Бурый уголь в Новосибирске: главный вопрос – зачем?

Депутат Совета депутатов г. Новосибирска Иван Конобеев (фракция КПРФ) рассказал о проблеме перевода новосибирских ТЭЦ на бурый уголь, которая вызывает все больше вопросов в городском сообществе.

– Побывал на круглом столе, посвященном проблеме перевода энергосистемы города на бурый уголь. За столом сидели новые владельцы «СИБЭКО», депутаты, общественники , эксперты и много энергетиков. Многие знают, что инфраструктура нашей родной до боли «СИБЭКО» (Сибирская энергетическая компания) была приобретена «Сибирской генерирующей компанией» (СГК) и… грядут изменения. Какие именно? Ребята уже отметили, что нужно вкладывать в парящие теплоузлы (факт, надо) — это значит пересмотр тарифа в ближайшей перспективе? А еще они хотят жечь в топке менее ликвидный дешевый бурый уголь вместо более дорогого черного. И тот, и другой СГК добывает самостоятельно. Приобретение нской энергосистемы для СГК — это очень крупная сделка, до сих пор компания снабжала энергией порядка 3,5 млн. человек и была прописана в Красноярском крае, Кузбассе, на Алтае и в Хакасии.

– Итоги круглого стола такие. Энергетики консолидированы, на все вопросы ответили без проблем. Но. Я, конечно не энергетик («не гинеколог, но посмотреть могу»), могу лишь на уровне логики оценивать прозвучавшие аргументы. Так вот. Нам популярно объяснили, что используя худшее по калорийности, примесям и более проблемное в хранении топливо, компания добьется более высоких показателей по экологичности, безопасности и эффективности. Ну, это же нелогично! Опускаясь до совсем уж банальных аналогий, меня убеждают, что в современный автомобиль, работающий на 98-м бензине собираются лить 80-ый, а автомобиль будет ехать лучше и выбросов будет меньше. В общем, нужны эксперты… так скажем, менее ангажированные. Нужно формулировать для них вопросы, получать ответы, сравнивать с тем, что сегодня услышали на круглом столе. Дальше по обстоятельствам.

СГК, конечно, молодцы, что согласились прийти в горсовет и ответить на вопросы, услышать мнения и т.д. Настроенность на диалог — это правильно. Могли бы и не приходить, но с вытекающими последствиями в виде общественной реакции. Вообще говоря, город с его полномочиями может только поинтересоваться, способен ли новый собственник гарантировать функционирование системы снабжения. Полномочия муниципалитета – по закону ФЗ-131 обеспечить тепло в домах. Забавно да, собственник частный, а муниципалитет знай себе обеспечивает…

Про выступления. Экс-губернатор Псковской области, а ныне топ-менеджер СГК Михаил Кузнецов аккуратно обозначил цель ведущихся пробных топок бурым углем — изучить последствия и возможности перевода на альтернативный тип топлива. И тут же дал предварительную информацию, что (скорее всего) перевести можно только одну – ТЭЦ-5. Это уже к работающей на буром угле ТЭЦ-3. Пробные топки, по словам топ-менеджера СГК показали, что бурый уголь на ТЭЦ-5 даёт по сравнению с черным углем в два раза меньшие выбросы по оксиду серы. Михаил Кузнецов предостерег критиков бурого угля от прямой лжи и объявил о готовности быть прозрачной и ответственной компанией.

С противоположной позиции прозвучало выступление Сергея Пащенко (НГУ Экоэкспетиза). Стоит отметить, что Пащенко – совсем-совсем не оратор. Поэтому услышали не все и не всё. Впрочем, кое-что интересное все-таки прозвучало: на нагрев одного и того же количества теплоносителя бурого угля нужно в 1,7 раза больше (больше выбросов); золы на тонну произведенной горячей воды от бурого угля на 20% больше (больше площадь вредных для здоровья золоотвалов); перевозка за 1000 км из Красноярского края быстро окисляющегося бурого угля сведет на нет первоначальную более низкую стоимость по сравнению с черным углем (экономический эффект сомнителен); уже разыгран лот на покупку бурого угля для новосибирской энергосистемы (выходит, речь идет далеко не об изучении возможностей).

Следующее экспертное выступление от представителя Института теплофизики СО РАН Сергея Алексеенко началось славословием Михаилу Кузнецову, который «не просто менеджер, а физик по образованию». А продолжилось вполне подходящей к случаю рекламой технологий для угольной энергетики, которые может внедрить Институт на базе большого хозяйства СГК.

Я попросил ответить Михаила Кузнецова на главный вопрос: «Зачем?». На что получил очень аккуратный ответ про то, что рынок углей очень сложный, что топить бурым углем для компании — это гарантия свободы принятия решений и выход из-под гнета завышающих цены игроков на рынке, но больше сказать нельзя, потому что это — коммерческая тайна.

Из всего этого я понял следующее:

1. СГК хочет жечь на ТЭЦ-5 дешевый бурый уголь, несмотря на то, что везти его придется из Красноярского края.

2. СГК не планирует крупных инвестиций в фильтры и уловители на ТЭЦ-5, потому что нынешние справляются с отходами от бурого угля лучше, чем от черного, на котором до сих пор работала станция.

3. Вопрос о тарифе — следующий шаг для СГК, т.к. он занижен по сравнению с другими регионами и у нас полно парящих теплоузлов. Из-за необходимости в будущем выходить с этим вопросом на горсовет СГК сегодня с готовностью идет на контакт.

4. Технология — это внутреннее дело компании и «не ваши проблемы», а проблемы энергетиков. Главное, чтобы не было возражений у Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Просмотров:2304 Комментариев:1

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 13 апреля 2018 09:26

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Pashenko-Ecolog # 20 апреля 2018 22:45 Ответить

    http://www.opf.nsu.ru/ru главное графики и цифры - остальное БЛА БЛА

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий