Никас Сафронов: «Я переживаю за Россию... (Фото)»

Тот, кто интересуется современным российским искусством, просто не может не знать имени Никаса Сафронова. Вокруг его творчества не утихают споры, особенно вокруг портретов политических и общественных деятелей и звезд шоу-бизнеса, созданных художником. Появился даже специальный термин: VIP-портрет…

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз смотреть на репродукции. В Художественном музее открылась персональная выставка Никаса Сафронова, а сам он нашел время пообщаться и с журналистами, и с посетителями музея. Причем художнику пришлось не просто отвечать на вопросы, а жестко полемизировать с поклонником искусства «Синих носов».

И получилось интересно:

В Новосибирске нравится…

Я приехал к вам с любовью, приехал с выставкой. Там много разных работ – все, что было в мастерской. Это первая моя здесь выставка, но, надеюсь, не последняя. Будем делать тематические выставки, связанные с этим городом, с регионом, с Сибирью. Я прошел по залам Художественного музея, посмотрел Рериха, которого когда-то в детстве копировал. Так вот, лучшего Рериха в мире нет! Это лучший Рерих, который есть сегодня в крупных, цельных собраниях.

У вас есть Боголюбов, потрясающий Репин; здесь есть все! У вас настоящий Коровин, все настоящее, все подлинное. Сегодня многие музеи грешат – там уже что-то заменяют или перепродают. А здесь патриотизм чистый: денег немного получаете, но есть внутренний настрой сохранить настоящее искусство для потомков. Есть интересные города-миллионники, которые дают порыв творчеству, потенциал: приезжаешь вроде бы случайно, незаметно, и вдруг видишь такой культурный оазис!

У меня здесь духовник – настоятель храма Александра Невского Александр Новопашин. Мы с ним много лет знакомы. Это замечательный, очень сильный, мужественный человек.

Пока не знаю художников, но поедем по мастерским, посмотрим. Думаю, что будет интересно посмотреть. Город мне симпатичен, нравится. Я надеюсь, что это только начало.

Переживаю за Россию!

Я переживаю за Россию! Сегодня внедряется самое низменное, самое пагубное – не искусство, а грязь. И на тебя пытаются вот эту грязь лить, зная, что люди искусства – ранимые и очень переживают; их просто губят, убирают с пути.

Плевок №5… перфомансы, инсталляции всяческие, например, с запахом экскрементов – это все называют искусством. Но это не имеет никакого отношения к искусству! Это просто обман, просто жульничество. Настоящие люди стараются как-то противостоять этому, поэтому им нужно помогать, нужно поддерживать их. Как сказал цэрэушник Аллен Даллес, через культуру, искусство, кино, живопись, внедрится в Россию самое низменное, и тогда она сама развалится… Но нам нельзя развалиться!

Мы были самой культурной страной и должны ею быть. Моя задача сегодня – поднять статус духовной державы, как самого могучего государства, которое занимало бы по праву принадлежащее ему место!

Искусство должно идти к сердцу( ответ оппоненту)

Раскручивать можно что угодно, но искусство это все-таки творчество! Искусство – это то, что волнует человека, а не тогда, когда ему представляют такой талмуд, он начинает его изучать и потом говорит, что вот, наконец-то, образовали… Искусство должно идти сразу к сердцу!

Искусство любое имеет право на существование. Я не против другого искусства, но оно более авантюрное: нарисованный на мосту член к искусству не имеет никакого отношения. Вы более настырные, упертые, более продвинутые что ли… У вас всегда находятся слова и доводы, находятся галерейщики. Люди на вас начинают равняться… Но трудно найти в темной комнате черную кошку. Да, всегда есть доводы, но я считаю, что искусство должно идти к сердцу. И не тогда, когда вас пугают или предлагают вам мусор, выдавая его за искусство.

Недавно прочитал: если человек подошел к двери, нагадил, нажал кнопку звонка и убежал – это перфоманс, а если он остался, то это уже инсталляция…Это другое искусство, которое тоже имеет право на существование в современном мире, но если человек просто не умеет рисовать…

В прошлом году мой коллекционер стремился выставить на Сотбис мою картину… И туда писали, чтобы мою картину не выставляли. Даже Сотбис решил посмотреть: да что же это такое! Почему его так сильно не хотят эти люди?! И картину в итоге купил не тот, кто ее хотел купить, а какой-то американец за 107 тысяч долларов… Понимаете, вы еще и препятствуете развитию настоящего классического искусства, вы делаете все, чтобы его не было!

Вы говорите: нас знают! Да, знают «Черный квадрат» Малевича, но к искусству это не имеет никакого отношения! Вы знаете, что черный квадрат нарисовал в 1882 году Билход Пол? Этот французский художник назвал картину «Драка негров в подвале». В 1885 году Альфонс Алле написал красный квадрат и назвал его «сбор красных помидоров на фоне Красного моря». В 1889 году он нарисовал белый квадрат и назвал его «Бледные девушки, идущие в снежную бурю»…

А Малевич нарисовал в 1923 году – через 40 лет почти. Пригласил двух авантюристов-журналистов, которые стали говорить, что народ возмущен… «Черный квадрат» он поставил в красном углу… шесть лет только прошло после революции; люди еще были верующими! И он понял, что это работает. И когда ему задали вопрос о продаже, он с возмущением сказал: вы с ума сошли! Я восемь лет писал! И тут же нарисовал еще шесть квадратов…

И что вы мне сейчас несете бодягу по поводу вашего искусства великого, когда вы, дилетанты, гадите, продаете запахи в банках! Работайте, но не вторгайтесь! Если на вас будут равняться дети, они перестанут вообще рисовать. Маленькие города еще сохранили культуру. Я надеюсь на маленькие города, где как-то учили в советское время люди, и уехали сюда, и делают искусство, и хотят его подать в мир. А вы его глушите!

О выходке Pussy Riot

То, что происходит сегодня – это распад русской культуры. Pussy Riot – о них пишут, они на обложках всех западных журналов. На самом деле это – разрушение и упадок; в России подобные вещи не должны быть! Церковь есть церковь, а искусство и разные перфомансы должны быть на каких-то других площадках. Я считаю, что это хулиганство. Я бы, может быть, не стал их наказывать, но заставил бы их убирать или служить церкви. Или делать какую-то полезную работу, как это делают на Западе.
Это есть членовредительство! Они одно сделали – им простили, они – второе, третье… Сегодня они уже являются жертвами. Ну, какие они жертвы?! На самом деле это хулиганство и просто бардак.

К вопросу о Музе…

Это понятие растяжимое… Это может быть девушка, с которой ты встречаешься, девушка, случайно проходящая… Это может быть природа, встреча с каким-то человеком. Муза – это то, что сиюсекундное… Пушкин: «Я помню чудное мнгновенье»…

Вдохновение приходит во время работы. Ты садишься за работу как ремесленник, а потом в процессе рождается что-то. Ты всегда недоволен своей работой – как и любой художник – думаешь, что можно сделать что-то еще… Должно быть критическое отношение к своему искусству – только дилетант наслаждается своей мазней. На самом деле искусство всегда требовательно – к себе в первую очередь.

Я никогда не осуждаю художников – это тяжелый и очень сложный труд. Трудный хлеб! И, поэтому, если художник востребован, если он интересен, значит, наверное, он что-то сделал в этом мире. Я предоставляю ругать художников другим – сам никогда не осуждаю их. Человек взялся за кисть, начал рисовать – и если его еще покупают, то это вообще прекрасно! Всем хватит хлеба – нечего делить! Пишите, предлагайте. Если ты пишешь, и тебя покупают, то в тебе есть что-то, что нравится людям.

Рисую людей, которые состоялись!

Я эклектичен. Я работаю в разных жанрах – они мне все интересны. Может быть, это не всем нравится… Мне не нравится только один тип женщин: вот только такая – и все! Я всеяден!

А по поводу портретов: есть такое понятие, что никто не интересуется человеком, который ищет миллион – все интересуются тем, кто этот миллион нашел. Эти люди что-то сделали, создали. Это люди, которые уже состоялись. Это, может быть даже Бен Ладен или Абрамович, любой человек, который заставил говорить о себе.

Я фиксирую время. Интересен Путин, интересен Ходорковский – интересны все, кто заставляет говорить о себе. Ты фиксируешь это время. А дальше пусть уже рассуждают другие. Нужно увидеть характер; не обязательно писать только рабочих на заводах – можно писать и деятелей, которые заставили привлечь внимание к себе. Вот Жириновский: я недавно получил заказ и сделал его портрет в виде самурая. И написал: « Нет большего одиночества, чем одиночество самурая кроме одиночества тигра в джунглях». Это ему страшно понравилось…

А суть в том, что ты находишь способ выражения этих людей и фиксируешь их на своих картинах!

Просмотров:5872 Комментариев:9

Автор: Владимир Кузменкин

Дата публикации: 21 мая 2012 12:24

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Коренной # 21 мая 2012 14:19 Ответить

    Приехал с любовью --  посмотрим, что с любовью нам оставит!

  • Наблюдаю # 21 мая 2012 22:32 Ответить

    Талантливый художник - не обязательно умный человек. Ну, конечно, Жириновскому могла понравиться такая запись. В журнале посетителей  - от поклонника...

    Ну и "рабочий на заводе" за  свой портрет заплатит меньше Жирика, это очевидно.

  • демкин # 21 мая 2012 22:33 Ответить

    Приятно, что к нам стали приезжать художники, о которых мы только слышали. Они могут нравиться или не нравиться, но это Имена. И мысли у Сафронова правильные  -- хорошо он ответил этим "сизым носам"

  • Марат # 21 мая 2012 23:31 Ответить

    Интересный художник.Надо сходить на выставку.

  • захар # 22 мая 2012 01:01 Ответить

    продам ноутбук Dell Latitude C610 Процессор Процессор Intel® Pentium® III - M Экран 14.1" TFT XGA разрешение 1024 x 768 точек. Видеоподсистема Графическая плата 16MB 4XAGP ATI Mobility Radeon

    • удивленный   написал для  захар # 22 мая 2012 12:02 Ответить

      Cафронову предложи!

  • Варвара # 23 мая 2012 02:08 Ответить

    Грустно всё это читать: Н.Сафронов ничуть не лучше "Синих носов, разве что намного-намного богаче, т.к. очень богатых очень любит рисовать. Его  высказывание красивое "Я переживаю за Россию" как раз об этом, неужели не понятно?  И почему же он даже не упомянул, что Малевич - это далеко не только "Чёрный квадрат?  И уж совсем не верится, что ему интересен Ходорковский: разве он ему заплатит?

    • Инна   написал для  Варвара # 25 мая 2012 11:41 Ответить

      Не согласна. Сафронов говорит все это искренне. И правильно говорит. Художники все продают свои картины и на этом зарабатывают.Ну и что, что он богат. Разве от этого человек становится хуже?

  • Августа Львовна # 15 июля 2012 23:19 Ответить

    Наступил воскресный вечер и можно выйти на скамейке с женщинами посидеть, под семечки поговорить о том о сём... Посиделки, это не только сидение за разговором, но и при этом рукоделие. А вот на скамейке и с семечками полчасика или у колодца и то, того гляди муж или свёкор пристрастит... Вот что говорит о своей встрече с Н.С. руководитель ОД Культура и Мы.

    И без этого никак. От наших с Вами мнений вряд ли что изменится, но почему же Никас, при его богатстве снова и снова едет по России, везёт сюда заработанные на Западе деньги, оставляет там свою жену-иностранку? Почему он вкладывает деньги в бурлящую украинскую землю и встречается и вступает в споры с "синими носами", при этом новопожалованный князь обнажается перед публикой как парень с рабочей окраины? Потому что россиянин, воспитанный при советской власти с молоком матери впитал понятия патриотизма и пока есть такие люди, как живописец миллениума, автор нового направления в искусстве, бриллиант в короне поколения семидесятников, мы ещё можем оставаться в уверенности: Россия состоялась и будет продолжаться! Формат гайдпарка не позволяет аргументированно подкрепить вышесказанное, но подумайте и сами сможете это сделать. С уважением Наталья Афанасьевна Золотых-Сибирская

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий