Сергей Дьячков: «Выход один – честные выборы и подготовка управленцев»

Этим летом специалисты оживленно обсуждают новую тему: будет ли в России кредитный дефолт? Взялись смотреть ситуацию по регионам и обнаружили немало интересного.Не только для себя – для нас в том числе…

Вот один из выводов: «Самый большой долг в сравнении с уровнем дохода накопило население Новосибирской, Воронежской, Самарской, Иркутской областей и Хабаровского края… Санкт-Петербург демонстрируют средние темпы роста по рынку, другие регионы с городами-миллионниками - Свердловская и Новосибирская области - опережают рынок».

Ситуацию прокомментировал известный новосибирский аналитик, управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков:

-- Это означает, что значительная часть людей в Новосибирской области, грубо говоря, просто проела свое будущее. Людей научили жить в кредит: бери деньги и покупай сейчас, а расплатишься потом… И так происходит по всей стране. Это совершенно нормальное явление для общества потребления; здесь как раз ничего удивительного нет. Россия – вовсе не первая страна, которая через все это проходит.

Скажем, американцы к 2007 году были закредитованы настолько, что годовые доходы домохозяйств были заложены несколько раз! Собственно говоря, они четыре года потом долги отдавали, до сих пор еще все не отдали. И россияне, безусловно, пойдут тем же самым путем.

Сегодня в Новосибирской области есть домохозяйства – я думаю, что у нас их больше, чем в среднем по России, – у которых доходы заложены на несколько лет вперед. Есть много людей, у которых пять и даже больше кредитов. То есть схема такая: проел кредит – берешь другой, чтобы расплатиться… А кредит дадут, ведь у человека хорошая кредитная история.

-- И, все-таки, почему у нас процент невозврата кредитов относительно больший, чем в большинстве регионов?

-- У нас есть определенная специфика: Новосибирская область – территория вполне диверсифицированная по отраслям экономики. Это давало в последние годы бурный рост и неочень большие потери во время кризиса.То есть у нас достаточно хорошая экономика относительно других регионов. И вполне естественно, что банки к нам потянулись – население не испытывало каких-то страхов… Наши люди боялись меньше, чем жители добывающих регионов. Думаю, что не стоит оставлять без внимания и психологические причины при рассмотрении ситуации.

Кроме того, надо понимать, что Новосибирск – третий город страны не только по населению, но и по уровню экономического развития. И банки, которые сюда пришли, раскручивали свои услуги, активно предлагая населению кредиты. Посмотрите, сколько в метро объявлений «возьмите кредит!» До сих пор предлагают… Но сейчас уже и другие предложения появились: если у вас есть проблемы с банками, если вам не дают кредит – обратитесь к нам, и мы вам поможем! Люди перестали жить «на свои», они теперь живут в кредит. Они подумали, что кризис уже кончился, и впереди только рост. Они почему-то считают, что кризиса нет – и это их большая ошибка.

-- Но, похоже, именно так все и останется в ближайшем будущем.

-- По факту многие новосибирские заемщики, которые набрали кучу кредитов, не смогут с ними расплатиться. И мы получим фактические дефолты, хотя юридического понятия дефолта частного заемщика в России нет. Но ведь к этим людям придут судебные приставы, и мы в итоге получим очень шумные истории.

-- Будет ли это влиять на политическую ситуацию в регионе?

-- Есть вопросы. Ведь гражданин наш так устроен, что он мало думает своей головой. Зато он все время уверен, что государство его защитит! Такое уж у нас патерналистское общество. И беда в том, что власти – в первую очередь, федеральные, и, во вторую, региональные -- все время говорят гражданину: Не бойся! Мы все решим!

И гражданин всем этим обещаниям и заверениям верит; когда ему плохо – он уповает на родное государство. Но вот тут и возникает самое интересное: государство за гражданина платить не будет! Весьма характерна в этом смысле ситуация с дольщиками.

-- По числу «обманутых дольщиков» мы опять же находимся в числе лидеров среди всех регионов. Хотя такое лидерство, конечно, никого не радует: ни власть, ни граждан.

-- Я много раз разговаривал с так называемыми обманутыми дольщиками. Суть их позиции подчас сводится к следующему: гарантии за конкретного застройщика давала либо городская либо областная администрация… Но давайте посмотрим на контракты! Никто ведь дуло к виску не приставлял, не заставлял силой эти документы подписывать. Люди сами добровольно отдали свои деньги – это факт. Но скажите, в каком контракте записано, что отвечает за застройщика власть? Где вы такое видели?

Люди несут деньги, думая, что эти инвестиции чем-то защищены. Они полагают, что покупая сейчас по дешевке, потом они получат прибыль в виде роста стоимости этого жилья. Но ведь не может хорошее быть дешевым! А если вы принесли свои деньги в обмен на какие-то бумажки, то полезно было бы посмотреть, что в этих бумажках написано…

Так ведь не читают как надо! А потом идут в областное правительство и говорят: помогите нам! То есть: помогите за счет налогоплательщиков Новосибирской области! А это почему?! Ведь вы осуществили свой свободный выбор, по своей воле отдали деньги частному застройщику, значит, вы и должны разбираться с последствиями ваших собственных решений. Почему налогоплательщик должен покрывать издержки вашего мышления?!

Ну, а дальнейшее вполне понятно: на таких вот ситуациях делают себе политический капитал разного рода авантюристы.

-- Получается, что перепрыгнуть через этот этап нельзя – можно его только пережить?

-- Наш город довольно быстро рос в последние годы – перед 2008 годом и в 2010-2012 годах. Повторю: экономика у нас диверсифицированная и достаточно устойчивая. Мы не «проседали» так сильно, как Красноярский край, например. И это, конечно, означает некую инвестиционную привлекательность. Однако и тут есть вопросы…

Такой, например: почему наши граждане не используют положения ФЗ-214? А ведь они могли бы предъявить претензии по закону обманувшим их застройщикам. Они имеют на это право, но не пользуются им. Почему они предпочитают ждать? Надеются, что им все возместят из бюджетных денег?! Но, извините, а вы хорошо знаете ситуацию с нашим областным бюджетом?

-- Что-то где-то читали или слышали…

--Я бы сказал, что ситуация плохая. И это как раз и есть показатель, извините, эффективности наших менеджеров от власти. Ну как можно говорить, что мы будем строить метро без федеральных денег, но с помощью инвесторов?! Кто же захочет сюда деньги вкладывать?! И третий мост тоже не бесплатно для нас строится: это ведь кредит, за который потом придется расплачиваться налогоплательщикам в конце концов. И таких примеров приводить можно много…

В общем, получается такая картина: с одной стороны имеем патерналистски настроенное население, а с другой – крайне неквалифицированные управленцы на всех уровнях:районном, городском, областном.

-- Тогда последний вопрос – по дедушке Ленину: что делать?

-- Выход один – честные выборы и подготовка управленцев. Я об этом как-то даже статью напечатал в «Огоньке». Но теперь очевидно, что одних только честных выборов мало.Если больше ничего не предпринимать, то к власти придут опять неквалифицированные люди. Поэтому нужно повышать квалификацию тех людей, что идут во власть.

Это будет большой труд для всей нашей большой страны. Но я некоторым образом надеюсь на частный бизнес, который в сегодняшней сложной ситуации учится управлять. Не сказал бы, конечно, что много достойных людей из бизнеса готовы сегодня идти во власть…

Просмотров:3844 Комментариев:9

Автор: Владимир Кузменкин

Дата публикации: 20 августа 2013 01:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Коренной # 20 августа 2013 16:42 Ответить

    Толковый комментарий. Но ждать долго придется, ВЕДЬ СИСТЕМА ПОРОЖДАЕТ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО НУЖЕН ДЛЯ ЕЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА.

    • Галина   написал для  Коренной # 08 сентября 2013 19:01 Ответить

      "Подготовка управленцев" -отлично! Партия КПЕ(курсом правды и единения) уже 20 лет предлагает ДОТУ (достаточно общую теорию управления) для изучения. А результат = Заельцовский суд г Новосибирска в 2013г признал эти материалы ЭКСТРЕМИСТСКИМИ. Даже, не ознакомившись с заключениями всех должных инстанций. Судебный произвол!  При участии мэра или же напрямую по указаниям  сотрудников премьера???

  • Кирилл # 20 августа 2013 18:36 Ответить

    "честные выборы" - мда... где-то это мы уже проходили:) хехе:))

  • свой # 20 августа 2013 18:59 Ответить

    И третий мост тоже не бесплатно для нас строится: это ведь кредит, за который потом придется расплачиваться налогоплательщикам в конце концов. И таких примеров приводить можно много…

    ну приехали, а мост-то оказывается в кредит у нас строят. вот так новость..

  • Василиса # 21 августа 2013 11:03 Ответить

    Жить в кредит не очень хорошо. Люди живут сегодняшним днем, не думая о завтрашнем. А это плохо. Вот раньше была плановая экономика. Люди тоже планировали свое будущее.

    • Кровавая Мэри   написал для  Василиса # 21 августа 2013 18:30 Ответить

      Да, к сожалению такая тенденция есть. Ведь весь город рекламой заклеили - кредит, займ, без документов-без поручителей... Простой люд и ведется, а платить-то нечем потом. Печаль.

  • Марат # 22 августа 2013 11:11 Ответить

    Никто ведь дуло к виску не приставлял, не заставлял силой эти документы подписывать. Люди сами добровольно отдали свои деньги – это факт. Но скажите, в каком контракте записано, что отвечает за застройщика власть? Где вы такое видели?

    нет, никогда не переведутся в земле русской дурачки...

  • Alex # 23 августа 2013 10:52 Ответить

    Да, с кадрами просто беда. Уж очень много "дурачков" развелось в органах власти. И откуда они берутся? Каждый раз только руками разводишь при новом назначении. Просто такие люди сейчас нужны системе. От этого никуда не деться.

  • Г-н Абдул-Хамид # 24 марта 2014 23:04 Ответить

    Я Абдул-Хамид Муса кредита кредитор Абдул-Хамида ФИНАНСОВ, Мы предлагаем как личные и бизнес-кредитов с капитальной базы между суммой $ 1,000.00 до $ 300,000,000.00 долларов США, европейских евро или фунтах стерлингов для частных лиц, фирм и сотрудничать органы, независимо от их семейное положение, пол, религия, местоположение, но должны быть правовые средства погашения кредита в течение определенного срока и должны быть достойны доверия с процентными ставками, как низко как 3%. адрес электронной почты: abdulhamidfinance@yahoo.com

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий