О проблемах настоящих и мнимых

В нашем обществе много проблем, которые волнуют всех или почти всех граждан. В список этих проблем входят и вопросы отношений Церкви и государства, Церкви и общества. Люди все разные, со своим жизненным багажом, который влияет на восприятие нашей сегодняшней действительности. В преддверии нового 2013 года и приближающегося праздника Рождества Христова мы решили поговорить с настоятелем храма Всех Святых в Земле Российской просиявших протоиереем Борисом Пивоваровым.

-- Здравствуйте, отец Борис! Наш разговор происходит в самом конце 2012 года, и поэтому прежде всего вопрос: чем запомнится Вам этот год?

— Здравствуйте! В связи с целым рядом достопамятных (то есть достойных памяти) исторических дат, 2012 год проводится как Год Российской истории. Уверен — тем, кто любит Россию, родную историю и культуру — нынешний год запомнится как Год Российской истории.

-- Приход храма всех Святых в Земле Российской просиявших, где Вы – настоятель, со дня основания, многими воспринимался как особенный, поскольку появился в Академгородке, который долгое время считался храмом науки. В чём были основные трудности обустройства храма Божьего в самом центре храма науки?

— Академгородок — особый социум, всемирно известный научный центр. Но храм есть храм, а научный центр — это наукоград. (Я говорю о существе дела, а не о формальном статусе Академгородка).

В советское время недоставало высоких, священных слов и понятий. Поэтому некоторым людям хотелось научный центр назвать «храмом науки», а театр — «храмом искусства» и тому подобное. Но следует вспомнить, что тогда и уголь называли «черным золотом», и хлопок — «белым золотом». Однако, ни хлопок, ни уголь золотом ни являлись, ни становились.

Храм — это место служения Богу. А официальная советская наука долго использовалась как служанка атеизма. Правомерно ли было безбожную структуру именовать храмом? На мой взгляд — нет.

Двадцать лет церковно-общественной жизни Академгородка показали, что лозунг «наука — против религии» — это порождение идеологии атеизма, а не научная истина. Среди верующих людей всегда были и будут ученые. Более того, и история и современность свидетельствуют, что многие великие ученые — глубоковерующие люди. Делая величайшие открытия, они даже не подозревали, что «наука противоречит религии», как учили воинствующие атеисты.

В Советском районе, ядром которого является Академгородок, сейчас пять православных приходов — больше, чем в любом другом районе Новосибирска. Разве это не говорит о том, что подлинная наука приближает человека к Богу?

Что же касается первого храма в Академгородке, освященного в честь Всех Святых в земле Российской просиявших, то нужно говорить не об особых трудностях, а о преимуществах создания православного прихода в научном центре. Со строительством храма и формированием прихода раскрывался и духовно-нравственный потенциал Академгородка: многие родители стали заботиться о традиционном для России воспитании детей, многие жители Академгородка — о возрождении благотворительности. Традиционными стали крестные ходы, праздничные концерты.

-- В чём сегодня Вам видится главная миссия Церкви?

— Миссия Церкви всегда одна — помогать спасению души.

Священник Иоанн Реморов в своём недавнем интервью интернет-ресурсу Тайга.инфо сказал, «христиане рады, когда мир высказывает к ним ненависть, особенно после дела Pussy Riot». Многим людям не понятно, как можно радоваться ненависти? Ведь ненависть – далеко не лучшее из возможных чувств человека. Как Вы можете это пояснить?

— Один современный мудрец, «человек-энциклопедия», сказал: «Начать опровергать слухи, нелепости — значит помогать распространять их».

Когда хулиганки совершили своё кощунство в Храме-Памятнике русским воинам-победителям в Отечественной войне 1812 года, они бросили вызов не только Церкви, но и гражданскому обществу России, пытаясь опустить его до своего уровня. Для многих средств массовой информации их поступок на несколько месяцев стал «золотой жилой». В то же время некоторые благонамеренные граждане, пытаясь выразить своё критическое отношение к столь мерзкому действу, невольно помогали безобразницам распространять срамословие против Церкви, против Православия. Поэтому мне не хочется говорить об этом.

А чтобы понять неожиданный для Вас ответ священника, надо заглянуть в Евангелие. Там истинная мера слов и поступков. Заповедь Христа Спасителя, содержащаяся в Нагорной проповеди, гласит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас» (Мф.5,11). Миру, забывшему эту заповедь, или не ознакомившемуся с ней, невозможно понять и, тем более, принять её. А как Вам другая заповедь из Нагорной проповеди: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк.6, 26)? Разве не о том мы только и заботимся, чтобы о нас говорили хорошо…
Христианину нет необходимости вызывать на себя ненависть. Следуйте голосу совести, следуйте заповедям Божиим, не поддавайтесь лукавству, называющему жульничество бизнесом, а провокацию — путём к правде и свободе. Попробуйте так жить, да не озлобляйтесь при этом; побольше молитесь, да почаще смотрите на Крест Христов. И когда почувствуете в сердце благодатную помощь Божию, то поймете приведенные Вами слова священника.

А без Евангелия ничего не понять. Для тех, кто не уверовал во Христа Спасителя, слово о Кресте, о спасительных страданиях — это соблазн и безумие (1 Кор.1, 23). Если Вы захотите понять приведенные Вами слова священника сквозь призму рациональной мудрости века сего, то ничего у Вас не получится. Кроме осуждения священника.

-- Вы - председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии. Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении сегодняшней системы общего образования в нашей стране. Каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы существующей системы?

— Российская система образования находится в состоянии непрерывного реформирования и болезненной модернизации. Мне ближе слово преобразование, оно является однокоренным слову «преображение». Российская школа может преобразиться, то есть измениться в лучшую сторону, если окончательно не растеряет того, что веками собирала и хранила российская история и педагогика.

Сейчас принимается новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Плюсы и минусы нынешней системы почувствуем тогда, когда он вступит в законную силу. Хотя не все зависит от закона. Очень многое зависит от родителей, от школьного учителя. Если родители и учителя сами будут стремиться к свету, то и нескладный закон не повредит духовно-нравственному воспитанию школьников. А если ребенка воспитывать в духе эгоизма и потребительства, то никакой закон не поможет избежать опасностей.

Ведь не человек для закона, а закон — для человека. Волеизъявление пользующихся своими правами граждан предопределяют обязанности государства. Значит и закон может измениться в лучшую сторону, если в лучшую сторону изменится общественная нравственность. Важно понять, что «светскость» — не синоним «безбожия», да не забывать, что родители должны иметь приоритет на воспитание своих детей-школьников, а не идеологи антирелигиозно понимаемой «светскости».

-- И ещё вопрос. Как Вы посоветуете православным и всем другим людям встречать Новый 2013 год, когда это у нас происходит во время поста, в преддверии Рождества Христова? Ведь даже в одной семье бывают верующие и не очень верующие люди, соблюдающие пост и не соблюдающие, а тем более в разных компаниях друзей, которые собираются вместе в Новогоднюю ночь.

— «Всем другим людям», как Вы выразились, я ничего не буду советовать, а могу только поздравить их с Новым годом!

А что касается православных сограждан, то уже несколько лет на церковных сайтах перед каждым великим и рождественским постом публикуются полноценные ответы священников Русской Православной Церкви на Ваши вопросы. Надо ли что-то добавлять к этим ответам?
На мой взгляд, прежде всего, не следует противопоставлять православные традиции советским, которые формировались в эпоху дискриминации верующих. Не надо и верующих упрекать за то, что они не хотят ради новогоднего застолья оставлять свой пост. Да и компании друзей бывают разные. Если человек, выпив лишнего, начинает куражиться над святым обычаем поста, то стоит ли стремиться в такую компанию?

А когда в семейном или дружеском кругу собираются люди доброй воли, то «проблем с постом» ни у кого не будет. У Апостола Павла есть замечательный принцип: «Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14, 3). Вот и всё.
Кстати, замечено, что о посте в новогоднем контексте чаще говорят люди нерелигиозные. А православным людям полезнее помалкивать о своем посте и не выделяться. Если же друзья собираются в новогоднюю ночь и им не о чем говорить, как только о посте, которые одни соблюдают, а другие не соблюдают, то, может быть, каждому дома провести эту примечательную ночь?

По православной традиции наступление Нового года — это побуждение оглянуться на истекающий год и духовно настроится на следующий. А также поблагодарить Бога за прошедший год и молитвенно испросить благословения Божия на наступающий год. Безудержные развлечения — они как солёная вода, которой не напьешься. А добрая атмосфера поможет доброму человеку по-доброму пройти новогоднее испытание.

Желаю Вам всего доброго в Новом году!

Поздравляю и с Рождеством Христовым!

Просмотров:2586 Комментариев:25

Автор: Наталия Баранова

Дата публикации: 26 декабря 2012 18:12

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Варвара # 26 декабря 2012 21:04 Ответить

    Спасибо редакции за публикацию этого интересного интервью. Полезно и прочитать, и задуматься потом. Хотя, конечно, хочется и другие вопросы задать.

  • мнение # 27 декабря 2012 11:14 Ответить

    А, по-моему, российская школа уже растеряла, что веками собирала и хранила российская педагогика. Теперь мы ходим с протянутой рукой: что же такого подобрать, что не нужно  зарубежной педагогике.

  • Химик # 27 декабря 2012 16:27 Ответить

    Все верно про Академ сказал, так и есть - "особый социум". Кстати сейчас в НГУ очень многие профессора, преподаватели с годами пришли к религии. То есть, те - кто в советское время буквально был обязан просвещать студентов на тему научного коммунизма.

  • Виктор # 28 декабря 2012 01:30 Ответить

    Согласен с Варварой: интересно было прочитать это интервью, но хотелось бы и другие вопросы задать этому замечательному местному  священнику.

  • duc # 28 декабря 2012 03:42 Ответить

    А как насчёт "Возлюби ближнего своего"? Кто из Вас начнёт "поносить" того, кто вас действительно любит? И если начнёт, то кем является этот поносящий? «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк.6, 26) Кто скажет что-то плохое о Матери Терезе или Шаварше Карапетяне?Уголь, хлопок не являются золотом? А почему же тогда ими продолжают торговать? К тому же это название чаще всего использовалось для нефти, а уж про неё то говорить, что она золотом не является...http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE_%28%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29

  • Cидоренко # 28 декабря 2012 13:05 Ответить

    Насчет "Возлюби ближнего своего" - не совсем к месту. Матерь Терезу мы, постсоветские люди,  знаем после вручения ей Нобелевской, когда весь мир узнал о ее подвигах милосердия, то есть когда у нее было уже множество наград. Тогда все о ней говорили хорошо. Но не то было сначала. До этого были десятки лет самоотверженного труда, когда некоторые люди, например, чиновники, ее ненавидели, поносили, ругали, препятствовали ее служению. Бескорыстно помогая бедным и больным, она невольно обличала их, их образ жизни. По христиански претерпев это, она стала известной всему миру и о ней стали все говорить хорошо.Шеварш Карапетян, несомненно, герой.Но разве его героизм опровергает евангельские принципы жизни? А заповедь "Возлюби ближнего как самого себя" можно понять , если привести ответ одного христианского наставника. Когда его спросили, как исполнять эту заповедь, он ответил: "Если у тебя два яблока, то одно отдай ближнему".  Иначе говоря: если я хочу есть - это проблема физиологическая; если голоден мой ближний, то это проблема нравственная.

  • duc # 28 декабря 2012 14:17 Ответить

    Иначе говоря: если я хочу есть - это проблема физиологическая; если голоден мой ближний, то это проблема нравственная.

    Сколько бомжей не стал кормить Кирилл, чтобы надеть свои часики?

    Иначе говоря: если я хочу есть - это проблема физиологическая; если голоден мой ближний, то это проблема нравственная.

    Сколько бомжей не стал кормить Кирилл, чтобы надеть свои часики?

    Карапетян, несомненно, герой.Но разве его героизм опровергает евангельские принципы жизни?

    А почему четыре признанных официально Евангелия порой противоречат друг другу? Куда деть апокрифы? Вы изучали произведения Лео Таксиля? Я очень внимательно их читал и сравнивал с первоисточниками. При некоторой тенденциозности изложения, на мой взгляд вполне допустимой в данной ситуации, от фактов он не отступает.

  • Снеговик # 28 декабря 2012 23:46 Ответить

    Дуку: читайте начало: «Начать опровергать слухи, нелепости — значит помогать распространять их».   

  • duc # 29 декабря 2012 00:45 Ответить

    Снеговику: конечно, лучше просто не показывать явные нелепицы в своих "священных текстах". Вот только нумерацию стихов они изменить не решаются, а значит можно увидеть эти дыры в тексте и найти исходные варианты без купюр.

  • foma # 29 декабря 2012 01:44 Ответить

    Политкорректно, гладко, глянцево-беспроблемно.

  • Со стороны # 29 декабря 2012 13:52 Ответить

    Получается так: любое положительное слово о вере и Церкви - оскорбление чувств антирелигиозно настроенных товарищей

    • Надежда   написал для  Со стороны # 10 января 2013 01:26 Ответить

      Да вовсе так не получается. Нужно просто научиться всем вместе разговаривать, писать друг другу, но спокойно и аргументированно.

  • duc # 29 декабря 2012 14:20 Ответить

    Получается так: любое положительное слово о вере и Церкви - оскорбление чувств антирелигиозно настроенных товарищей

    Нет, оскорблением чувств является батюшка на BMW, живущий в райцентре, где две трети жителей безработные, и проповедующий воздержание от мирских благ. Вы таких не встречали?

  • Снеговик # 29 декабря 2012 15:09 Ответить

    Дуку: И Вы правы.Даже если начинаем про Новый год, Рождество Христово, заканчивается всё равно про часы и машины.

  • duc # 29 декабря 2012 15:27 Ответить

    Снеговик, спасибо за понимание. С Наступающим всех!

  • Снеговик # 29 декабря 2012 16:15 Ответить

    С наступающим!

  • Людмила # 30 декабря 2012 02:27 Ответить

    Спасибо - всем понимающим. Ещё бы рассказали про своё понимание, можете? И, конечно, всем - с наступающим. И с Новым годом, и с Рождеством Христовым!

  • Со стороны # 01 января 2013 01:17 Ответить

    Людмила правильно поставила проблему: "рассказали бы про своё понимание". А рассказать сторонам сложно. Не достаёт великодушия, в том смысле как понимал это слово Мераб Мамардашвили. "Великодушие - это допущение того, что может быть что-то другое, чем мы сами, и что нельзя требовать, чтобы мир соответствовал  нашему или вашему уровню развития, нашим представлениям, нашим желаниям и нашим мыслям. Мир существует независимо от нас, и он гораздо больше нас и от нас требует приятия, или как говорил Декарт, великодушия. Что такое великодушие? Великодушие - это великая душа. А великая душа - это душа, способная вместить иное, не дрогнув".(Очерки современной европейской философии). Значит для диалога, для диспута необходимо великодушие. А мелкая душа не может допустить иного мнения. Впрочем, верующим, должно быть, легче. Им Бог велел даже молиться о тех, кто еще не познал Бога. А воинствующему безбожнику труднее быть великодушным. Как допустить в свою душу понимание мировоззрения верующих? Негодующему на религию человеку невозможно понять - как вообще можно быть верующим. С наступившим уже!

    (Очерки современной европейской философии").,

  • Iren # 01 января 2013 15:18 Ответить

    Дать своим промахам и грехам неограниченные права-означает относиться к ним равнодушно, то есть позволять, чтобы осознание ошибки проскальзывало мимо души, не касаясь ее. Когда земля окаменевает, становится жесткой, то какой бы сильный дождь на нее ни лился, она не вбирает в себя воду. То же самое случается и с человеком, который дает своим грехам и заблуждениям, неограниченные права. Сердце такого человека ожесточается от безразличия, и его ничем нельзя пронять, чтобы ему ни говорили и чтобы с ним ни случилось- он не чувствует себя виноватым и не раскаивается.(Алфавит духовный ст. Паисия Святогорца) С новым годом! 

  • Илья # 01 января 2013 19:55 Ответить

    Странные  вы все: можно подумать не понимаете, что православные ценности никогда не уживутся на одной планете с католическим  взглядом на мир. Хорошо, если это мирный путь состязания за души. А если нет???

  • Снеговик # 01 января 2013 22:54 Ответить

    "Православные ценности", в противопоставлении к "католическому взгляду на мир" - это политизированное религиоведение. В состязании за души успешнее всего реклама. И у бизнеса путь не всегда мирный. Люди гибнут за металл. Так что: чем кумушек считать...

  • Варвара # 05 января 2013 17:56 Ответить

    Неужели люди все до сих пор празднуют наступление Нового года? Или, надеюсь, готовятся к празднованию Рождества Христова? Здешнему "Снеговику", да и всем, хотелось бы отметить (как здесь в другом разделе написано)- про потенциал и риски. У нашей Церкви есть, естественно, огромный потенциал, но и риски тоже есть. Вот это и нужно обсуждать. Для того чтобы потенциал не уменьшался, а только крепчал, а риски осознавались и преодолевались. Есть возражения?

  • Полина # 05 января 2013 23:57 Ответить

    Возражений почти нет. Но не ясно, кто это хочет и может обсуждать. Есть такие?

  • Наталья # 10 января 2013 01:31 Ответить

    Впереди ещё большой праздник- Крещение Господне, но это ещё до 19 января дожить надо. В-основном люди уже приступили к работе. Будут ли дальше обсуждаться поставленные здесь вопросы, мне не ясно. Хотелось бы побольше разъяснений от людей понимающих, но у них, видимо, нет  желания, а потом уж и времени, что очень жаль. Было бы желание, а время тогда можно найти.  

  • Сергей # 15 января 2013 23:22 Ответить

    Похоже, никого ничего не волнует.

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий