Из всех балетов для нас важнейшим является «Щелкунчик»

На днях премьер Большого театра Игорь Цвирко изрядно удивил любителей изящных искусств. В интервью ClassicalMusicNews.Ru лауреат Московского международного конкурса артистов балета, международной балетной премии «Dance Open», а также приглашенный солист Новосибирского театра оперы и балета неожиданно заявил, что «не понимает причин ажиотажа вокруг «Щелкунчика» под Новый год».

«Почему любят черную икру? Я, вот, не люблю. Ни черную, ни даже красную. Но многие любят, и хотят ее обязательно, – заметил артист, объясняя свое непонимание ажиотажа вокруг балета «Щелкунчик». – Точно так же, как я не понимаю, в чем вкус раскрученной марки игристого. В чем преимущество той или иной модели сумок?»

При этом танцовщик признает, что Чайковский написал гениальную музыку, но подчеркивает, что она «изначально не была принята толпой». «Щелкунчика», как сейчас говорят, «хейтили», – отметил Игорь Цвирко. – Но прошло время, и весь мир под него танцует».

В последние годы балеты на сюжет Гофмана в преддверии новогодних праздников пользуются феноменальным спросом. Новосибирские средства массовой информации полны сообщениями о том, что билеты на балет активно раскупаются. «В Москве попасть в Большой театр на «Щелкунчика» уже давно не явление культуры, а ярмарка тщеславия, – заявил на днях «Коммерсант FM» замгендиректора Новосибирского театра оперы и балета Александр Савин, даже не пытаясь скрыть планы стимулирования театрального туризма. – У нас билеты от 1-3 тыс. рублей. Даже если вы просто купите заблаговременно билеты в театр и на самолет, в Новосибирске гораздо дешевле».

Заместитель генерального директора НГАТОиБ немного приукрасил действительность: за 3000 рублей можно приобрести билеты только на последний ряд театра и только на три спектакля в самом начале «щелкунского чёса». К 31 декабря цена билета на последний ряд поднимется до 5000 рублей, а на первый ряд доходит до 30 тысяч. Всего за время «новогодних праздников» театр собирается показать балет 29 раз.

Кроме этого, новосибирский кинотеатр «Победа» в декабре планирует показать на большом экране три спектакля «Щелкунчик» в хореографических версиях Василия Вайнонена, Рудольфа Нуреева, а также постановку Аарона Уоткина и Джейсона Бичи в Дрезденской государственной опере. Это не считая того, что на Ледовой арене Новосибирска до и после Нового года покажут четыре шоу «Щелкунчик и Мышиный король» Ильи Авербуха, два «Щелкунчика» Евгения Плющенко, а также два представления «Настоящий Щелкунчик», которые были созданы олимпийским хореографом Никитой Михайловым.

При этом, например, телевизионная программа федеральных каналов в новогодние праздники обычно довольно разносторонняя, насыщенная кино- и телепроизведениями, созданными за последний век в самых разных странах. Но она не страдает таким перекосом в сторону произведения немецкого писателя.

Вопросы экспертам:

Чем вы можете объяснить наблюдающийся в последние годы феномен эксплуатации сюжета «Щелкунчика» в преддверии Нового года? Почему сюжет немецкого романтика Гофманом стал активно эксплуатироваться в России? Почему именно на историю «Щелкунчика» в балетах и ледовых шоу россияне так охотно готовы тратить свои деньги?
Почему российские масштабы исполнения балета «Щелкунчик» под Новый год значительно превосходят западные показы популярной оперетты «Летучая мышь», которую также стараются показать к Католическому сочельнику?

Сергей Лихачёв, «Центр развития региональной политики»:

Все это из детства! Поколение, воспитанное на советском музыкальном мультфильме снятом в 1973 году режиссёром Борисом Степанцовым по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», уже выросло и вошло в тот возраст, когда хочется посещать оперу и платить большие деньги за билет, чтобы ещё раз окунуться в красивую живую музыку в блестящем исполнении и в полюбившийся с детства сказочный сюжет, где добро побеждает. Красота притягивает.
Странно, что это удивляет лауреата Московского международного конкурса артистов балета. Получился этакий сапожник без сапог.

Камиль Джафаров, первый секретарь отделения КПРФ Центрального района Новосибирска:

Полагаю, это больше тренд, нежели любовь к искусству. По телевизору показали, что это модно и презентабельно, вот все и бросились, так сказать, за селфи-контентом в театр. Многие годы, с момента прихода в наш оперный театр г-на Кехмана, новосибирцы стали называть театр «Новатом», не задумываясь о том, что такого театра не существует! Но ведь кто-то им сказал, что это слово модное. Скажите по телевизору и в Инстаграме, что, допустим, спектакль «Садом и Гоморра» очень презентабельно посетить, и народ пойдёт на него, забыв о «Щелкунчике». К сожалению, в наше время главенствует реклама и менеджмент, нежели разум и саморазвитие. Я ни в коем случае не хочу сказать, что «Щелкунчик» — плохой спектакль, мне самому он нравится, но делать из него средство лёгкой наживы, а из людей – псевдотеатралов, считаю неправильно. Театр должен не просто развлекать, но и развивать человека, ведь действительно есть множество других авторов и композиторов, чьё искусство должно идти в массы.

Федор Григорьев, журналист, председатель клуба «За огненные строки»:

Есть такое слово – «обскурация», означающее снижение творческого напряжения этноса. Народ не создает ничего великого, потому что не имеет высокой цели. Падает готовность к лишениям и т.д. Одно слово – обскурация, когда культурное наследство эксплуатируется на износ ввиду отсутствия общественного интереса к новинкам. Потому что люди перестают тонко разбираться в предмете. Культурная деградация проникает во все сферы и области. Например, в журналистике работают люди с низкой начитанностью, поэтому им не хватает слов, чтобы точно выразить все приходящее на ум. Темы статей становятся проще, грубее. Каждый Новый год – «Щелкунчик» и «С лёгким паром!». В общем мотор работает на холостом ходу – машина стоит на месте. Разве все это не выглядит штрихом к портрету современной России? Я думаю, что обскурацию может преодолеть только государственный призыв, способный воодушевить и объединить, выражаясь языком классиков марксизма, движущие классы общества. Сейчас ничего подобного нет. Мы просто доживаем эпоху.

Константин Голодяев, историк, краевед, научный сотрудник Музея Новосибирска:

Ну сказал, ну не понимает – ну и что. И икра – это как-то банально. Я бы ещё устриц упомянул. Но обязательно парижских – от автора. Да, безусловно, есть в этом ажиотаже момент «ярмарки тщеславия». И в Новосибирске тоже. — Вы же в оперу идёте? — Как нет! Это же неприлично!

Я вот за 5000 (а семья – это знак умножить) плюс буфет – тоже не пойду. «Щелкунчик» – прекрасное произведение, а предновогодний – это ещё и настроение. И всем бы рекомендовал, но у кого не хватает денег, есть другие способы обретения этого праздничного настроения.

31 декабря мы с друзьями уже много лет выходим на днём на улицу, несём с собой яркие мандаринки в авоське и гуляем по сияющему городу, украшенным магазинам, заходим за настроением в кафешки, теперь вот и пешеходная улица появляется. Вот вам и Щелкунчик, и вальс цветов. И пролог с последующим эпилогом. Главное, чтобы 31-го дождя не было. А остальное – просто гренки со шпротами.

Роман Бубенов, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

В Новосибирской области, как и целом в нашей стране, самым любимым семейным праздником является празднование Нового Года! Все негативное остаётся в прошлом году, а на грядущий новый год всегда есть надежды на счастье, благополучие, удачу и успех! Сюжет «Щелкунчика» как раз соответствует нашему новогоднему настроению и состоянию души. Обязательными атрибутами празднования Нового Года в нашей стране всегда были зелёная елка, украшенная новогодними игрушками, дети и взрослые в сказочных костюмах, Дед Мороз и Снегурочка, указанное в целом соответствует сюжету «Щелкунчика», отсюда такой отклик у наших граждан. Посещение спектаклей, балетов, опер, поставленных по мотивам и сюжету «Щелкунчика» помогает создать доброе новогодние настроение, побыть с членами семьи, соблюсти особые семейные традиции.

Юрий Тригубович, аналитик, журналист:

Сразу почему-то вспомнилась картинка из детства. Вдруг все мальчишки стали пулять из рогаток, потом делать луки со стрелами, затем ловить щучек на петлю, вместе с девчонками прыгать через резинку. Чем-то это напоминает ажиотаж вокруг «Щелкунчика». Видимо, у постановщиков просто нет другого варианта новогоднего сюжета, который мог бы отвечать запросам зрителей. Вспомним, что каждый раз нам на Новый год по телевизору сразу по нескольким каналам показывают «Иронию судьбы…». Так что никакой мистики, как в детской моде на дворовые развлечения, в этом случае нет.

Маркетинг как соединение продукта и человека играет ключевую роль – товар или услуга встречаются с тем, кто готов за них заплатить. Тем более, что Новосибирский Оперный имеет ограниченное число мест, всегда найдутся зрители, если это не постановка балета «Ленин в Финском заливе». Хотя на такую постановку, наверное, тоже нашлись бы желающие. Поэтому эксплуатация сюжета Гофмана вполне оправдана и с точки зрения ожидания любителей театра, и с точки зрения доходов театра. Жаль только артистов, которые в течение почти месяца будут танцевать одну и ту же партию до беспамятства. Артисты утверждают, что играть подряд одно и то же – очень тяжелая работа.

Олег Викторович, общественник, президент АНО «Дом с часами»:

На «Щелкунчике» пытаются заработать! Раньше это называли «новогодний чёс». Тем более, что в Большом театре цены запредельные, то появилась мода летать на спектакль в Новосибирск.

Эту «моду» раскручивают, создают искусственный ажиотаж, ну а люди падки на рекламу. Тем более, что музыка П.И. Чайковского очень красивая и популярная, как и спектакли!
Это, как в пословице: «Не спи рыбак, а то путину проспишь!» Все довольны!

Отвратительно то, что цены на билеты «кусаются» и семейное посещение спектакля выливается в изрядные траты и больно бьёт по семейным бюджетам большинства наших граждан! Но, это, уже другая история!

Инэсса Рябинина, руководитель юридической фирмы:

«Щелкунчик» – действительно замечательный балет, независимо от того, в чьих постановках его показывают те или иные театры. Остается только радоваться, что люди на него идут, предпочитая балет черной икре, и платят свои честно заработанные 30 тысяч рублей за место. В Москве, говорят, цены доходят до 250 тысяч. Некоторые мои коллеги считают, что все это показатель того, что народ у нас недотепистый, и может даже недалекий. Государство сказало ему: марш на «Щелкунчик». И все пошли, куда им указали перстом.

Пусть я не понимаю этого ажиотажа вокруг этого балета, но чувствую, что во всей этой истории есть элементы искусственного подогрева внимания для того, чтобы стричь купоны. Хотя, с другой стороны, еще памятны мне те времена, когда в зале оперного театра собиралось не более десятка человек. Многие сейчас даже не знают, что бывало и так.
 

Просмотров:482 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 19 ноября 2025 08:56

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий