
84,00 $
96,21 €
Тема дня
Важно для каждого
Популярный материал
За годы войны в лагерях смерти погибли миллионы невинных людей. Их расстреливали, вешали, сжигали, травили в газовых камерах. Особенно страшно осознавать, что среди жертв были дети ─ более пяти миллионов. Выжил, по данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, лишь каждый десятый ребенок. Чудом уцелела и Алла Михайловна Зайдман. Пройдя через ужасы концлагеря, она не только выжила, но и стала выдающимся ученым, мировым авторитетом в области изучения сколиоза.
Алла Михайловна не любит вспоминать войну: страшно, больно. Память глубоко спрятала ужасы фашистского ада, через которые прошла маленькая девочка.
В 1941 году ей было 9 лет. Семья жила в Белоруссии, в Горках. Гитлеровцы вошли в город в начале июля. Начались грабежи, насилие, облавы на евреев. Во время одной из них схватили Аллу и ее подругу. Повели на расстрел.
«Они стояли на краю оврага, когда начали стрелять. Мама потеряла сознание, очнулась ночью, выбралась из-под трупов и побежала огородами домой», ─ рассказывает дочь Аллы Зайдман Ирина Зайдман.
Год вместе со старшим братом прятались от немцев. Когда вернулись домой, снова попали в руки нацистов. Вместе с другими детьми Аллу Михайловну отправили в концлагерь в Германию. Голод, страх, неизвестность, наказание за малейшую провинность. Смерть каждый день дышала в спину. Изуверы в белых халатах проводили над детьми опыты, выкачивали кровь для немецких солдат.
«После этого кружилась голова, невозможно было идти. Медсестра-немка, когда нас провожала, давала кусочек сахара, в лагере мы передавали его пососать всем детям», ─ вспоминает Алла Зайдман.
Малолетних узников как отработанный материал сжигали. Аллу Михайловну от газовой камеры спас случай. Она знала немецкий язык и как-то услышала, что фермер ищет себе работников. Уговорила мужчину взять их с братом к себе. Работы было много, но выжили.
О лагере молчала почти полвека, боялась клейма «предатель»: таковыми считали всех, побывавших в плену. Хранила тайну, иначе не смогла бы стать врачом. Мечтала спасать жизни. Помнила доброту того немецкого фермера, и сама жила по принципу «не навреди».
В преклонном возрасте Анна Михайловна побывала на месте бывшего концлагеря. Единственный раз. Больше не смогла. Слишком много боли хранили его стены. Прошлое осталось в далеком изуродованном детстве, но временами оно напоминает о себе.
«Ночью слышу: "нет, не смейте, не надо мне укол делать, я умру". Ей снятся прежние опыты. Это большое эмоциональное напряжение и переживание того, что было», ─ говорит Ирина Зайдман.
Пережитое в концлагере не сломило ─ закалило характер. Алла Михайловна стала выдающимся хирургом-ортопедом, профессором, ученым с мировым именем. Автор множества изобретений и сотен научных статей, основатель собственной научной школы. Много лет она посвятила работе в НИИТО, воспитала не одно поколение кандидатов и докторов наук. Сегодня, в 95 лет, она продолжает консультировать коллег, делиться опытом и писать научные работы. И рассказывает о пережитых ужасах, о неоправданной жестокости, которая выпала на долю маленькой девочки и миллионов других невинных детей. Чтобы помнили. Чтобы никогда не повторилось.
Читать далее