Бизнес сегодня: как живет и чем помочь?

Президент России Владимир Путин встречается с руководством организации «Деловая Россия» для обсуждения вопросов, связанных с преодолением санкционного давления и мерами поддержки бизнеса.

После встречи с «Деловой Россией» Путин примет участие в съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Задачи, обозначенные в послании Федеральному собранию, в ходе съезда будут переведены в рабочую плоскость. Среди тем, которые могут быть подняты в рамках мероприятия РСПП, – экономический и технологический суверенитет России.

Вопросы от ЭКСПЕРТНОГО КЛУБА:

Как вы считаете, можно ли разделить бизнес на адаптировашийся к новым условиям и продолжающий работать по инерции? Следует ли государству активно вмешиваться в работу бизнеса, не готового к работе по новым правилам, вплоть до национализации? Как вы оцениваете поддержку государством бизнеса в сфере импортозамещения и развития новых технологий? Есть ли в вашем регионе предприниматели, занимающие патриотическую позицию, помогающие проведению специальной военной операции?

Григорьев Федор Федорович, руководитель Новосибирской школы журналистики

Государство находится в сложной ситуации. Ещё год назад в отношении субъектов экономической деятельности РФ действовали откровенно компрадорские правила. И действовали давно. Настолько давно, что во всей России почти не осталось коммерческих организаций, у которых визитные данные сохранились на русском языке. И в этой ситуации ожидать от В.В.Путина революционных заявлений вряд ли оправдано. Скорее всего, встречу Президента с деловыми кругами России надо рассматривать как разведку боем. Ведь тот же Российский союз промышленников и предпринимателей, не смотря на свое кондовое название - это бизнесмены, с потрохами преданные Западу (конечно, в экономическом смысле). И обвинять их невозможно - многие выросли в этой среде, и даже не подозревают, что можно по другому. А Президент, как и все выходцы из СССР, наоборот, вполне себе отдает отчет, что обслуживание потребностей Запада имеет альтернативу. Вот только советский опыт уже не прокатит, а различные "модели", которые мы столько лет примеряли на себя, показали, что для России образца нет. Лично я думаю, у нас в гардеробе есть единственный костюм, который России в пору - это экономическая идеология В.Н.Коковцева, который в 1904-1914 годах был сначала министром финансов, а потом председателем Совета министров Российской империи. Напомню, экономическая машина России в тот момент демонстрировала лучшие показатели в мире. А с точки зрения развития отечественной промышленности и роста благосостояния простых людей - это был исторический рекорд, не побитый и поныне. В основе той забытой идеологии взгляд на предпринимательскую деятельность как на социальный лифт. Сейчас у нас официальный смысл бизнеса - это прибыль, а в эпоху последних Романовых - честь, которую оказывало предпринимателю государство. Оно рассматривало как услугу удовлетворение общественных потребностей и нужд, и награждало тех, кто эту услугу оказывал.. Не только орденами. Известна история Людвига Кнопа, которого Александр II наградил титулом барона за то, что тот создал самую крупную в империи Кренгольмскую ситцевую мануфактуру. (Прямым потомком этого барона сегодня является никто иная как Урсула фон дер Ляйен). Мне кажется, это и есть те "традиционные ценности", о которых все время говорит Президент. Может быть, действительно, настал момент вспомнить о них.

Челноков Андрей Геннадьевич, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ

Инерция объяснима – есть старая русская традиция: нужно посидеть и подождать, посмотреть, что будет дальше? Не секрет, что некоторые бизнесмены осторожничают, выжидают. Я не стал бы ставить на них крест, поскольку русский мужик задним умом крепок. Они подождут, а потом включатся и будут работать. Это явление мы не раз наблюдали. Их можно понять: скажите, кто из нас мог год назад предположить, что сегодня ситуация будет именно такой, какая она есть?

Я не вижу особого напряжения в стране от того, что кому-то каких-то товаров не хватает. Это означает, что государство следит за процессом и приложило руку где надо. Параллельный импорт работает, но так ли велика там роль бизнеса? А вот бизнесменов, которые реально помогают нашим в СВЛ сколько хочешь можно найти в регионе! Люди готовы не просто слать ту же гуманитарку, но и поехать в Донбасс, чтобы лично проконтролировать, что она дошла туда, куда нужно. И есть немало энтузиастов, которые не только сами теми же деньгами помогают, но еще и ведут работу, чтобы привлечь к этому благородному делу больше предпринимателей.

Викторович Олег Борисович, президент АНО «Дом с часами»

СВО многое изменила. Есть такие бизнесмены, которые быстро сдуются, если уже не сдулись. Причина проста: условия очень изменились, логистика стала другой и по инерции здесь уже не выплывешь. Остальным предпринимателям главное не мешать ценными указаниями, ведь бизнес – это самоорганизовывающаяся структура. Тот, кто адаптировался, тот обязательно выплывет, а то, что ненужно – просто отомрет.

Эту ситуацию хорошо иллюстрирует тот факт, как бизнес организовывает помощь в зону специальной военной операции. Никто не отдавал никаких команд, не было никаких ценных указаний – люди сами по велению сердца решили помочь нашим ребятам в зоне СВО. Один снаряжает фуру в Луганск. Другой квадрокоптеры закупает – спектр оказываемой помощи многообразен. И эта схема будет жить, поскольку она востребована. Уже даже появились организации, которые занимаются помощью в зону СВО, некоторые работают через фонды, другие активно задействуют социальные сети. Бизнес понимает, как это лучше сделать, ведь он это делает не из-под палки, а следуя своему гражданскому долгу.

Леонтьев Владимир Александрович, кандидат исторических наук

Действительно, часть предпринимателей перестроила свою работу применительно к новой обстановке, а часть остались на прежних позициях. Первые пересматривают параметры своего дела, ищут новые логистические цепочки, в то время как вторые все еще чего-то ждут… Я вижу изменения на уровне правительства – бизнес их тоже замечает и реагирует, а насчет регионов судить пока воздержусь – надо внимательно оценить нынешнюю ситуацию.

А вот, что совершенно точно, так это то, что очень многие предприниматели оказывают всевозможную помощь нашим военным в зоне СВО. Есть такие, кто на этом пиарится, а на деле ни одной посылки не послал, но таковых немного найдется. Ответственные бизнесмены помогают чем, только могут. Кто-то шлет гуманитарку, кто-то медикаменты, кто-то прицелы и бронежилеты. Есть те, кто по собственной инициативе шьет специальную одежду в зону СВО. Здесь главное не возводить бюрократические барьеры.

Макаренко Игорь Геннадиевич, управляющий директор в Фонде содействия политическим и гражданским свободам «Гражданское согласие»

Государство не должно вмешиваться в работу бизнеса – он сам найдет оптимальное для себя решение. Власть должна дистанцироваться, ведь любое ее вмешательство в бизнес-сферу означает для бизнеса новые проблемы. Не должна она и помогать бизнесу с адаптацией в сегодняшних условиях – бизнес сам найдет пути для выживания и дальнейшего развития. Он еще не отошел от ковида, а тут нагрянули новые испытания, поэтому лишнее администрирование ничего не даст, даже если на бумаге все выглядит красиво и правильно. Чтобы деньги сегодня не уходили в другие страны, надо создавать условия, чтобы бизнес в России чувствовал себя лучше, чем в других местах. На этом нужно сосредоточиться.

Просмотров:730 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 06 марта 2023 11:30

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий