Когда в конце 20-х годов прошлого века была сформирована новая идеология социальной справедливости, пошел процесс создания новой сословной структуры, состоящей из рабочих, крестьян и служащих. Для того чтобы построить социальную структуру, состоящую из этих категорий, были проведены массовые репрессии, в рамках которых представители старых сословий были либо переведены в бесправное состояние, либо просто физически ликвидированы.
Эта структура сломалась только вместе с отменой шестой статьи Конституции о руководящей роли КПСС. В 1989—1990 годах она треснула, и началось социальное расслоение, которое мы тогда называли реформой, построением рынка. Где-то в начале нового тысячелетия тенденция снова была оборвана, и началось строительство новой социальной сферы. Носители идеологии классовой дифференциации были избирательно изолированы, и потом пошел самопроизвольный процесс создания нового и справедливого общества... Получается, что мы с вами, собственно говоря, современники новой формы социальной справедливости.
Лет двенадцать, а то и пятнадцать мы старались построить что-то похожее на СССР. Но в общем не получилось. Сегодня страна в реальности состоит из округов разного рода, регионов и всего прочего. Но на самом деле состоит она из поместий разного рода, вложенных друг в друга. Самый низкий уровень поместья — дача — как способ убежать из реального пространства в настоящую жизнь и выстроить ее по собственному усмотрению. Охота, рыбалка, баня, брачные отношения — это пространство, где реально решаются проблемы.
Конечно, есть административно-территориальное деление, но реально страна разбита на систему поместий. Похоже, что реальная структура государства не может существовать вне поместной структуры, без нее. Поместное мироустройство — это необходимый элемент контроля над пространством. У меня ощущение terra incognita от страны — так она сложно и интересно организована.
У нас очень жесткая система: если ты в 45 лет не генерал — на пенсию. А куда мужику здоровому в 45 лет деваться? Он всю жизнь служил, и он, естественно, идет туда, где продолжается его служба. Ежегодно в стране увольняются в запас где-то около 50 тысяч подполковников и полковников. Куда они деваются? Ответ — они идут во власть, особенно если малопьющий, особенно если знает языки... И это естественный процесс, а не какая-то государственная политика.
А олигархи — это элемент классовой структуры, который сейчас исчезает. Был период с 1991 года, когда пошла классовая дифференциация. Советская сословная отмерла и возникла классовая, и в ее рамках появились те, кого называют олигархами, то есть те, кто хапнул больше и сумел убежать. Но это ведь не постоянная категория... Были времена, когда поколения банкиров менялись раз в полгода: с 1992-го по 1996-й — то ли отстрел, то ли уход в тень... Но, в общем, быстро менялись.
А потом пришел Анатолий Борисович Чубайс и решил зафиксировать эту структуру, которая была на тот момент ему приятна. То есть оставить ресурсы у тех людей, с которыми, как ему казалось, он схож по возрасту, образованию и воззрениям. Была проведена политика финансовой стабилизации, и в результате зафиксировано то, что мы имели до 2002—2003 годов. А после эта структура потеряла актуальность, и предприниматели чубайсовские (по генезису, естественно) вынуждены были стать коммерсантами, то есть работать в отношениях с бюджетом.
Я был во власти и не видел там плохих людей. Они все исполнены самых благих пожеланий. Но во что упирается забота о благе народа?! В те самые горизонтальные структуры... Все позитивные размышления о жизни строятся с перераспределением бюджета в пользу поместий. Опасность ли это или гарант стабильности? Я не знаю... Это проявится, если возникнет дефицит ресурсов. Сословная система стабильна, когда есть поток распределяемых ресурсов — есть что делить. И любое уменьшение этого потока будет воспринято как вызов...
Просмотров:2860 Комментариев:14
Автор: Владимир Кузменкин
Дата публикации: 19 июля 2011 14:28
Источник: Большой Новосибирск
Екатерина # 19 июля 2011 16:44 Ответить
Очень интересный текст. Особенно про сословую ренту, которую собирают гаишники с автовладельцев.
Максим # 19 июля 2011 16:46 Ответить
А не укажет ли кто-нибудь, где можно купить или взять в библиотеке (скачать в итернете) труды героя публикации?
марианна # 19 июля 2011 16:48 Ответить
С удовольствием почитала бы произведения этого Кордонского. Сразу видно, что человек наделен не только чувством юмора, но и критическим мышлением.
Игорь Дмитриевич # 19 июля 2011 16:50 Ответить
А по-моему, и Кордонский, и его почитатели просто одержимы чувсвом классовой ненависти автомобилистов -- к гаишникам, народа -- к власти т.п.
Лидия Львовна # 19 июля 2011 16:52 Ответить
Я так понимаю, что в этом и актуальность трудов Кордонского: классовая ненависть между властью и народом, так же как между гаишниками и автомобилистами -- это ненормально и в конечном итоге ведет к краху системы
Симеон Полоцкий # 19 июля 2011 16:54 Ответить
Если б такие, как Кордонский, не нагнетали эту классовую ненависть, не было бы никакого краха
Революционер # 19 июля 2011 16:57 Ответить
Так ведь дело не в конкретных кордонских, а в системе. Если она гнилая -- рухнет рано или поздно, как советская власть. А если крепкая, как демократия в США, то простоит и три и пять столетий. Неужели вы думаете, что в США нет никаких кордонских? А там не было революций уже 300 лет!
ZloyChebur # 20 июля 2011 09:23 Ответить
Даже не думал о таком варианте, до сегодняшнего момента. купить окна veka
наталья # 20 июля 2011 18:26 Ответить
Как-то не очень связно Кордонский тут выступает. Наверное, редактору надо было с ним поработать.
наталья # 20 июля 2011 18:26 Ответить
Как-то не очень связно Кордонский тут выступает. Наверное, редактору надо было с ним поработать.
григорий # 20 июля 2011 19:22 Ответить
Очень приятно, что в последнее время на Меганске появляются тексты умных людей издалека -- в смысле не из наших пенат. Где еще в столице Сибири прочитаешь сегодня Кордонского или Сульмана! Чем больше таких имен -- тем приятнее и умнее будет читатель. Тогда и комментарии будут больше по делу. а не про какие-то детали, не имеющие отношения к сути сюжета. как, например. про гаишников в этом материале.
сибиряк # 24 июля 2011 17:43 Ответить
Сходил в книжный, купил новую книжку Кордонского. "Поместная федерация" называется. Очень умный мужик -- сложно излагает, но зато совершенно верные выводы и очень неожиданные тоже. Полезно переварить!