100,21 $
105,80 €
Важно для каждого
Популярный материал
Теперь уже многие понимают, что культура – это важный фактор развития каждого региона, и страны в целом. Многие, но пока далеко не все, к сожалению. В рамках проекта «Большой Новосибирск» уже было немало публикаций, а также экспертных сессий, по проблемам развития культуры, в самых разных её проявлениях. На этот раз было решено поговорить о современном искусстве как части культуры в нашем славном мегаполисе. Ниже – разговор с Натальей Ярославцевой, министром культуры Новосибирской области и Анной Терешковой, директором Сибирского центра современного искусства.
Баранова Н.В., исполнительный директор проекта «Большой Новосибирск»:
Анна, мы познакомились несколько лет назад, когда была галерея «Старый город». У меня был замечательный друг и удивительный художник Юрий Кононенко, который умер в 1995 г., и мы с его вдовой Татьяной приезжали в галерею «Старый город», там была хорошая выставка его работ, я немного помогала Татьяне. Это было, когда работала галерея « Старый город». У меня Татьяна часто спрашивает, что осталось от этой галереи.
Терешкова А.В.:
Галерея закрыта, а я занимаюсь Сибирским центром современного искусства. Нужно понимать, что творчеством наших художников-современников есть кому заниматься. Есть выставочные залы ГЦИИ, не так давно открытые. Есть Краеведческий музей, который выставляет много традиционного искусства. То есть, у них есть хоть какие-то площадки, а у современного искусства в Новосибирске таких площадок нет.
Современное искусство нацелено в будущее. Для меня важно смотреть в будущее, а не жить только настоящим. Занимаясь современным искусством, ты заглядываешь в будущее. Я всегда привожу пример с наукой. Есть прикладные достижения, которые всем понятны, есть ученые со степенями, которых уважают, ценят заслуги. А есть ученые, которые создают будущее. То же самое с современным искусством.
Баранова Н.В.:
Все-таки современное искусство и актуальное искусство для Вас – это одно и то же?
Терешкова А.В.:
Это просто термины. За рубежом и modern art -современное искусство, и contemporary art – современное искусство.
Баранова Н.В.:
Да, я достаточно хорошо знаю английский, действительно всё это переводится как современное. А откуда у нас взялось актуальное?
Терешкова А.В.:
Это уже русская игра слов. В принципе, это одно и то же. Больших различий в этом нет, хотя какие-то споры продолжаются. Актуальное искусство - это больше технический термин, и он чаще всего используется внутри профессиональной среды. Но по большому счету, для человека, который хоть немного интересовался этим, все понятно на интуитивном уровне. Не надо запутывать бедных читателей. Для большинства наших людей современный художник – это вообще Никас Сафронов или Илья Глазунов.
Есть огромное число художников, живущих сегодня, но работающих в традиционных техниках – живопись, графика, но их нельзя назвать современными художниками.
Ярославцева Н.В.:
Я считаю, что актуальное искусство – составная часть искусства современного. Современный архитектор, писатель, дизайнер, художник может быть актуальным, если он отвечает насущным вопросам своего времени, потребностям, интересам живущих в это время людей. То есть, понятие актуальность – это, безусловно, востребованность или ответ вызову времени, или то, что интересно, или то, что сегодня работает на креатив, или то, что сегодня может и должно обсуждаться.
Баранова Н.В.:
Я хочу уточнить. Современное – это то, что было и есть в ту или иную эпоху, современное для этой эпохи. Актуальное – это для кого-то, кто здесь и сейчас. Так?
Терешкова А.В.:
Современное искусство в России сегодня – это, конечно, идеологически окрашенное понятие. Это сфера деятельности, отвечающая на вызовы современности, художник занимается поиском и формированием новых смыслов. Поэтому оно актуально.
Но я хочу подчеркнуть, что любое настоящее искусство актуально. В нем всегда есть заряд новизны и актуальности. Он был в передвижниках, в импрессионистах, в искусстве русского авангарда. Искусство всегда рождает новые смыслы.
А традиционные художники воспроизводят уже готовые, существующие десятилетия смыслы. По большому счету это имеет мало отношения к искусству. Скорее, к дизайну. Это картины для интерьеров. На любой ярмарке Арт-Москва такой коммерческой живописи – квадратные километры. То есть существует разделение на современных художников и художников, живущих сегодня. Это два разных понятия. Есть много хороших художников, есть не очень хорошие художники. Много современников, а вот людей, занимающихся именно современным искусством, мало. Это действительно две разные группы художников.
Ярославцева Н.В.:
Безусловно, Художественный музей Новосибирска занимается современным искусством с точки зрения эпохи. Он представляет пласт художественной культуры, который в Новосибирской области, например, формировался с 80-х годов прошлого века до наших дней.
В настоящее время принято противопоставлять современное искусство традиционному. Выделяют группу творцов-современников, выделяют произведения искусства, создаваемые в настоящее время. Но если мы начинаем более глубоко осмысливать эту тему, то понимаем, что они все современники, поэтому они должны относиться к категории современного искусства. На что и обижаются все традиционные выставочные залы или искусствоведы. Они обижаются на то, что термин «современное искусство» присвоило себе на самом деле актуальное искусство. Понимаете?
Сейчас у нас в Художественном музее проходит Триеннале современной графики. Там выставлены современные художники из 25-ти стран мира, живущие в наше время. Мы видим, что некоторые работы определенно можно отнести к категории актуального искусства, потому что там есть ответ на веяние времени. А есть прекрасно исполненные графические работы. Ну, ты полюбовался, посмотрел технику, ты даже студентов можешь привести. Но это никакому вызову времени не соответствует, ни на какие вопросы, пульсирующие внутри тебя, не отвечает. Хотя и те, и другие – современники, живущие и творящие сегодня.
Терешкова А.В.:
Мне кажется, эта проблема уже давно решена, здесь не о чем спорить.
Ярославцева Н.В.:
Но все равно смешение есть. Есть даже обиды, я уже говорила.
Терешкова А.В.:
Обиды идут от непонимания. Чем отличается современная музыка от классической музыки, чем отличается современный танец от классического балета? Здесь - то же самое.
Но мы, например, сделали большую выставку новосибирского искусства в Санкт-Петербурге, в частном музее «Эрарта» - и там мы показали и современное искусство: «Синих носов», Ольгу Тээр, Константина Еременко, и искусство наших художников, так сказать, традиционных: Александра Шурица, Сергея Мосиенко, Данилу Меньшикова и многих других. Мы собрали на выставку более тридцати авторов – все лучшее, что есть в Новосибирске. Сейчас эта выставка возвращается из Великого Новгорода.
Баранова Н.В.:
Хотелось бы поговорить о Центре современного искусства. Расскажите, как он появился, чем он занимается, потому что многие в городе его знают только по паре скандальных выставок.
Терешкова А.В.:
Опять же, это все от неосведомленности и необразованности. Это вина прежде всего прессы, особенно желтой, которая громче всего говорит о скандалах, она заинтересована в скандалах. И беда публики, которая готова о скандалах читать. Каждый месяц у нас открываются разнообразные выставки, на нашей площадке проходят образовательные программы, читки, показы, лектории, концерты. Но почему-то все запомнили одну-две выставки. Причем мало кто их видел своими глазами.
Баранова Н.В.:
Лектории на какую тему? Кто – лекторы?
Терешкова А.В.:
Читают лекции искусствоведы, художники проводят мастер-классы, тоже читают лекции. Проводятся литературные чтения современных сибирских драматургов, работает Лаборатория импровизационной музыки Романа Столяра. Сейчас мы формируем программу на новый сезон. Программа ближайших мероприятий вывешивается на сайте СЦСИ www.artcentresibir.ru, информация есть в социальных сетях.
Ярославцева Н.В.:
Не удосуживаясь изучением вопроса, чем занимается Центр современного искусства, какую просветительскую работу проводит, люди акцентировали свое внимание на отдельных выставочных объектах или перформансах, информация о которых появлялась в прессе, прежде чем открывались выставки. Сначала нужно побывать в залах Центра, поинтересоваться его работой, попытаться понять, что находится в диапазоне внимания современного искусства. Тогда станет ясно, что то, о чем пишется в прессе, на 75% не имеет ничего общего с деятельностью, которая ведется новосибирским Центром современного искусства. Я хочу здесь поставить точку и сказать, что мы готовы сотрудничать с представителями прессы, но они должны подходить к освещению событий профессионально, грамотно и конструктивно.
Терешкова А.В.:
Пожалуйста, звоните, интересуйтесь. Например, на последней выставке, скандальной, как вы говорите, было много прессы - ведущие телевизионные каналы, журналисты, пишущие про культуру и про общество. Многие не знали ни одного автора выставки. Не знали ни одной работы. Я считаю, стыдно приходить, не понимая, куда ты пришел и зачем. Журналист должен быть профессионалом. Непрофессионализм рождает невежество, затем рождается грубость, агрессия и так далее.
Я всегда говорю, что творческому человеку трудно победить необразованного человека, потому что тот найдет массу объяснений, почему он прав.
Недавно я делала доклад в Министерстве культуры РФ по состоянию современного искусства на территориях страны. Я член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, от нашего Центра современного искусства, единственного за Уралом, кстати. Я проанализировала ситуацию: все города, все территории, где что существует. Я разграничила сразу так: современное искусство до Урала и современное искусство за Уралом, то есть у нас.
Так вот, за Уралом есть всего две официальные институции современного искусства - в Новосибирске и в Красноярске. В Красноярске, потому что им просто повезло, им достался музей Ленина, который построили в конце 80-х годов. Естественно, он как таковой уже не был нужен, и вот им достались 6000 кв. м. В1993 году там провели Первую музейную биеннале, она уже шла под эгидой современного искусства. Они пока не могут переименоваться в музей современного искусства, но все биеннале у них проходят как биеннале современного искусства.
Баранова Н.В.:
И как называется музей – центр современного искусства в Красноярске?
Терешкова А.В.:
Бывший Музей Ленина, сегодня он называется Красноярский музейный центр.
Но главное – не существует образовательной базы для современного искусства. У нас современное искусство не преподается нигде, кроме Москвы, где есть и курсы, и Институт искусства и дизайна на Стрелке, и много чего еще. Но в Новосибирске, например, нет ничего. Константин Скотников читает спецкурс в Архитектурной академии, но отдельного курса нет.
Ярославцева Н.В.:
Кстати, то же самое с музыкой. У меня в ближайшие дни планируется в Москве встреча с министром культуры Российской Федерации Владимиром Ростиславовичем Мединским. Я хочу поднять вопрос и о современной музыке. Сегодня современной музыкой занимаются все, а в планах специальных учебных заведений нет даже курса импровизации.
Идеи воплощаются в жизнь только благодаря личностям. Я охотно иду навстречу идеям Анны Терешковой, Вячеслава Мизина, Сергея Самойленко, Елены Рудзей, Сергея Шебалина. Я понимаю, что развитие искусства и культуры не может остановиться на 1970-х годах. Я поддерживаю развитие, поддерживаю будущее. Что-то отсеется, что-то пеной окажется. Но чтобы отделить эту пену от настоящего, надо начать действовать, начать «суп варить»…
Терешкова А.В.:
Ситуация с современным искусством в масштабах страны патовая. Нет образования, журналистов, нет обучающих программ. Сейчас эту функцию могут взять на себя филиалы ГЦСИ, которые за государственные деньги должны вводить образовательные программы, готовить кураторов, координаторов, журналистов. Потому что частный капитал не готов прийти в эту сферу… Еще одного Абрамовича больше нигде нет. Новосибирск – это уникальный город, где есть и готовность администрации поддерживать эту сферу, и есть желание частного капитала. У нас единственный в России опыт частно-государственного партнерства. При Министерстве культуры сделали проект по развитию частно-государственного партнерства. А у нас уже все это есть, все работает.
Баранова Н.В.:
Почему же Вы говорите, что ситуация патовая? Патовая ведь означает, что выхода нет.
Ярославцева Н.В.:
Ситуация напряжения была искусственно создана. Вопрос: «А что это вы за государственные деньги хотите показывать актуальное искусство?» порождает встречный вопрос: «За какие государственные деньги?». Это деньги налогоплательщиков, которые имеют свой соцзаказ на современное искусство, с удовольствием ходят на эти выставки, поддерживают множество интересных проектов и еще сами вкладывают в них деньги. У людей всегда должен быть выбор: что смотреть, что слушать, о чем задумываться и к чему стремиться.
Терешкова А.В.:
Ситуация патовая в масштабах страны. У нас здесь есть поддержка администрации, поддержка частного капитала. Мы наших художников более или менее поддерживаем. А все, что происходит в других регионах и городах – это пат. Молодежь приходит в администрацию за поддержкой, а там не знают, что такое современное искусство. Молодежь сталкивается со стеной, и на этом все заканчивается. Надо зарабатывать, поэтому молодые художники уходят в архитектуру, в дизайн, еще куда-то.
Ярославцева Н.В.:
Анна, что дальше?
Терешкова А.В.:
В этом году у нас прошел первый в Сибири фестиваль лэнд-арта, который осуществлен на средства Фонда поддержки современного искусства. Мы вообще все любим делать первыми.
Ярославцева Н.В.:
А я хочу продолжить. Вот у меня проект арт-парка, под него и финансирование уже есть. Идея арт-парка заключается в том, чтобы создать своего рода арт-резиденцию, где художники и дизайнеры будут создавать арт-объекты. Этот проект должен быть семейным и интерактивным. То есть, художники живут и работают, при этом люди приезжают, смотрят, что делает художник. Кто хочет, присоединяется, начинает участвовать. Хотят, ставят палатку, живут рядом, а хотят, приезжают с детьми. Это будет у моря Обского. Я надеюсь, этим проектом заинтересуются и главы районов, муниципальных образований Новосибирской области. Они смогут заказать арт-объекты для оформления своих территорий, к примеру, места въезда в район с междугородней трассы.
Я мечтаю, чтобы в Колывани на пересечении двух дорог был установлен арт-объект под названием «Колыванский купец» или «Колывань купеческая». Кто-то самовар с бубликами видит, кто-то купца, а кто-то домик с резными окошками! Мы не знаем, как эта идея воплотится, пусть художники творят, а глава района пусть объявит об этом процессе.
Баранова Н.В.:
Это все на Обском море?
Ярославцева Н.В.:
У моря Обского, это со стороны Морского совхоза. Это будет первый шаг. Нам не надо продумывать, что будет дальше. Арт-парк нам нужен живой, постоянно развивающийся, где можно реализовать любую идею.
Терешкова А.В.:
Подразумевается, что все это находится под открытым небом. Еще видите, что хорошо: там море, берег.
Ярославцева Н.В.:
Анна как руководитель Центра современного искусства сейчас стеснена и в масштабах. Что такое Красноярск? Там четырехэтажное здание, еще подвал, и мы, триста метров имеющие на Вокзальной магистрали.
Баранова Н.В.:
Сейчас, кажется, еще ремонт там будет.
Ярославцева Н.В.:
Нет, мы Центр современного искусства трогать не будем. Вопрос в другом: сейчас нет возможности использовать большую площадь.
Баранова Н.В.:
Нет что ли брошенных заводов?
Ярославцева Н.В.:
Новосибирск – такой город, где трудно привлечь людей к осуществлению новых масштабных проектов. Мы рассматривали как вариант ДК им.Кирова. Вы же знаете это старое здание с колоннами? Его не надо все использовать, для Центра современного искусства там достаточно даже двух этажей с залом. И над этим мы тоже будем думать.
Баранова Н.В.:
Уже сегодня можно ли считать Новосибирск культурной столицей Сибири? Красноярск тоже считает себя культурной столицей Сибири.
Терешкова А.В.:
Здесь вечно будут споры. Я думаю, и тот, и другой город будут на себя, так сказать, тянуть одеяло, спорить за статус столицы.
Баранова Н.В.:
Они считают так потому, что у них нет таких скандалов.
Ярославцева Н.В.:
Столичный город без скандалов не может быть. Это первое. Потому что только противоречие рождает истину. Второе. Мы ни на какие уловки по поводу культурной столицы Сибири и спора с Красноярском поддаваться не будем. В конкурентной борьбе с Красноярском растем и мы, и они, так это и отлично. У нас есть ведомственная целевая программа «Новосибирск – культурная столица». Это имиджевая основа крупных культурных проектов, она работает уже не первый год, мы привыкли к этому словосочетанию, и надеемся, что наши мероприятия вполне соответствуют значению этих слов.
Баранова Н.В.:
Вы поддерживаете все национально-культурные проекты?
Ярославцева Н.В.:
Безусловно. Мы проводим самый крупный Курбан-байрам. В прошлом году приезжала делегация из Казани, потому что он у нас был всероссийский. А Израильский центр? Одни выставки чего стоят! Я уже не говорю о Белорусском и Украинском культурных центрах, мероприятиях Российско-Немецкого Дома! Поймите правильно, нельзя, чтобы государство за всех всё развивало. Министерство культуры работает по принципу: энтузиасты – идеи – люди. В тренде нашего развития мы работаем.
Терешкова А.В.:
Должна быть толерантность, терпимость людей друг к другу. Часто нам не нравится, как вы одеты, не нравятся ваши духи, еще что-то. Но я же как интеллигентный человек никогда не скажу, что меня это раздражает. Надо уважать друг друга. Мы все живем в одном обществе. Мало ли у кого какие интересы, мало ли кто какой веры, кому что нравится. Интересно вот что: современные художники и люди, современное искусство принимающие, очень спокойно и терпимо относятся и к народному искусству, и к классическому. А защитники устоев агрессивны и нетерпимы.
Ярославцева Н.В.:
Нам бросали в лицо: «Вы призываете к толерантности. А если мы не согласны, потому что вы издеваетесь над образами Родины?». Нам это говорили. Я все время отвечаю: «Люди, вы нам отказываете с Терешковой или с Самойленко в патриотичности, вы вообще в сознании? Анна – мать пятерых детей, я мать-бабушка, заслуженный учитель России. Мы что, мы ненавидим вас так, что дадим вам то, что оскорбит вас?» Люди даже не зашли туда и не посмотрели, что там. А те, кто зашли, сказали спасибо.
Баранова Н.В.:
Это о нашумевшей выставке «Родина»? Тогда на портале «Большой Новосибирск» было несколько публикаций об этом.
Терешкова А.В.:
Это и есть темнота. Наше общество отодвигается в средневековье. Страх образования, страх просветительства, страх всего нового. Что меня больше всего поразило в этих активистах? Мы вышли к ним на митинг и сказали: «Ребята, вы пройдите, посмотрите, затем скажите, что вам конкретно здесь не нравится, что вас оскорбляет. Мы вам прочитаем лекцию, после этого поговорим». Нет, не пошли. Понимаете?
Баранова Н.В.:
Наверное, это неспособность принимать другого, к сожалению.
Терешкова А.В.:
У нас многонациональное, многоконфессиональное общество. Давайте будем толерантны друг к другу, давайте понимать, что люди могут быть разные – черные, белые, со своими особенностями. Иначе мы никогда не сможем договориться, у нас действительно никогда не будет покоя, будет постоянная битва, каждый будет отстаивать свою точку зрения.
Ярославцева Н.В.:
Мы хотим просвещать людей, а не бороться.
Баранова Н.В.:
У меня такая точка зрения всегда была, что лучше перестать бороться. Само слово борьба мне не нравится.
Терешкова А.В.:
Кому оно нравится? Все хотят заниматься своим делом. Ты занимаешься своим делом, ты уверен в том, что все делаешь правильно.
Баранова Н.В.:
И о будущем. Анна, как там Томск? Сейчас, похоже, Томск начинает нас опережать.
Терешкова А.В.:
В Томске сейчас открывается филиал Государственного центра современного искусства, первый за Уралом. Администрация Томской области предоставила помещение, бывшие склады, в центре города, на набережной. Это здание сибирского архитектора Крячкова, наш Краеведческий музей – это тоже его постройка. Помещение там чуть меньше, порядка 1500 кв. м. выставочных площадей. Там и будет создаваться Центр современного искусства. Предстоит большой ремонт, который будет полностью финансироваться из федерального бюджета.
Ярославцева Н.В.:
Мне жалко, что мы не успели. Я уже сейчас готова была отдать ДК им.Кирова под филиал Государственного центра современного искусства. У нас там есть всё: прекрасная транспортная развязка, конструктивизм по форме очень интересный.
Но пока у нас нет шанса на создание филиала. Понятно, что Анна будет над этим работать. Понимаете? Эта часть финансирования опять будет вложена государством. Это значит, что всегда, повторяю, всегда Анна Терешкова или Наталья Васильевна Ярославцева будут биты одним: «Зачем вы в государственном учреждении это сделали?!». Значит, выкупать? Но мы-то о частно-государственном партнерстве говорим. Понятно, что там и частное, люди готовы вложить деньги. Просто нужно понять, на каких условиях это будет, чтобы не случилось опять недопонимания. У нас же нет середины, у нас же только черное или белое…
Баранова Н.В.:
Может быть такой филиал как в Томске, так и у нас?
Ярославцева Н.В.:
К сожалению, они не очень хотят.
Терешкова А.В.:
Я поставила условие: если Новосибирск выделит хорошее помещение, то ГЦСИ откроет здесь филиал.
...В этот раз мы поговорили чуть больше часа, и нужно было разбегаться по разным другим делам. До начала разговора в кабинете, Н.В.Ярославцева в ответ на мой вопрос об электронной демократии любезно показала и пояснила работу относительно нового устройства – большого планшета на стене в вестибюле Министерства культуры НСО. Там каждый достаточно легко может виртуально зайти в любой кабинет, узнать о его работе, выяснить всё нужное о текущих конкурсах и программах и т.п.
Что особенно важно, на сайтах нашего Министерства культуры по www.mk.nso.ru
и www.cross-k.nso.ru (это «Перекрёстки культуры») каждый желающий может включиться в самую разную культурную деятельность, которая по душе. Там можно разместить анонс о своих мероприятиях, и многое другое. Это вполне полезное знание и важная работа. Может быть, здесь и начинается электронная демократия?
Пока далеко не все чиновники даже высокого ранга готовы об этом говорить. Но, постепенно, пусть медленнее, чем хочется, через самые разные внешние формы, появляется и внутренняя культура. Люди меняются, меняется и их отношение к искусству.
Появляется понимание, что гражданский контроль необходим, но в разумных формах.
Конечно, такой разговор нельзя считать завершённым. Надеюсь, он будет иметь и обсуждение, и продолжение. Важно привлечь к этому актуальному разговору самых разных людей, чтобы преодолеть непонимание и разделение на своих и чужих.
Просмотров:6421 Комментариев:12
Автор: Наталия Баранова
Дата публикации: 25 октября 2012 17:58
Источник: Большой Новосибирск
Гость # 25 октября 2012 18:30 Ответить
А зачем автор про вдову Татьяну вспомнил? Ну так и писали бы про этого художника, о котором никто не знает, а может быть и стоило бы узнать побольше. А в целом вот что скажу: хреновое же у нас будущее, о котором печется госпожа Терешкова. Все знакомо: сбросить с парохода современности да и все дела... Пусть, конечно, существует актуальное и протчая и протчая искусство, вот только не надо представлять его вершиной человеческого духа. В Новосибирске есть Грицюк, а все остальное -- шелуха. Попробуйте переубедить!
Наталья Баранова написал для Гость # 25 октября 2012 20:12 Ответить
Да, Вы правы в том, что про художника Юрия Кононенко надо больше писать и говорить. Очень жаль что Вы его не знаете, но в данном случае интервью предполагалось не о нём. Уж извините, что интервью началось именно с упоминания Татьяны и Юрия Кононенко: мне и Анне Терешковой просто нужно было вспомнить, где и когда мы впервые познакомились. Не совсем поняла, что в этом плохого? Но, думаю, Вы не правы в том, что в Новосибирске есть только художник Грицюк. Кто бы спорил: это действительно замечательный художник. Давно с любовью храню дома один из его альбомов, благодарна Судьбе, что в наши бурные 90-е посчастливилось побывать в его мастерской, увидеть многое из его удивительного творчества . Тем не менее, жизнь идёт, и у нас в Новосибирске работают и другие вполне хорошие и интересные художники , самые разные. Кому-то нравятся одни, кому-то другие. Жизнь и её история потом всё расставит по местам. Вы будете с этим спорить?
Инна # 26 октября 2012 08:42 Ответить
Новосибирск никогда не был культурной столицей Сибири, увы! А попытка добиться этого почетного статуса за счет обращения к тем, кто умеет не рисовать, а только пиариться, глубоко порочна и бесперспективна. Давайте еще этих идиоток, которые по всем понятиям русской культуры (классической) совершили мерзкое и непотребное деяние, пригласим в Оперном выступить. То-то рада будет директор Терешкова
Алёна Игоревна написал для Инна # 26 октября 2012 11:56 Ответить
Абсолютно с вами согласна. культура прежде всего определяется отношением власти к населению. у нас даже в центре города не освещены тротуары, то и дело попадаешь в ямы и колдобины, какая тут культура???
Арт-деко # 26 октября 2012 14:04 Ответить
Не надо только глаголать про темноту, светлые вы наши. Прямо носители духовности! Я за то, чтобы выставки разные были, но не надо представлять тех, кому глубоко противны "целующиеся милиционеры", ретроградами и мракобесами. А этот посыл так и прет, извините за выражение.
Светлана # 28 октября 2012 02:35 Ответить
Что-то я не заметила, чтобы здесь кого-то называли ретроградами и мракобесами? Это, уважаемый "Арт-деко" возможно, у Вас по принципу "на воре шапка горит" ?
Cергей # 29 октября 2012 18:42 Ответить
Да, у этого "арт-деко" точно шапка горит.При этом он - за разные выставки...
Сергей # 29 октября 2012 18:46 Ответить
У этого"арт-деко" точно шапка горит.Хотя, при этом он - за разные выставки. Как это всё в нём совмещается?
Светлана # 01 ноября 2012 02:20 Ответить
А почему вам нужно знать, как это совмещается? Может, это и хорошо, что совмещается? Людям вообще свойственно многое в себе совмещать.
Василий # 02 ноября 2012 05:53 Ответить
Тема очень важная здесь обсуждается. Не надо такие темы просто молчанием обходить. Пусть бы побольше людей своё мнение высказали, тогда бы и понятнее стала вся ситуация.
Василиса # 03 ноября 2012 21:19 Ответить
Считаю, что министр культуры своё мнение ясно высказала, а вот от Анны хотелось бы ещё услышать соображения об актуальном и современном искусстве. Наверное, это всё-таки не одно и тоже.
Лидия # 06 ноября 2012 15:21 Ответить
Часто от других, в том числе от власти, ждем больше, чем от себя, не признавая огромной роли, особенно в культуре, ЭНТУЗИАСТОВ, ИДЕЙ, ЛЮДЕЙ.