102,34 $
106,54 €
Популярный материал
Известный новосибирский писатель Михаил Щукин выпустил в свет новую книгу. Но это не еще один из его увлекательных исторических романов, которые пользуются неизменным интересом у читателей. На сей раз речь идет о документальной повести «Белый фартук, белый бант». И речь в ней идет о Первой Новониколаевской гимназии, учрежденной в начале ХХ века Павлой Алексеевной Смирновой. Повесть по словам автора написана на основе уникальных документов, которые отыскались в городском архиве.
Михаил Щукин рассказал о том, как создавалась повесть, и ответил на многочисленные вопросы:
– Книга для меня совершенно необычная. Необычность ее заключается в том, что я ее не собирался писать -- в моих планах она не стояла. И замысел ее родился не в моей голове. Ко мне подошли две сотрудницы архива и сказали, что у них есть архив Первой Новониколаевской женской гимназии.
До последнего времени он лежал запакованным в пакет. Эти женщины его разобрали, архивировали и пригласили меня. На второй день я уже сидел в архиве. Сразу окунувшись в эту жизнь, я был очарован. Когда все сложилось в одну кучу -- привез домой, разложил, и испытал легкое чувство паники, потому что не знал, как справиться с таким большим объемом, как его подать? А в итоге родилась эта книга.
Когда был сделан текст, то возник вопрос об иллюстрациях. Откликнулись новосибирцы: оказалось, в семейных архивах еще есть старые снимки. И книга получилась очень хорошо иллюстрированной. Насколько она удалась, судить уже читателям.
У нас от того времени много осталось стереотипов. Один из них заключается в том, что учились у нас только богатые.. Анализ документов гимназии госпожи Смирновой показывает, что гимназия была очень демократичной. Сужу по отпускным билетам (для того, чтобы девочка поехала на каникулы, ей выписывался отпускной билет): Каинск, Коченево, Верх-Ирмень, Болотное. Училось много детей из деревень. Старались люди дать образование!
И госпожа Смирнова принимала в свою гимназию, заведомо зная, что родители девочек не смогут внести деньги за обучение. Для этого устраивались благотворительные вечера. В газете обязательно публиковали, сколько денег собрано и куда они пойдут. Отчитывались до последней копейки.
А вот документ октября 1919 года, когда крестьянка из Верх-Ирмени просит принять дочь Капитолину в гимназию. Я невольно подумал: «Лучше бы тебя, милая Капочка, не приняли. Ведь пройдет всего месяц, и город погрузится в хаос повального тифа. Трупы будут лежать на улицах, никто их не будет убирать. Это будет самое страшное время в Новониколаевске». А потом увидел полустертую надпись карандашом: «Принять. 1 октября»...
1919 год. Огромное количество заявлений в гимназию от беженцев, эвакуированных из центральной России. Иногда просто не успевали захватить документы. И тогда родители писали справки: «Я -- отец такой-то, свидетельствую, что дочь моя окончила столько-то классов в такой-то гимназии. Приходилось верить на слово. Даже в условиях гражданской войны люди стремились дать своим детям достойное образование.
В книге есть воспоминания Зинаиды Кириченко, жительницы Новосибирска, которая приехала в наш город в 1914 году и дожила в Новосибирске до 100-летнего возраста, оставила воспоминания. Она приводит такой пример. Уже в 60-годы прошлого века гимназистки, оставшиеся в живых, собрались у нее на квартире. Когда они ушли, то ее племянница сказала: «Какие культурные дамы! Воспитание чувствуется еще то!» Именно воспитание, а не замусоленные образовательные услуги… Вот что было главной целью в те годы в гимназии!
Удалось отследить несколько судеб. Гимназистка Рулькова вышла замуж за сына священника, получила фамилию Беневоленская. Никакие репрессии ее не коснулись. Она закончила Иркутский медицинский институт и всю жизнь работала в Буграх врачом-инфекционистом. Во время войны директор комбината №179( так назывался завод «Сибсельмаш») пригласил работать на завод. Пользовалась бесконечным уважением во всем Левобережье.
Эсфирь Шамовская стала ведущим невропатологом города. Ее портрет есть в книге. Она была родоначальником медицинского направления у нас в городе. Судеб, которые удалось восстановить, мало. Архив Первой Новониколаевской женской гимназии еще ждет своего вдумчивого исследователя.
Судьба же самой Павлы Алексеевны Смирновой на сегодняшний день мне не ясна. Если судить по документам, то практически везде ее фамилия присутствует – вот ее фамилия, вот ее роспись, прошение, ответ. А в 1918 году из документов исчезает не только ее подпись, но и ее фамилия. Удалось отыскать несколько документов, в которых она просит Попечительский совет гимназии указать ей, до какого срока она сможет проживать в своей квартире (квартира ее была в помещении гимназии).Почему она ушла из гимназии? Была ли это ее добрая воля или ее заставили уйти? К сожалению, из документов ничего не удалось восстановить. Ясно одно: она вынуждена уйти из гимназии, из квартиры уже в немолодом возрасте. Это 1919 год -- перед приходом Красной Армии.
Как сложилась ее дальнейшая судьба? Это неизвестно…
Просмотров:5890 Комментариев:6
Автор: Владимир Кузменкин
Дата публикации: 06 ноября 2013 07:49
Источник: Большой Новосибирск
педагог # 06 ноября 2013 12:49 Ответить
Что-то уже надоела эта гимназия... Как будто больше не о чем в Новониколаевске вспомнить!
Князева # 06 ноября 2013 13:38 Ответить
При чем тут "надоела". Кто еще из учебных заведений может похвастаться такой историей? А знать ее новосибирцам надо!
Lada # 06 ноября 2013 18:54 Ответить
Вот мне всегда было именно воспоминания послушать или почитать, чем узнавать сухую информацию.
А.Р. # 07 ноября 2013 14:47 Ответить
Щукин вообще молодец! Кто кроме него еще может написать роман об истории нашего города? Никто! Так что он у нас один в поле воин
Святло # 18 августа 2015 14:26 Ответить
Союз Поляков Казахстана
Общественный национально-культурный польский центр "Святло"
владилен липин # 09 января 2016 14:03 Ответить
изумительная книга,а люди в Горархиве - настоящие поисковики.Хорошо бы получить продолжение книги: гимназистки,оставившие след в Истории Города. В Архивных коллекциях Краеведческого Музея есть Фамильный фонд - там встречаются фамилии тех, кто был гимназисткой у Смирновой.Я пытаюсь установить имена врачей Новониколаевска( один из них Абдрин И И -врач Гимназии,в Городе с 1898г, Девочки состоятельных жителей,конечно, прошли через это Учреждение. Врачи были в составах Попечительского Совета ГорДумы.. и это все в Документах Гор Архива.а там работают прекрасные люди-энтузиасты. Успеха. Здоровья в Новом 2016 Году. С Уважением Липин