Виктор Москвин: «У каждого свой Эверест»

Новосибирец Виктор Москвин -- профессор, доктор технических наук, автор большого количества научных работ и изобретений. Но в мире он известен как человек, установивший уникальные достижения по плаванию в холодной воде. Но на достигнутом ветеран останавливаться не собирается – впереди новые планы, новые заплывы..

Виктор Николаевич предоставил нам свои записки, которые мы публикуем в сокращенном виде.

                                Все началось на Оби

Мое увлечение марафонским плаванием в холодной воде началось с простого моржевания в реке Обь на центральном пляже. Здесь рубил и поддерживал прорубь Виктор Фокин. Как-то я был приглашен искупаться в проруби (31 декабря 1989 года) Константином. Мы получили большое удовольствие при этом купании в ледяной воде. А если учесть мои тренировки по плаванию, то уже тогда у меня родилась мысль о длительном плавании в холодной воде. Находясь в горах и купаясь в горных реках, я получал от этого большое эмоциональное удовольствие, тем более что многие не переносили длительных холодовых нагрузок, а я мог.

       Участие в первых международных соревнованиях

Первые Международные соревнования по зимнему марафонскому плаванию проходили на внутреннем озере г. Ижевска, в 1992 г. Как помню, они проходили при нулевой температуре воздуха и температуре воды около 0,5 градусов. Шел снег, дул сильный ветер. В программе был получасовой заплыв на дальность. Заплыв проходил по замкнутому кругу. Состав участников был самый разнообразный от новичков до продвинутых пловцов. Во время заплыва, после 22 минут плавания, я столкнулся с бесчувственным   телом Александра Зеленецкого. Я с трудом вытащил его на берег и передал спасателям.

Это был мой первый личный рекорд плавания в ледяной воде. Я понял, что плавание в холодной воде требует от человека специальной подготовки и предрасположенности к этому виду экстремального спорта.

В Ижевске все участники соревнований прошли углубленное медицинское обследование. По их окончании спортивные врачи сделали заключение о том, что функциональное состояние моего организма и организма Виктора Годлевского (г. Петропавловск Камчатский) находится на уровне спортсменов водного пола, выступающих за сборную команду СССР.

Мой первый и самый значимый рекорд в марафоне

Начиная с июля 1993 года начались соревнования на озере Телецкое, Алтайский край, а затем Республика Алтай. Да… Это была отправная точка начала моих рекордных заплывов. Рекордов личных, российских и мировых. Но вначале я старался не думать об этом, хотя установить рекорд мечтает, наверное, любой спортсмен и я тут не исключение. Это сейчас соревнования на Телецком не вызывают ажиотажа, а тогда ведь никто и не помышлял совершать марафонские заплывы в Телецком озере, т.к. температура воды в нем была от 4 градусов до 8 градусов.

В моей голове была только одна мысль – «не сойти с дистанции». Нас начала сопровождать одна моторная лодка. Она следовала рядом с пловцами из Барнаула, а я, отстав от них, плыл в одиночестве без сопровождения. Это волновало меня, но не очень сильно. Чуть позже рядом со мной появилась байдарка, в которой находились отец и сын из Новосибирска. Я успокоился и был в душе благодарен им за сопровождение. Я завершил заплыв за 2 часа и 24,5 минуты при температуре воды 6-10 градусов. К концу дистанции я не просто замерз, а промерз до внутренних органов. Руки превратились в грабли, пальцы не сводились вместе. Усталость была дикой, ее я испытывал впервые, хотелось быстрее достигнуть берега, но он приближался медленно…

Перед заплывом я и предположить не мог, что буду в таком пограничном физическом, тепловом и психоэмоциональном состоянии. В конце заплыва мне казалось, что я плыву не по озеру, а плыву в космосе. Я был совершенно другим человеком по восприятию окружающего мира, чем перед заплывом. Был я и стихия, было мое пограничное состояние, которое я продолжал контролировать с большим трудом. Но мысли о сходе с дистанции не было, была мысль, что в случае завершения заплыва на берегу я буду первым человеком, кому удалось покорить умопомрачительную дистанцию. И эта мысль как канат тянула меня к берегу.

Меня радостно встретили и на руках вынесли на берег. Но я с трудом воспринимал восторги встречающих, я был выжат и опустошен, и замерз. Радость, безмерная радость переполняла меня.

И вот уже более 15 лет я приезжаю на ставшее мне родным Телецкое озеро, участвую в соревнованиях разного уровня, побеждаю, проигрываю, но всегда счастлив от того, что встречаюсь с ним, и в душе благодарю судьбу о новой встрече с очень дорогим мне былым. Кстати, я еще 4 раза переплывал это озеро в одиночку, участвовал в многосуточных эстафетных заплывах вокруг озера и по его длине (77 км.).

Рекорд, установленный мной на Телецком озере, наполнил последующую жизнь новым содержанием, которое можно определить, как «я многое могу». Я вдруг понял, что обладаю определенным потенциалом, о котором и не подозревал.

Откуда появились Титикака, Антарктида и Магелланов пролив

С этого момента я начал искать варианты использования своих возможностей в мировых достижениях по плаванию в холодной воде. Во-первых, поскольку я был полноправным членом «Международной ассоциации зимнего марафонского плавания», то основное внимание было сосредоточено мной на участии во всех чемпионатах, проводимых этой организацией. Марафонских индивидуальных соревнований было немного, больше было заплывов в холодной воде в эстафетном режиме, на короткие дистанции и в проруби.

Но особо хочу отметить, что в это время я наметил планы покорения озера Байкал, Магелланова пролива, высокогорного озера Титикака (Южная Америка), Антарктиды и высокогорных озер Тибета. Было в планах организовать и эстафетный заплыв через Атлантический океан от Великобритании до США.

                   25-километровый заплыв на Сунгари

Сентябрь 1996 года. 25-километровый заплыв по реке Сунгари. Я даю свое согласие. Всего в заплыве было заявлено несколько сотен пловцов, но только около 50 сделали заявку на всю дистанцию. Китайцы накопили большой опыт в организации массовых заплывов. Мы стартовали очень большой группой человек 50. В основном это были китайские и советские пловцы. У всех было хорошее настроение и многие планировали финишировать у пристани г.Харбина. Но оказалось, что большая часть пловцов, проплыв 5-10 км., сошла с дистанции на большой речной теплоход, на котором были накрыты столы, играла музыка.

Окончание дистанции далось мне с трудом, т.к. я находился в воде около 3 часов и проплыл около 20 км. Замерз, особенно пальцы рук и ног, но терпел. Мне сообщили, что только я один полностью проплыл всю дистанцию. На пристани было много народа, у причала стоял теплоход и лодки сопровождения пловцов. Многим пловцам хотелось  финишировать, что они и сделали вместе со мной. На обеде меня наградили китайской грамотой и каким-то сувениром.

       Неофициальный чемпионам мира по марафону в холодной воде

2006 год ознаменовался тем, что в Норвегии на Сегнефьорде (самый большой фьорд в Норвегии)  состоялся очередной неофициальный чемпионат мира по марафонскому плаванию в холодной воде. В программу были включены заплывы на 4 километра и 400 метров вольным стилем, а также старты на 50 метров брассом.

Утром на теплоходе нас отвезли к месту старта – каменистый берег фьорда. Финиш на противоположном берегу. Температура воды было больше 15 градусов, но часть пловцов из Европы стартовали в легких гидрокостюмах.

Финишировал я спустя 1 час и 20 минут, и победил в старшей возрастной группе. Плылось легко. Всем, кто финишировал, вручили именные сертификаты.

             Высокогорное озеро Титикака

2007 год -- озеро Титикака. Цель -- установить рекорд по плаванию в холодной воде в условиях высокогорья (3810 метров над уровнем моря). Температура воды 6 градусов, воздуха 12 градусов. Мы с лодки опускаемся в воду и плывем по направлению к острову Сан Мигель. Впереди 3,5 километра холодной воды знаменитого озера. Я подплыл к острову Сан Мигель, коснулся его рукой и через корабль сошел на него. Рауль поздравил меня с успешным окончанием заплыва и сообщил, что заплыв полностью зафиксирован на видео.

Врач измерил мое артериальное давление и температуру. Давление было 140/90, а температура 34,2 градуса, пульс 90. Конечно же, я устал, но не замерз. Наш экстремальный заплыв и снятые  медицинские показания, по словам специалиста, лягут в основу будущей диссертации.

Мы прибыли в гостиницу. Все поздравляли нас. Оставив вещи в гостинице, мы поехали в госпиталь, которым руководил сопровождавший наш заплыв врач. Подписали и заверили сертификат, выданный нам в турфирме «Кон Тики».

             Высокогорные озера Тибета

Тибет манил меня давно. В Тибет хотят многие, но не многим он открывается, не многих он пускает к себе. Мистика?  Возможно, но я почувствовал ее на себе!

По самой высокой железной дороге с переполненного пекинского вокзала отбываем в Лхасу. Дорога проходит и на высоте около 5000 метров. Много эстакад. На вторые сутки утро встречаем в снегу. И это лето… Растительности никакой, только снежные шапки вдалеке на горах – «крыша мира»!

Через два дня пребывания в Лхасе мы выезжаем в один из городов центрального Тибета в небольшой городок с посещением одного из множества монастырей. Наш путь пролегал близко вдоль берега  Ямдрок-цхо, чем я мог воспользоваться при небольшой остановке микроавтобуса. К обеду мы по серпантину поднялись на перевал 5200. Сделали остановку, чтобы посмотреть тибетские достопримечательности. По дороге вниз узкой полосой простиралось озеро Ямдрок. На нем никого не было видно, берега были пустынны.

Я экипировался для заплыва и мы спустились к воде. Я вошел в воду, дно озера было илистое. Ветер поднимал небольшую волну, поплыл от берега, а затем вдоль него. Поплыл быстро против волны. Вначале плылось легко, но через минут пять я стал задыхаться и сбавил темп, перейдя на брасс. Успокоился, но частота дыхания нарастала, сердце работало четко, но с резко увеличившейся частотой. Проплыв метров 300-400, я повернул назад.

Наутро наш путь лежал в Лхасу и еще в один из монастырей Тибета. Наш путь лежал через перевал и шел вдоль одной из горных рек, образующих Брахмапутру. По пути было много мостов, у одного из них на высоте около 4-х тысяч метров мы остановились по моей просьбе. Река расширялась за счет выемки грунта для строительства моста и была около 50-ти метров. Именно здесь я и хотел осуществить свой заплыв на реке. Вода в реке была холодной около 6-ти градусов. Я переплыл реку, благо, что течение было не сильным, и вернулся назад. Ощущалась бодрость.

И вот мы вплотную подошли к заплыву на одном из самых высокогорных озер мира – Наму-цхо (Небесном озере). Заплыва на высоте около 4800 метров я немного опасался… При въезде на озеро открывается прекрасный вид горы со снежными шапками. Проезжаем последний пост с солдатами, проходим очередную проверку и едем к небольшому мысу, врезающемуся в озеро. Именно там на нем принимают всех туристов, которых поджидает местное население с сувенирами и катанием на яках. Мы въезжаем на площадку, где стоит много автобусов. Никаких строений на берегу нет, все голо, только песок и галька да изумрудного цвета прозрачная вода. Все туристы идут влево к берегу озера, что находится метрах в 300-х от стоянки автобусов и небольших строениях местных жителей-тибетцев.

Вошел в воду, одел шапочку и очки, и поплыл вглубь озера. Светило яркое солнце, температура воздуха, измеренная до этого, составляла 20 градусов, воды 6 градусов. На озере штиль.  Плылось очень легко, я радовался, что осуществил этот заплыв, и, по-моему, улыбался. Через минут 15 повернул назад и поплыл к берегу. Подплывая, увидел, что все тибетцы встали на ноги и что-то кричат. Тибетцы продолжали кричать и, по-моему, бросать камни в озеро, вызывая таким образом духов…  

               Озеро Лох-Несс и лохнесское чудовище.

 

Переплыв озера Лох-Несс (Шотландия) мной как-то не планировался. Вопрос о нем  возник в связи с 50-летием подвига советских моряков-подводников АПЛ К-19 в июле 2011 года. Одним из основных организаторов и участником заплыва на озере был Олег Евстахиевич Адамов. Он был последним командиром К-19, и для него организация памятного заплыва было делом чести.

С шотландской стороны организатором памятного заплыва выступал бывший кок К-19 Романов Владимир Николаевич, проживающий в Шотландии, миллионер.

Мы выехали на север Шотландии к озеру Лох-Несс. Озеро горное, расположенное в горной расщелине, шириной до 2 и длиной 38 километров. Посередине озера, где был запланирован заплыв с берега на берег, находится Центр по изучению феномена «Лохнесского чудовища», рядом гостиницы, магазины – вся инфраструктура для приема многочисленных туристов.

Начиная с 1947 года, озеро приобрело новое качество – оно становится паломничеством для туристов, желающих увидеть Лохнесское чудовище, которое якобы увидела проезжавшая с мужем женщина, от вида которого она упала в обморок. Чудовища мы так и не увидели, но вот озеро поразило нас своей красотой, холодной и чистой водой. Получить разрешение на заплыв удается не всем. Как мне известно, мы были лишь третьей по счету группой, которой было разрешено осуществить официально групповой заплыв, и первой иностранной группой. До нас озеро переплывали в эстафетном режиме по его длине группа английских нудистов и группа женщин-спортсменок профессиональных пловцов. Но никто в одиночку с берега на берег озеро до нас никто не переплывал.

На старт вышло 10 пловцов из 11-ти заявленных для рекорда. В 10 часов пошел дождь и усилился ветер, на озере поднялась волна. Температура воды была около 9 градусов. Все половцы растянулись по озеру, т.к. скорость у всех была разной. Я практически полностью выключил ноги из нагрузок, тянул одними руками. Финиш был близок, но скорость упала. Рядом со мной теперь плыла лодка спасателей. В мозгу только одно – доплыть, не сойти. Финишировал «на зубах», коснулся пристани-финиша. Все! Я переплыл, выдержал, не сошел. Мое время нахождения  в воде – чуть более 1 часа.

Вечером состоялось награждение участников. Много тостов, фотографий, радости и улыбок. Заплыв через озеро Лох-Несс состоялся! Я положил в копилку своих высших достижений по марафонскому плаванию в холодной воде еще одно невероятное по трудности и эмоциональности достижение.

 

 

 

Просмотров:2075 Комментариев:8

Автор: Владимир Кузменкин

Дата публикации: 07 марта 2013 01:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Петрович # 07 марта 2013 13:57 Ответить

    Никогда не понимал моржей... Зачем это им нужно? Неужели это правда полезно? Врачи говорят, что только лишний стресс для организма и все.

    • dama salmakia   написал для  Петрович # 07 марта 2013 18:09 Ответить

      Ну наверное в этом что-то есть, люди ведь зря не будут этим заниматься? И врачи многие говорят, что полезно сие дело... Так что молодец Москвин, удачи ему в дальнейших приключениях!

  • Антонина Алексеевна и А.И. СМ... # 09 марта 2013 23:43 Ответить

    Виктор Николаевич, мы Вами гордимся!!! Желаем новых, успешных рекордов! О которых, Вы так же увлекательно, нам расскажете.  А "слабо" поплавать ЛЕТОМ, в Черном море?! Привет, от нас, из солнечного Краснодара.

  • Закаленный # 11 марта 2013 14:18 Ответить

    Круто! Не знал, что у нас есть такой суперморж! Надо больше рассказывать о таких людях.

  • Москвин # 08 октября 2013 10:40 Ответить

    Дорогие друзья, рад, что материал просматривается многими. На сайте "Советский морж" выставлена моя книга "Наука и спорт как жизненная стратегия". В ней есть и мои рекомендации для начинающих закаливание холодной водой. Буду рад ответить на ваши вопросы mosk46@ngs.ru/

  • Балыбин Евгений Леопольдович # 05 февраля 2014 09:54 Ответить

    Я горжусь тем, что Вы были моим преподавателем. Успехов Вам и процветания.

  • Владимир # 28 июня 2019 21:56 Ответить

    судьба свела и познакомила с Вами Виктор Николаевич чему я очень рад.Вы чудесный и очень интересный человек в жизни.

  • Сергей # 24 сентября 2022 09:47 Ответить

    Горжусь!

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий