Нужен ли вообще малый и средний бизнес?

Новосибирск знает немало примеров, когда благие начинания в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства заканчивалось если не крахом, то результатами прямо противоположными тем, которые предполагались. Провели конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок, изгнали мелких перевозчиков, теперь на маршрутах не хватает около 40 процентов автобусов. Запретили продавать пиво в киосках -- многие закрылись, а народ пошел в сетевые магазины Что за этим стоит?

Издание "Свободная пресса" попробовало разобраться с этим вопросом на примере Санкт-Петербурга, где происходят весьма похожие процессы...

Под прикрытием разрекламированной поддержки малого и среднего предпринимательства идет его уничтожение

О поддержке малого и среднего предпринимательства в России на высшем уровне говорится много, особенно в последнее десятилетие. Выросли и объемы государственных финансовых вливаний – с 1,5 млрд рублей в 2005 году до 19 млрд рублей в 2012-м. Однако, несмотря на все усилия, уровень развития малого бизнеса у нас, по сравнению с Европой, остается незначительным. На 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (20 - в Москве и 23 - в Санкт-Петербурге) тогда как в европейских странах - не менее 30. Доля мелких фирм в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС - более 90%.

В мировых рейтингах, оценивающих условия ведения бизнеса в стране, Россия занимает 120-е место. На недавней встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с инициативными группами предпринимателей была озвучена правительственная задача: к 2018 году вывести страну на 20-ю позицию в этом перечне.

- Не знаю, что из этого получится, но хотелось бы верить, что мы совместными усилиями сможем сделать качественный рывок вперед, - с долей сомнения отметил Медведев. - И еще раз подчеркну: самое главное, чтобы предприниматель, независимо от масштабов его бизнеса, в повседневной работе ощущал изменения к лучшему.

Независимые эксперты сомневаются в том, что эти «изменения к лучшему» произойдут. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

Показателен пример Санкт-Петербурга. С 2004 года в Северной столице идет прямо противоположный процесс. Проводится широкомасштабная «чистка» объектов мелкорозничной торговли в угоду крупным торговым сетям. Результат уже налицо. По оценкам экспертов, объем сетевой торговли в городе составляет не менее 85%. В 2007 году Петербургу был присвоен позорный статус «мировой столицы сетевого ритейла».

Неутешительную статистику приводит заместитель председателя Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Санкт-Петербургской ТПП, член экспертного совета ФАС Алексей Третьяков:

- По самым скромным подсчетам, при Матвиенко было уничтожено 1600 павильонов на остановках, свыше 2000 торговых точек у метро, ликвидировано 750 рынков, на которых находилось от 50 до 1000 торговых точек. Это 40 тысяч торговых объектов. Как минимум. Если посчитать общее количество сотрудников, работающих на этих объектах, получится дополнительно не менее 200 тысяч безработных.

 - Алексей Николаевич, но ведь обыватели тоже не очень-то любят ларьки и палатки…

- Не нравятся вам ларьки - не ходите! Но в ваших интересах, чтобы этот ларек существовал. Наличие ларька заставляет крупные торговые сети следить за ценами и качеством. Кроме того, ликвидация мелкой розницы убивает и малых производителей. Им попросту некуда сбывать свою продукцию.

 - А сетевики разве не берут товар у малых производителей?

- У торговых сетей стоит задача - продвигать западные товары. Пользуясь своим монопольным положением, крупные торговые центры диктуют условия. Когда наш производитель приходит со своим товаром в сеть, ему приходится продавать его по заниженным, закупочным ценникам. Кроме того - заплатить немаленький входной бонус, оплатить место в магазине, сделать взнос на рекламу торговой сети. И так далее. Вплоть до денежных «подарков» на день рождения торгового центра.

Вот характерный пример. Несколько лет назад в питерскую ТПП пришел владелец небольшого колбасного завода. Когда Матвиенко уничтожила мелкую розницу, у него пропали все каналы сбыта. В это время с предложением о закупке продукции обратилась крупная торговая сеть. Он был счастлив до того момента, пока ему не показали прайс. Собирались закупать его колбасу в полтора раза дешевле себестоимости. В ответ на недоумение производителя ему предложили «выкрутиться», ухудшив качество продукции. На такие условия предприниматель не согласился и обанкротился.

 - А антимонопольщики никак не могут повлиять на ситуацию?

- ФАС - хорошая организация, но очень слабая. Когда создавался закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», я присутствовал на обсуждениях в Москве. Заместителю руководителя ФАС Андрею Кашеварову задавали неудобные вопросы. Он честно отвечал: мол, как Лев Хасис (главный исполнительный директор крупнейшей торговой сети «X5 Retail Group») скажет, так и будет.

- Значит, вступиться за мелкую розницу некому?

- Выходит, что так. Тем более сегодня, когда директором департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга стал Олег Сазанов. До недавнего времени он занимал пост исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли и представлял интересы 32 крупнейших торговых сетей России.

Можно отметить еще одно парадоксальное назначение на государственную должность. Пост заместителя главы Минэкономразвития достался бывшему вице-губернатору Санкт-Петербурга Михаилу Осиевскому. Получается, что при Матвиенко этот человек «душил» малый бизнес, а теперь занимается его развитием в государственных масштабах.

 - Разве доля сетевой торговли никак не регулируется законодательством?

- Закон имеет формальные позиции по борьбе с сетями, но на деле они никак не реализуются. Согласно законодательству, сеть не может занимать более 25% рынка. Но до сих пор нет точного определения сети. Сетью называют два и более торговых объекта в одних руках. Отсюда парадокс: два ларька с шаурмой – сеть, а «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», входящие в один холдинг, – разные компании. Этот вопрос должен быть урегулирован специальным постановлением правительства. Но, пока в департаменте внутренней торговли сидит Сазанов, такого не будет.

 - Как вы считаете, с чем связана такая «любовь» чиновников к сетевому ритейлу?


- Капиталистический мир захлебывается без новых рынков сбыта. Россия – лакомый кусок для западных производителей и торговых сетей. Некоторые ребята в правительстве усиленно лоббируют продвижение и доминирование сетей в России, а также сбыт в этих сетях иностранного товара. В обмен на это они получают свои бонусы на Западе. Это не банальные деньги в конверте. Главное для них - в благодарность западные политики закрывают глаза на происхождение российских капиталов, хранящихся в их банках. Кроме того, некоторые сети принадлежат нашим влиятельным олигархам. Например, «X5 Retail Group» фактически принадлежит «Альфа-групп».

- И все-таки мелкая розничная торговля существует…

- Существует. Но в каком качестве? Независимых предпринимателей почти не осталось. В малом бизнесе успешно развиваются только «свои» бизнесмены. Много ларьков понастроили люди, находящиеся в тесном сотрудничестве с администрацией. По этим ларькам чиновники и отчитываются о проделанной работе.

- А как же заявления Путина с Медведевым о поддержке малого и среднего предпринимательства и миллиарды выделенных субсидий?

- Объективно малый бизнес стране нужен позарез. Всем понятно, что успешное существование малых форм бизнеса – самый главный гарант политической и экономической стабильности в стране. Но на уровне отраслевых министерств и муниципалитетов приоритеты отдаются крупным «коммерсам» и олигархам.

Только в Санкт-Петербурге на поддержку малого и среднего бизнеса ежегодно выделяется миллиард рублей. Куда он девается? Никто не знает! Вроде понятно, как расходуется. Но проку нет. Значительная часть этих денег раздается в виде грантов начинающим предпринимателям. Большинство из которых тут же банкротятся. Этот миллиард «пилят». Но кто опилки подбирает - можно только догадываться...

Вместо субсидий разумнее было бы снизить ставки кредитования, размеры налогов, обеспечить бесплатное подключение к сетям. Тогда наши предприниматели смогли бы конкурировать с западными на равных.

Несколько иного мнения по вопросу господдержки малых форм предпринимательства придерживается лидер питерской профсоюзной организации «Наше право» Игорь Коренков.

- Я считаю, что путинская «лодка» раскачивается как раз по вине среднего класса. Если человек успешно ведет свой бизнес – он становится независимым. Нашему государству такие люди не нужны, они только мешают. Все наши чиновники – временщики. За время нахождения на должности им нужно «стырить» побольше, да увезти подальше.

 - Неужели никакой реальной господдержки нет?

- Поддержкой малого и среднего предпринимательства в городе занимается общественный совет при губернаторе. Естественно, ни о какой независимости здесь говорить не приходится. Елена Церетели, возглавляющая этот совет, за время своей работы не решила ни одного вопроса. Более того, все проблемные объекты, с которыми она пыталась разобраться, снесены или забраны чиновниками в свою собственность. По большому счету, общественный совет представляет собой некий громоотвод: в то время, пока они успокаивают предпринимателей, чиновники отбирают бизнес. Примеров - масса. Своего бизнеса лишились независимые предприниматели крупных рынков «Старая Деревня» и «Хасанского рынка». На их местах сидят люди, близкие к чиновникам. У меня точно так же отобрали торговый комплекс. Сначала не продлили договор аренды, а потом отобрали.

Миллиард, выделяемый на поддержку малого и среднего бизнеса, попросту разворовывают. По одной из программ, начинающим предпринимателям должны выдавать по 300 тысяч рублей. Мы стали интересоваться и узнали, что одно предприятие получило 900 тысяч. Дальнейший анализ показал, что эта фирма входит в структуру Олега Дерипаски.

 - Изменилась ли ситуация с приходом Георгия Полтавченко?


- За время работы Полтавченко ничего не изменилось. Были надежды, но все осталось по-старому. Сейчас ни одно предприятие в городе не существует без взяток. Не будете платить – вас не включат в адресную программу, и вы лишитесь бизнеса. Попробуйте пойти и открыть любой бизнес. Самое главное, с чем вы столкнетесь – отсутствие площадок для размещения производств. Сможете снять только офис. Поэтому зарабатывает сейчас лишь сфера услуг. Для того, чтобы получить помещение, вы должны быть либо родственником чиновника, либо заплатить такие сумасшедшие деньги, что рентабельность предприятия потеряет всякий смысл.

Полную неэффективность государственных программ поддержки малых форм предпринимательства отмечает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, эксперт Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ Владимир Буев.

 - Владимир Викторович, в вашем институте вы проводили аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, каковы его результаты?

- Если вы посмотрите на данные Росстата прошлого года и первого квартала этого года, то поймете, что малое предпринимательство в том его сегменте, где работает от 15 до 100 человек, выросло по всем показателям. И по количеству предприятий, и по занятости, и по оборотам, и по инвестициям. Если посмотреть на микропредпринимательство, то данные говорят о том, что этот сектор очень сильно сжался. Во многом из-за административного прессинга. На локальных рынках, где сосредоточены небольшие предприятия, малый бизнес представляет собой не производственный сектор, а торговлю и сферу услуг. Понятно, что все они, так или иначе, плотно связаны с разрешающими муниципальными и региональными органами власти. Не имея такой связи, очень сложно получить разрешение на торговлю и аренду торговых площадей.

В этой связи понятно, что федеральная программа поддержки малого и среднего предпринимательства показала свою полную неэффективность. С 2005 года выделяются крупные суммы - миллиарды рублей ежегодно. На следующие три года Минфином запланировано по 20 млрд в год. Мы проводили исследование: влияет ли субсидирование на состояние малого и среднего бизнеса? И убедились, что никакой статистически значимой связи между этими двумя явлениями не существует. Для исследования брали объемы господдержки в каждом регионе и сравнивали влияние этих объемов на показатели малого и среднего предпринимательства. Данные противоречат друг другу. В некоторых регионах отмечается относительно высокий уровень развития бизнеса при большом объеме господдержки. В других - низкий уровень развития при больших объемах поддержки. В следующих - наоборот, высокий уровень при малых объемах. Связи нет никакой: независимо от денежных вливаний мы наблюдали как развитие, так и деградацию.

- Возникает резонный вопрос: насколько эффективно использовались эти средства?

- Об эффективности использования денег говорить вообще смешно. Финнадзор проводил проверки расходования средств, выделенных на поддержку малого и среднего бизнеса по регионам России с 2005 по 2009 годы. В некоторых регионах до 90% средств использованы нецелевым способом! Понимаете, деньги использовались не то что неэффективно - нецелевым способом! Не было практически ни одного региона, где бы все средства расходовались по назначению. Поэтому можно с уверенностью сказать, что весь шум о поддержке малого и среднего бизнеса – это всего лишь имитация кипучей деятельности.

Озабоченность будущим российского малого и среднего предпринимательства выражает член комитета по МСП Торгово-промышленной палаты РФ Илья Хандриков.

- Питер стал первой российской экспериментальной площадкой по уничтожению малого и среднего бизнеса. С 2004 года здесь начались гонения на малую торговлю. А в 2006 году сокращение малой торговли наблюдается уже по всей России. После уничтожения палаток и ларьков, чиновники возьмутся за небольшие частные магазины. Питерский пример показал - все делается в угоду сетевой торговли.

- Но пока в Москве и регионах нет такого засилья сетевых магазинов…

- Да, пока процент сетевой торговли в Москве не дотягивает и до 50%, а в регионах и того меньше. Но, как показал эксперимент в Питере, можно дойти и до большего значения. В скором времени ситуация может измениться. В кулуарах говорят о планируемом ежегодном сокращении мелкой розницы на 10-15%. Есть такая установка сверху. Есть и примеры. Год назад чиновниками Саратовской области в поселке Красный Октябрь в интересах местной торговой сети были уничтожены малые предприятия. Вспомните, тогда под прикрытием автоматчиков людей и их вещи выкидывали на улицу (при полном молчании общества, прокуратуры и СМИ). Такие примеры стали обычным явлением в регионах. Хорошо, что не убили!

- Тем не менее, Росстат говорит о росте малых предприятий…

- Да, но если разобраться в этой ситуации, можно понять, что большинство новых предприятий - фирмы-пустышки. Высокие налоги вынуждают предпринимателей уходить «в тень». Зачастую открывают несколько фиктивных фирм и рассредотачивают по ним доходы. Государство заставляет предпринимателя выворачиваться. Опыт показывает, что честно вести бизнес практически невозможно. Таким образом, предприниматели становятся нарушителями и «рабами положения» – у них можно отнять бизнес, вымогать деньги. Может быть, именно поэтому у предпринимателей такая низкая социальная активность. Зачастую, они просто боятся отстаивать свои права – участвовать в митингах, обращаться в суды.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с малым предпринимательством в Москве?

- Показатели только ухудшаются. Лужков понимал: чем больше мелких собственников, тем лучше. Два года назад палатки и павильоны попали под удар нового градоначальника Москвы Сергея Собянина. Результатом стало сокращение примерно трети объектов.

Последнее время можно наблюдать за воплощением в жизнь новой политики московских властей по размещению нестационарных объектов, через предоставление мест для торговли путем проведения конкурсов и аукционов. Для независимых предпринимателей, честно осуществлявших свою деятельность десять и более лет, эти аукционы стали последними. Большинство объектов приобрели в аренду подставные представители управских, префектурских, милицейских «крыш». Таким образом, в жертву принесены реальные предприниматели. Новации не привели к исчезновению незаконных объектов, которые и сегодня существуют под «крышами».

- Наверное, и уровень коррупции вырос?

- Конечно. Хотя рост коррупции в нашей стране уже давно никого не удивляет. За 2011 год сумма взятки выросла в 10 раз! Ведь чем более жестко написаны законы, тем гарантированнее получение представителями проверяющих ведомств хорошей взятки! Опросы предпринимателей по пожарным, налоговым, милицейским, трудовым, роспотребнадзоровским, миграционным, ростехнадзоровским и другим проверкам констатируют колоссальный рост аппетитов контролеров.

Просмотров:3111 Комментариев:7

Автор: Свободная пресса

Дата публикации: 24 августа 2012 11:15

Источник: Источник

Комментарии

  • Мариванна # 25 августа 2012 10:52 Ответить

    Да как же не нужен-то? В крупных городах, может и можно без него обойтись, но вот в поселках и маленьких городках - никогда не получится без мелкого предпринимательства!

  • правда # 27 августа 2012 11:04 Ответить

    Да мелкому и среднему бизнесу дыхнуть не дают, душат как только могут. Поэтому желающих заниматься этим становится все меньше.

  • Ольга # 27 августа 2012 16:22 Ответить

    Да задушили уже средний и мелкий бизнес.Что о нем говорить? А проверяющие инстанции хорошо живут, взяточки берут Никто им не указ.

  • простой # 27 августа 2012 18:24 Ответить

    Конкурировать мелкому предпринимателю с крупными торговыми сетями просто невозможно. Его задавят. Хорошую, экологически чистую продукцию он не может продать покупателям самостоятельно, а крупным магазинам он на фиг не нужен.  Конкурент хренов.Так что жрите граждане хорошие всякую искусственную дрянь в супермаркетах.

  • свой # 28 августа 2012 13:07 Ответить

    Верно написано в статье, что деньги на поддержку малого и среднего бизнеса попросту разворовываются чиновниками или подставными лицами.Так происходит по все России.

  • Иван Петрович # 28 августа 2012 15:56 Ответить

    А мое мнение, что этот мелкий и средний бизнес, о котором так много пишут и говорят, в России НЕ НУЖЕН. В деревнях эти мелкие предприниматели ничего сделать не смогут. Тут нужны крупные хозяйства. Зря развалили колхозы и совхозы, это была правильная идея. Только сообща можно чего-то добиться. Нужна техника. горючее, а у фермера один только трактор и что он сделает?

  • мастер # 28 августа 2012 17:56 Ответить

    А в городе он нафига? В СССР были крупные фабрики и заводы и все хорошо жили и не жаловались.А сейчас кооперативов захотелось? Что, не надоели еще в 90-е годы?

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий