Год российской истории

2012 год – уникален по насыщенности на «круглые даты» отечественной истории. Год исторических юбилеев – это повод задуматься над тем, что происходит сейчас, возможность ещё раз осмыслить историческое прошлое и сделать выводы.

Мы должны определить своё место на всемирной исторической доске и научиться гордиться своим прошлым, а не стыдиться его.

История должна научить нас уважать прошлое, чтобы оказаться в грядущем. В истории не должно быть белых пятен и чёрных страниц!

Общество и народ, в котором напрочь отсутствует интерес к своему прошлому, объективно обречены на гибель, так как потеряли механизм передачи исторического опыта и традиций от поколения к поколению.

* * *

Люди, как существа социальные, всегда объединяются в разнообразные социальные группы: сословия, классы, народы и т. д.

Народ – это краеугольная социальная группа, вокруг которой образуется государство и формируется культура.

Под народом в социологии обычно понимают некую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков – языка, культуры, территории, религии и исторического прошлого.

Язык народа – это не просто знаковая система, обеспечивающая общение между отдельными индивидуумами, но, прежде всего, определенный образ мышления.

Базовый набор ценностных ориентиров русского человека заметно отличается от западноевропейского или американского, но он не лучше и не хуже, а просто другой! Русский язык – это язык духа, язык размышлений о предназначении человека, язык смыслов и «копания» в себе с целью духовного роста и совершенствования.

Вспомните, хотя бы великое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сколько там мотивов, связанных с переживаниями героев, их осознанием совершённых ошибок, личностного горя, надеждой и верой в будущее.

Русский язык – это язык чувств, эмоций, страданий. Именно поэтому в русском языке огромная палитра значений у одних и тех же слов, обозначающих один и тот же предмет или действие, но передающих разные смысловые оттенки. Поэтому только язык народа по-настоящему характеризует культуру.

Культура народа – область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Культура – это специфический (коренной) признак народа.

Ведь люди даже пищу по-разному принимают, не говоря уже о строительстве жилищ, ведении и организации хозяйства или осуществлении религиозных культов.

Неслучайно марксисты под культурой понимали исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Говоря о территории, мы имеем в виду географию. Географические особенности определяют все сферы жизнедеятельности цивилизации (экономики, социальных отношений, политики, духовности, этики, морали и нравственности).

Наше поведение предопределено природой. Как существа разумные, мы, естественно, можем действовать и вопреки естественным (традиционным) стереотипам поведения, но чаще всего поступаем так, как установлено предками (заведено). Например, русские стали русскими и потому, что всегда жили в территориально огромной стране с редким населением, холодным климатом (отсюда низкая урожайность и производительность труда, но никак не от врожденной лености!), коротким летом (с определенным производственным циклом, заставляющим работать на «рывок»), высокой мобильностью населения из-за постоянного наличия фонда «свободных земель».

Кроме того, русский народ всегда, на протяжении своей истории, был хорошо обеспечен дешевыми природными ресурсами, что привело к расточительности и вере в бесконечность естественных богатств страны.

По своей ментальности русские являются коллективистами. Русская община – «мир» – благополучно дожила до 30-х годов XX века, а, если считать эпоху колхозов продолжением русской национальной традиции, то практически вплоть до сегодняшнего дня. К её особенностям можно отнести следующие факторы:

- круговая порука и стремление к справедливости в системе распределения ресурсов, а иногда и результатов труда;

- социальная ответственность в смысле защиты прав своих членов во «внешнем мире» и поддержке обездоленных, то есть неспособных к самостоятельному обеспечению своих потребностей;

- самоуправление – «крестьянское общество» решало все внутренние вопросы, даже, если они касались и социальных протестов против властей, поэтому «крестьянская община» являлась настоящим институтом «русского гражданского общества», где его элементом выступал не индивидуум, а социальная группа – «мир»;

- традиционализм – русские крестьяне жили по обычаям предков и «почти» в гармонии с природой, передавая народную мудрость, обряды и религиозные таинства из поколения в поколение. Правда, справедливости ради, следует отметить, что развитие капитализма заставляло крестьян более «хищнически» относиться к природе, меняло их образ жизни, язык, мышление, культуру, вносило новации в традиционное поведение и экономику, но это были всё-таки минимальные изменения, которые не носили революционного характера. 

Коллективное мышление определяло абсолютно всё, в том числе и отношение к индивидуальному материальному богатству. В России к нему в основном относятся негативно. Индивидуализм осуждается как отрицательное качество. Местоимение «мы» в нашем сознании носит позитивный характер в отличие от местоимения «я».

Личность – это человек, живущий ради общества, а не тот, кто просто добился успеха. Этого в России недостаточно. Личность – это стремление к всеобщему благу при скромном индивидуальном бытии.

Мы можем восхищаться мелким предпринимателем, сделавшим что-либо для социума, человеком от науки, искусства, спорта, и многое им прощать, но практически не встречается массового (общественного) уважения к людям от экономики (и особенно это касается олигархов).

В религиозном отношении мы наследники великой византийской культуры, что сегодня является неким моветоном. Византия была центром православия, то есть правильной веры, религии в наибольшей степени сохранившей черты и традиции раннего христианства. Русские – это православные христиане.

Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях, – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. По православному учению Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение.

Причём в православии крещение одинаково как для церковнослужителей, так и для мирян, чем признается их равенство перед Богом. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на I (в 325 году в Никее) и II (381 году в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние – ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный)1.

Однако в русской религиозной культуре сохранились элементы славянского язычества. Наша вера в домовых и прочую нечисть явно выдает наличие некого двоеверия. Раздвоенность русского религиозного сознания (когда в душе люди верили во Христа, но при этом отдавали должное «неким существам невидимого плана») сделала нас терпимыми не только к другим народам, но и к другим конфессиям. У русских людей в характере допускать возможность существование «чего-то еще», кроме «единственно правильной нашей» веры, признавать свободу совести для человека, отправляющего свой религиозный культ по-другому. При этом мы всё-таки христиане, верующие в высшую божественную справедливость.

Кстати, наше неприятие западных инноваций в области юриспруденции связано именно с верой в высшую справедливость, а не в законы, придуманные людьми, а, значит, априори несовершенные.

У любого народа есть история. Общее историческое прошлое, как строительный раствор, скрепляет отдельных людей в общность, так как общие победы, поражения и общие исторические свершения сближают интересы индивидуумов настолько, что у них появляются совместные цивилизационные проекты, такие как государство, в рамках которого формируется определенный общественный уклад жизни, удобный для создавших его людей.

Свою историю необязательно любить, её необходимо знать и помнить. В противном случае, сначала рушися общество, потом государство, а затем вымирает и распыляется народ, утративший своё единство и превратившийся в «оголтелую» толпу или «население».

Отдельные его представители могут выжить и даже неплохо пристроиться в других сообществах, но, увы, рано или поздно они будут ассимилированы. К сожалению, от подобной участи не застрахованы даже великие народы, что не раз подтверждалось на страницах «книги прошлого». Как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Она жестоко наказывает аутсайдеров, проигравших борьбу за выживание на историческом олимпе.

Возьмите хотя бы римлян, бесследно растворившихся в итальянцах, французах, испанцах, португальцах, румынах и других европейских народах, конечно же, сыграв важную роль не только в их этногенезе, но и культуре.

В такие моменты только «сильная» личность (или группа личностей) может спасти общество, и, укрепив государство, начав «пересборку» социальной матрицы народа. В этом случае «старый» народ (народы) также могут исчезнуть, но разрыва исторической традиции не произойдёт.

В русской истории такое событие случилось в 1380 году, когда под знаменами Дмитрия Донского на битву с войском Мамая на Куликовом поле вышли: москвичи, тверичи, ярославичи, нижегородцы и другие «древние русичи», а с победой вернулись уже русские, унаследовавшие культурный и духовный опыт Киевской Руси. Древние русичи – это римляне русской/российской истории.

А 8 сентября 1380 года – это день рождения современной России.

Само наличие этих признаков отнюдь не превращает некую группу людей в народ. Именно образование связывает их в единое целое. Мы даже не задумываемся над тем, что образование как система включает в себя не только процессы обучения и воспитания подрастающего поколения, но и квинтэссенцию представлений народа о самом себе – мифологию.

Мифотворчество народа – это обобщение исторического опыта, консервация определенных стереотипов поведения людей (которые усваиваются неосознанно и передаются от одного носителя к другому), наконец, способ определить своё место на мировой доске истории.

Мифы облегчают жизнь отдельных людей, но заметно усложняют общественную жизнедеятельность, так как вносят в неё дополнительные оттенки исторического «многоцветья». Каждому известно, что на историю нельзя смотреть через «розовые» очки и воспринимать её в чёрно-белых тонах. Она многогранней и сложней.

Например, у русского народа есть миф о «Святой Руси». Его смысл заключается в обожествлении нашей Родины, «земли русской». «Свят» не только народ, но и земля, на которой он проживает, в смысле почвы. Это миф о патриотизме – Родину нужно любить всегда и защищать ее даже ценой собственной жизни. Кстати русская поговорка: «своей земли не отдадим ни пяди», не от жадности, а от представлений о святости земли. Разве можно отдавать врагу святое. На этом нехитром филологическом выражении воспитали не одно поколение русских патриотов: от Александра Невского до Георгия Жукова. Любовь к Родине формируется обыденно и непринужденно, так же, как возникает любовь к матери. Она есть, и мы не задумываемся почему. Мы не рационализируем это обстоятельство, а просто самозабвенно любим женщину, давшую нам жизнь.

Народ живёт мифами. В народном творчестве мифы расходятся на былины, сказки, пословицы, поговорки, приметы, анекдоты и прочее. Народ осознанно упрощает историческое прошлое, делая его понятней для молодёжи. Ребёнок с малых лет впитывает мудрость поколений через общение с взрослыми. Он становится представителем своего народа через систему «бытового» образования, на примере близких ему людей.

Историки часто говорят нам, что в России всегда была мало грамотных людей. К сожалению, это правда -- но вот что важно! Умение читать и писать – это ещё не образование. Ведь образование – есть способность получать знания об окружающем нас мире, в том числе и социальном (обществе). Грамотность же – это более эффективный метод освоения знаний (можно сказать, что и более цивилизованный). Но не думайте, что на Руси (или в России) было мало образованных людей. Это неправда!

Потому что в этом случае мы никогда бы не построили такое мощное государство как Россия, никогда бы не освоили такие огромные пространства, собрав под рукой русского царя столько народов и земель. Русские землепроходцы пешком за 50 лет прошли расстояние в несколько тысяч километров от предгорий Урала до Камчатки, сделав тем самым русской (российской) огромную страну – Сибирь.

 «Безграмотный» народ легко осваивал «современные» для своего времени технологии, строил уникальные архитектурные сооружения, в том числе и шедевры деревянного зодчества, рисовал иконы, писал литературные произведения, успешно занимался активной производственной деятельностью, придумывая оптимальные экономические решения в рамках имеющихся географических условий.

Да и не такой уж и безграмотный он был, наш народ. Об этом свидетельствует хотя бы количество обнаруженных на территории Новгорода Великого берестяных грамот. Начиная с 50-х годов XX века в летний (археологический) сезон их находят регулярно. Если берестяных грамот «раскопали» несколько сотен, значит, писали их новгородцы намного больше, что говорит только об одном – читать и писать они умели в массовом порядке, и было это делом обыденным.

Большая советская энциклопедия сообщает нам совсем недвусмысленно, что большинство берестяных грамот – это «…частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые берестяные грамоты шуточного содержания. Есть грамоты с протестами крестьян против феодальной эксплуатации, списками феодальных повинностей, феодальными обязательствами, политическими новостями, а также денежные документы, завещания, любовное письмо. Найдены берестяные грамоты, адресованные исторически известным новгородским посадникам и составленные ими».

В этом смысле образование – это функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Она реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.

Чем больше носителей мифов, тем устойчивее общность, так как в этом случае мифы развиваются и дополняются в каждом новом поколении. Мифы живут, когда их пересказывают тем, кто их слушает. Мифы нужны тем, кто готов восхищаться и удивляться деяниям исторических героев прошлого и воспринимать их как своих предшественников. И здесь неважно ходят дети в школу или получают образование дома. Важно другое – являются ли их учителя носителями этих мифов или нет, то есть верят в них или воспринимают как «исторические сказки».

Образование, полученное в семье в процессе естественного воспитания ребёнка, – основа профессионального образования. «Обыденные» знания – это не только сведения об окружающей действительности, которые делают нас «умнее», но и человеческие качества, приобретенные в процессе общения с близкими людьми, делающие нас «добрее» – просто людьми.

В семье, обучение и воспитание, действительно, становятся частью образовательного процесса, когда ребёнок развивается и интеллектуально, и эмоционально.

Человек становится личностью исключительно в обществе, в котором семье отводится функция пропедевтики социальных отношений – формирования основ совместной жизнедеятельности людей. 

Поэтому семья как ячейка общества, является матрицей народа.

Семья – главный наш учитель, а общество – наша школа!

Мы живем с этим каждый день, воспринимая как данность.

Чтобы уничтожить цивилизацию – необходимо уничтожить народ как общность!

Чтобы уничтожить народ – обязательно нужно разрушить систему образования!

Чтобы уничтожить систему образования – необходимо разрушить семью и систему семейного воспитания!

Семья – это ценность, которую нужно беречь всевозможными средствами государства, потому что разрушение комплекса семейных ценностей ведёт к социальному хаосу, развалу общественных отношений, идеологическому вакууму и настоящей пропасти между поколениями. Нельзя допускать, опираясь на толерантность, пропаганды разврата и нетрадиционных семейных и сексуальных отношений. Это опасно!

Это можно признавать как данность, но зачем же открыто и откровенно пропагандировать? Слово имеет силу! Или мы хотим, чтобы через 15-20 лет такие фильмы как «Весна на Заречной улице» рассматривались в свете извращенных представлений о любви? Думаете, мы утрируем? Шутим? Отнюдь.

Посмотрите на Запад, и вы увидите, к чему может привести подобная политика «полной свободы». Царство свободы, толерантности и колоссальных индивидуальных прав человека постепенно уничтожает личностное начало в людях. Греховность и распущенность облекаются в упаковку человеческого права, пропагандируются и тиражируются.

Духовное начало в людях исчезает, блекнет перед материальным. Животные инстинкты делают человека потребителем товаров и услуг, забывшим, что свое предназначение – служение Богу и обществу, но никак не Мамоне.

В этом мире люди несчастливы, так как материальных благ на всех не хватает. Видно создатель специально пошутил над человечеством, ограничив его ресурсы, чтобы люди довольствовались малым, в большей степени духовным потреблением, возможности которого абсолютны и безграничны, а не тратили жизнь в погоне за новыми вещами.

Культ потребления, общество потребления – это цивилизационный тупик!

Кризис западной культуры очевиден, мы хотим того же?

Вот такая квадратура круга получается.

* * *

Задуматься о происходящем можно и нужно, и именно в этом и может помочь 2012 год, который мы называем годом русской истории!


Просмотров:2769 Комментариев:7

Автор: Сергей Федорчук

Дата публикации: 21 декабря 2012 01:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Л.А. # 21 декабря 2012 15:22 Ответить

    Замечательный материал. Есть над чем подумать.

  • N # 23 декабря 2012 19:24 Ответить

    Прекрасная идея - год русской истории. Подрастающему поколению необходимо освежить знания...

  • Артем # 23 декабря 2012 22:15 Ответить

    Об истории нужно думать и изучать ее не только в Год истории. Историю нужно изучать всегда.Начинать это делать надо в школе.Чем раньше, тем лучше.И не забывать,что были в истории и ошибки, на которых надо учиться и стараться их не повторять в будущем.

    • NN   написал для  Артем # 24 декабря 2012 11:06 Ответить

      А вот у меня, когда я в школе училась, учителя истории каждый год менялись, и с каждым - все сначала. Одному рефераты, другому - конспекты и в итоге знаний - 0 у большинства. Кому для поступления в  вуз была нужна история - те с репетиторами или самостоятельно занимались, чтобы толк был.

  • гость # 25 декабря 2012 13:22 Ответить

    Автор материала Сергей Федорчук - талантливый историк. С удовольствием будем читать его новые публикации.

  • Ольга # 27 декабря 2012 11:17 Ответить

    "Чтобы уничтожить народ - обязательно нужно разрушить систему образования". Золотые слова! Так и делают наши правители.Только сами додумались до этого или действуют по чьей-то указке?

  • Афанасий # 27 декабря 2012 12:10 Ответить

    Чтобы уничтожить систему образования – необходимо разрушить семью и систему семейного воспитания!

    Не знаю. Меня лично больше вот эта фраза зацепила. Вот уж воистину чистая и горькая правда. Не этим ли мы вынуждены заниматься последние лет двадцать? Страшно.

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий