102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Неизвестно, будет ли у сибиряков еще возможность увидеть оригинальные произведения мастера, которые несут в себе не только особый стиль и композицию, но и множество загадок.
«Боярыни Морозовой» на выставке нет, но боярыня Морозова на выставке есть: так о коллекции работ Василия Сурикова, выставленной в Художественном музее, пишут посетители. Подлинника действительно в зале не встретить, зато специалисты подготовили оригинальное решение: на фоне черно-белой репродукции в натуральную величину разместили эскизы, чтобы проследить путь героев от наброска до итога. У каждого образа ─ своя история.
«Например, нищего, который перекрестил боярыню, Суриков нашел на рынке и упросил его позировать на снегу. Чтобы тот не мерз, растирал ему ноги водкой, а потом заплатил целых три рубля, который тот через несколько дней пропил. Суриков говорил: если мне понадобится писать ад, я сам буду стоять в огне и модель поставлю в огонь», ─ рассказывает директор Новосибирского государственного художественного музея Екатерина Болдырева.
Даже на единственной картине с неисторическим сюжетом «Взятие снежного городка» Василий Иванович стремился к идеалу. Может быть, оттого его большие полотна мгновенно погружают в свою атмосферу. Чтобы момент взятия городка получился достоверно, по просьбе Сурикова построили несколько городков, которые потом разбивали. Он хотел точно передать летящий снег.
До мурашек трогает гостей и главное сокровище выставки – «Покорение Сибири Ермаком», покинувшее стены Русского музея впервые за 84 года. Смотреть монументальное произведение рекомендуют издалека, не забывая подойти ближе, чтобы увидеть и детали, в которых немало загадок.
«Суриков был бы не Суриков, если бы для потомков не оставил немало зашифрованных посланий. Так, например, одни люди смотрят налево, другие ─ направо, и только один человек на этой работе смотрит на зрителя, это ─ художник», ─ рассказывает Екатерина Болдырева.
Даже спустя годы знаменитый мастер будто играет со зрителем. Еще один любопытный момент: две, казалось бы, одинаковые картины с изображением памятника Петру I. Но одну автор писал по памяти и летним эскизам, а другую ─ с натуры. Можно бесконечно искать отличия и спорить о том, какой вариант лучше.
На выставке ─ 39 работ художника из разных городов. Когда удастся собрать нечто подобное в одном месте еще раз, сотрудники музея не знают, поэтому советуют успеть на эту выставку. Она работает в Новосибирске до 15 октября.
Читать далее