101,67 $
106,10 €
Популярный материал
В преддверии Дня народного единства на площадке Общественной палаты Новосибирской области состоялся Круглый стол, где обсуждались конфликтные аспекты трудовой миграции. «В настоящее время в Новосибирске нет резкого увеличения потока мигрантов, у нас наблюдается снижение потока мигрантов, – заметила доктор социальных наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ Ирина Скалабан. – Более того, Новосибирск сегодня впервые с 1975 года столкнулся с отрицательным миграционным сальдо, что происходит на фоне старения коренного населения. Откуда тогда у людей возникает ощущение, что у нас все время растет миграционный поток?»
Исследовательница полагает, что в последнее время наблюдается накопительный эффект тех последних десятилетий, когда большое количество выходцев из Центральной Азии получали российское гражданство. Поэтому одной из серьезных угроз для Новосибирска остается локализация этнических групп на территории города в частном секторе или в различных СНТ. «Никто не занимается пространственным анализом этих территорий, – отметила Ирина Скалабан. – Мало того, что у нас журналисты совершенно не умеют освящать эти события, так у нас еще и на улице Хилокской, которое уже давно считается местом высокого миграционного давления, нет ни одного постоянного пункта полиции и ни одного офиса каких-либо миграционных служб».
Экспертам был предложено назвать проблемы, связанные с трудовыми и не только мигрантами, которые остаются актуальными в Новосибирске.
Денис Борисов, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ
Система государственного миграционного контроля избыточна. Это формирует высокий потенциал для нарушений со стороны всех участников этих отношений. Проще говоря, провоцирует коррупцию. По этой проблеме нужно ускоренными темпами внедрять автоматизированный контроль через Госуслуги, снижать количество личных контролирующих контактов между служащим и обслуживаемым и повышать количество профилактирующих взаимодействий.
Большая доля ответственности находится на стороне крупного бизнеса, который использует иностранных рабочих для максимизации своих прибылей. Наши дельцы не заинтересованы в образованных рабочих, ибо образованного сотрудника нельзя заставить жить в будке, работать сверх нормы и получать гроши. Пора государству прикрывать этот экономический режим наибольшего благоприятствования для использования иностранных рабочих в экономике.
Кроме того, намеренное использование «мигрантской» темы в корыстных целях проявляется в политической и информационной сферах. Растёт число субъектов, которые пытаются провоцировать, а потом приватизировать народный гнев на почве ксенофобии и межнациональной розни. Таким образом, близорукие политические сил пытаются повысить свой электоральный рейтинг, а СМИ увеличить кликабельность и просматриваемость своих "журналистских" материалов. В этом направлении государство должно жестко реагировать и осаживать таких субъектов большими штрафами, а если не помогает, то запретом на профессию.
Любовь Майснер, руководитель ООО Исследовательские практики Маркетинг+Консалтинг
Я непосредственно участвовала в качестве независимого специалиста-социолога на этапе сбора информации в том исследовании, результаты которого использовались в обсуждении проблемы данного Круглого стола. Мною была проведена серия фокус-групп с жителями тех районов, в которых, как предполагалось, проблема мигрантов стоит наиболее остро. Удивительным для меня лично было то, что вопрос мигрантов не входит в Топ-3 важных проблем, которые волнуют жителей исследованных микрорайонов (за исключением Хилокского МК, конечно). Это не значит, что ее нет, что она не вызывает опасений у "коренных" жителей, но все же в первую очередь их волнуют транспорт, благоустройство микрорайонов и развитие инфраструктуры (не хватает школ, детсадов и поликлиник, мест для проведения досуга и пр.).
Почему так, несмотря даже на активную и небезосновательную "накачку" проблемы в СМИ? По словам самих участников, количество мигрантов ещё не достигло того критического уровня (опять же это не касается Хилокского МК), чтобы считать ситуацию напряжённой. Главными способами снижения негатива они называют введение квот на количество мигрантов на территориях МК, депортацию нелегалов, ограничение власти диаспор, мероприятия по ассимиляции мигрантов – изучение русского языка и культуры, контроль со стороны полиции, прекращение коррупции в вопросах получения гражданства мигрантами, ведения ими бизнеса и т.п.
Самое главное, что надо учитывать в работе над проблемой мигрантов, образно отражается в известной нам с детства сказке "Заячья избушка", когда лиса выгнала зайца из своего же дома: коренные жители не хотят оказаться в роли этого самого зайца. Они гостеприимны, готовы помогать приезжим, у всех есть позитивный опыт общения с мигрантами, но "гости" должны вести себя именно, как гости, а не хозяева – воспитанно, с уважением к традициям и территории тех, у кого они гостят, быть дружелюбными искренне, а не только в ситуации, когда чувствуют свою слабость. В этом плане существенно отличаются мигранты с советским воспитанием, семейные, с высшим образованием и "обрусевшие/ нормальные" (как их называли респонденты) выходцы из бывших стран СНГ. Опасения же вызывает мигрантская молодежь, которые, по словам участников, "приехали из аула" и не знают элементарных правил поведения, не говорят и не понимают (либо делают вид, что не понимают) по-русски, откровенно обсуждают русских женщин и придерживаются русофобской позиции.
Ну и ещё один момент, который вызывает обиды у жителей исследованных микрорайонов (и, думаю, это касается, в целом, общественного мнения в РФ) – мигранты легко получают не только гражданство, но и льготы, что стимулирует их привозить семьи, которые увеличиваются за счёт высокой рождаемости, но обязанности граждан РФ не торопятся выполнять: мужчины не идут на СВО, женщины не хотят работать, бизнес их часто нелегален и налоги они вряд ли платят.
Олег Викторович, президент АНО «Дом с часами»
Надо наполнить содержанием и важнейшим акцентом будет указание, что это государственная миграционная политика. Что означает одно: интересы бизнеса не должны превалировать над интересами общества, а значит настала пора навести элементарный порядок в этой болезненной сфере жизни. Очевидно, что тема горячая, да ещё, и активно подогреваемая. Теперь реалии таковы, что так называемая "трудовая миграция" становится головной болью местного населения и государства в целом. Причём, те, кто заинтересован в таком притоке мигрантов, манипулируют с фактами и путают причину со следствием, когда утверждают, что нехватка рабочих рук – это "проблемы территорий», "лени" местного населения и т.д. А по факту выходит, что частник коррумпирует чиновника, представителя надзорных органов, и вместо государственной политики, мы видим отдельную, теневую "отрасль экономики" и все вытекающие последствия, такого подхода. Анклавы, криминал, землячество по принципу контроля отраслей экономики, мобильные группы людей, сформированных по иным принципам, чем существуют в местном сообществе, группы с иной ментальностью, мировосприятием, культурными ценностями.
Юрий Тригубович, аналитик, журналист
Тема мигрантов очень многогранная и деликатная. С одной стороны, в Новосибирске, как и в России в целом, толерантно относятся к людям любой национальности. Однако, с другой, к мигрантам есть определенное недоверие, связанное с плохим знанием русского языка, плохой ориентацией в городском пространстве (если мы говорим о водителях такси), а, кроме того, они занимают те рабочие места, которые могли бы занять коренные жители. Лица некоренной национальности в больших количествах появились в общественном транспорте, торговле, медицине. При этом, безусловно, есть понимание, что без мигрантов трудно закрыть сферу труда, особенно, такого большого города, как Новосибирск.
Проблемы ассимиляции, как мне представляется, связаны, в первую очередь, с плохим знанием русского языка. Как работают миграционные службы, которые, заметим, за деньги выдают свидетельства, подтверждающие базовые знания по языку? Недавно задал несложный вопрос торговцу фруктами. Он меня не понял. Пришлось раза три переформулировать вопрос, чтобы получить ответ. И это еще не крайний случай.
Время от времени в Новосибирске вспыхивают скандалы, связанные с преступлениями в миграционной среде. По большому счету полиция ничего не может толком сделать, чтобы предотвратить криминальные разборки. Чего стоит только Хилокский треугольник на левом берегу города. Кстати, в этом случае дополнительной причиной является неспособность городских властей разрешить проблему ликвидации тамошнего рынка.
Мне трудно судить об отношении мигрантов к русскоязычному населению. Наверное, они разные. Что касается отношения русских к мигрантам, оно, в целом, позитивное, поскольку исторически Россия была и остается многонациональным государством. Более того, коренное население всегда относилось с симпатией, особенно, к ярким представителям других национальностей, которые как раз и являются основой эмпатии к людям с другим цветом кожи и разреза глаз.
Федор Григорьев, руководитель Новосибирской школы журналистики
Круглый стол, организованный Общественной палатой Новосибирской области, – это не комиссия, чтобы что-то констатировать. Хотелось бы верить, что под "демографической самодостаточностью" его участники все же имели ввиду "социальную самодостаточность", когда не хватает тех или иных специалистов. В противном случае пришлось бы сравнивать своевременную столицу Сибири с Новосибирском образца 1944 года, когда на одного мужчину приходилось четыре женщины. Вот это и есть отсутствие "демографической самодостаточности". Что касается социальной самодостаточности, которая действительно является проблемой всякого современного города, то неграмотные, неумелые, незнающие государственного языка люди с эмблемой ислама на головных уборах – это совсем не то, что называется "трудовой миграцией". Мы имеем дело с совсем другим явлением, имя которому – неуправляемый процесс накопления на территории субъекта РФ антиконституционных этнических инклюзий. Если это не признать сейчас, то потом может оказаться поздно.
Роман Бубенов, адвокат, Член Общественной палаты Новосибирской области
Основная проблема, связанная с мигрантами в городе Новосибирске, это то, что мигранты селятся обособленно и компактно в местах, где проживают их земляки, которые приехали в наш регион раньше. Члены семей мигрантов живут автономно, без общественных, языковых и культурных связей с местным населением. Соответственно отсутствуют надлежащая культурная социализации, дети мигрантов плохо владеют русским языком и знаниями о России, государственном и общественном устройстве нашей страны. Всё это ведёт к росту социальной напряжённости в обществе.
Виктор Саморядов, председатель новосибирского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Комиссия по противодействию коррупции"
Театр начинается с вешалки, а миграционные проблемы Новосибирска – с ОВМов (отделов по вопросам миграции), где мигранты оформляют документы. В Ленинском и Октябрьском ОВМах киоски ООО «Сервисная служба» находятся прямо внутри. Миновать их мигрант не может – от слова никак. Примерно такая же тема в Кировском ОВМе. Сначала людей с восточной ментальностью приучают к мысли «заплати в нужном месте и проблем не будет», а потом удивляются тем некрасивым ситуациям, которые периодически происходят. Уберите бизнесменов из отделов по вопросам миграции и огромный пласт проблем будет решен.
Камиль Джафаров, помощник депутата Государственной Думы, первый секретарь отделения КПРФ Центрального района Новосибирска
Действительно проблема стоит остро и актуальна как никогда. И с проблемами действительно пытаются бороться. Но борются лишь с последствиями, а причины возникновения проблем остаются нерешенными. К сожалению, никто из участников не упомянул о менталитете рабочих мигрантов, зачастую не имеющих образования, которые, попадая в отделения миграции, с порога сталкиваюсь с коррупционной составляющей, принимают этот факт как должное "у русских можно все купить без особых проблем и атомных разговоров с представителями МВД". Проблема это не новая и муссируется с 2017 года, а против активистов, обращающих внимание к данной проблеме, борются, инициируя уголовное преследование в их отношении. Очень прискорбно было слышать позицию заместителя руководителя УВМ ГУ МВД по НСО Людмилы Фоменко о том, что торговля гражданством РФ коммерческими структурами это хорошо. Мол, чем дороже, тем меньше его могут позволить его мигранты.
Ярослав Малянов, юрист-аналитик, консультант
Полагаю, что основная проблема, связанная с миграционными процессами в Новосибирске, это режущая глаза обычных граждан коррупционная составляющая при оформлении документов для приезжих. Думаю, ни для кого не секрет, что прямо внутри отделов по вопросам миграции «Ленинский» (Костычева,14) и «Октябрьский» (Никитина,70), т.е. прямо внутри подразделений полиции, расположены коммерческие киоски одной известной фирмы-помогайки, чью деятельность журналисты и общественники тесно связывают с бывшим руководством УФМС (в дальнейшем УВМ) по Новосибирской области. И все красивые оправдания руководства ГУ МВД России по Новосибирской области о том, что «фирма просто по совпадению арендует несколько квадратных метров на муниципальных площадях, где мы сами расположены на правах оперативного управления», являются издевкой над здравым смыслом.
Ментальность приезжающих на работу «гостей» такова, что они воспринимают ситуацию как «нам документы за деньги прямо в полиции оформили, значит все правильно и нам все позволено». В отделе по вопросам миграции «Кировский» (Сибиряков-Гвардейцев, 64) – аналогичная ситуация: принимают документы, оформленные только в «нужной» организации, расположенной по соседству.
Просмотров:1962 Комментариев:0
Автор: Центр политического прогнозирования и анализа
Дата публикации: 10 ноября 2023 15:41
Источник: Большой Новосибирск