Митрополит Тихон: « Радует, что внимание к отечественной истории растет!»

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон всегда готов ответить на вопросы журналистов. Закрытых тем для обсуждения нет. По просьбе портала «Большой Новосибирск» митрополит ответил на наши вопросы, касающиеся возросшего интереса в обществе к истории России, проблемам ее преподавания. Но только этим мы ограничиться, конечно, не могли:

-- Я -- не историк, но прекрасно понимаю, что если человек не знает своего прошлого, то у него нет будущего. На следующий год мы будем отмечать большую дату: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Но спроси сегодня у молодежи о нем – очень многие просто не найдут, что сказать… Не знают ни своей истории, ни своей культуры.

Один наш батюшка недавно побывал в Оби в одной из школ. Вернулся и сказал: там нет русских, нет православных – есть какие-то готы, эмо и прочие… То есть, он не увидел молодых людей, интересующихся русской историей и русской культурой. Только одни какие-то искусственно созданные сообщества…

И это все не случайно, конечно. Вспомните. Сколько разных сект было у нас в 90-е годы. Не в том дело, было ли все это какой-то преднамеренной акцией Запада, а в том, что многие наши люди приняли это. А самая тяжкая ситуация в этом смысле была в Академгородке, самые изуверские секты там старались распространить свое влияние.
Приведу вам характерный пример. Приехал я в НГУ и обратил внимание, что на доске объявлений все сплошь новости и приглашения на беседы от разных сект, а от православных ничего нет…

Я спросил ректора, и он мне ответил, что секты эти доплачивают нашим преподавателям по 500 долларов, да еще бесплатно оргтехнику ввозят. А вы что можете дать? – спросил он меня… Вот такой тогда был подход.

Можно еще вспомнить, как по линии секты Муна учителей новосибирских общеобразовательных школ вывозили на «семинары» под Бердск и даже в Сочи. Ко всему этому привело незнание собственной истории. Человек должен осознать себя: кто он? Для чего живет? А что он осознает, если не ведает о своих истоках, своих корнях.
Потому и становится игрушкой в руках различных, даже человеконенавистнических идеологий.

И до сих пор мы еще их с корнем не вырвали, но радует, что внимание к отечественной истории растет. Это, безусловно, положительное явление: наши люди начали осознавать себя в русле истории своего Отечества, а не каких-то чуждых, навязываемых схем.

-- Сейчас идет работа над единым учебником истории. Книги как таковой еще нет, а уже столько копий вокруг самой идеи сломано…

-- Вы знаете, мы больше говорим о преподавании основ православной культуры в школе. Мы считаем, что русская культура и русская духовность должны изучаться в школе. И президент неоднократно об этом говорил.

Наше образование должно быть этноконфессиональным: каждый компактно проживающий в какой-то местности этнос должен изучать свой язык, историю, духовную культуру. Страна у нас большая и народов в ней много!

А государственный учебник по истории, думаю, должен быть один. Но детей нужно воспитывать так, чтобы они знали, что это только канва! С высоты уже прожитого мы можем и должны осмыслить, что и как в нашей стране происходило. Поэтому, сама система образования должна побуждать учеников углубленно изучать свою историю.

В детстве бабушки и мамы нам читали сказки. А что значит сказка на древнеславянском языке? Это и есть история! Нам в сказочной форме даются положительные уроки. История всем нам дает нравственный урок. И политический урок тоже, и экономический урок…

Православная церковь имеет тысячелетний опыт воспитания, и, если она в какой-то форме примет участие в работе над таким учебником, то это пойдет всем только на пользу. Например, светский историк не сможет так оценить вклад православной церкви на благо России. Церковь – это ведь мать народов в истории России! Много у нас было святых – и не все они были монахами. Вспомните Александра Невского и Федора Ушакова.

--Тем не менее, во многих СМИ излагается такая точка зрения: сегодня церковь имеет слишком много влияния на процессы в общественной жизни, на развитие страны. И это, как говорится, не есть хорошо…

-- Ну, это смотря что понимать под развитием! Восхождение или деградацию? У нас свободная страна, все мнения представлены. Каждый может исповедовать любую идеологию. А если вы хотите, чтобы Россия была только сырьевым регионом, чтобы уровень культуры не рос, а снижался, тогда действуйте под маркой: все должно быть как на Западе. Потому и не хотят, чтобы народ изучал собственную историю, что он осознает себя и тогда начнет не только задавать неизбежные вопросы, но и искать ответы.

Сейчас мы можем прийти к нравственной катастрофе. Причина этого вполне очевидна: деградация начинается с того, что воцаряется беспорядок в головах людей, они не осознают смысл жизни человека, жизни народа. И это очень плохо! Нужно вспомнить, что на Руси испокон веков приоритетом была соборность! Люди всегда старались поддержать друг друга, помочь. Конечно, и бедность была. И пороки… Но никогда этого не было в таком масштабе, как сейчас.

Есть те, кто не хочет, чтобы православие изучалось детьми. Но тут ведь идет явная подтасовка! Мы ведь вообще не говорим о преподавании каких-то церковных предметов. Они изучаются только в воскресных школах, в семинариях. А в обычных школах должна изучаться родная история, родная культура и родная литература. Вот о чем идет речь!

Подтасовка делается не случайно – хотят общество убедить, что церковь предлагает изучать религию… Но я напомню, что предмет « основы православной культуры» вводится правительством. И ни одного священника вы в школе не увидите, чтобы он преподавал что-то… А сам учебник, между прочим, проходит государственную экспертизу. Никто не учит молитвам, аскетике какой-то. У нас сейчас восточную аскетику куда больше знают, чем православную… Про ауру и карму даже политические деятели теперь рассуждают.

-- Еще одна тема постоянно обсуждается: церковь и политика. Есть такая точка зрения, что церковь слишком активно пытается реализовать свои цели на политическом поле. Вы с этим согласны?

-- Да, говорят о том, что происходит клерикализация страны; что церковь занимается политикой и далее в том же духе. Но, во-первых, по закону церковь не может политикой заниматься. Церковь и сама приняла на себя обязательство не принимать участия в политической борьбе. Мы не поддерживаем никаких кандидатов ни от каких партий. На всех уровнях власти – и на верхних, и на нижних – вы священнослужителя не встретите. Так что, о какой клерикализации вообще может идти речь?

Я скажу, где присутствует наша православная церковь: в армии, в больницах, в местах заключения. Мы находимся там потому, что нас туда пригласили. Потому, что катастрофическая ситуация … В Новосибирской епархии есть 17 реабилитационных центров для бывших наркоманов и алкоголиков, а у государства таких центров три на всю страну… У нас два приюта для бомжей на 300 человек, а у правительства области – один приют на 50 человек.

Мэрия размещает баннеры о вреде наркомании, но наша работа только к этому не сводится. Мы стараемся людей социализировать, занимаемся тем, что реабилитируем человека духовно. Проводим трудовую реабилитацию. И за год-два, как правило, люди эти меняются, они заводят семьи. Мы, конечно, не забываем о них, держим в поле зрения и после реабилитации.

-- Уже прошло достаточно времени, чтобы можно было оценить результаты преобразований, после которых появилась Новосибирская митрополия, а в ее составе четыре епархии. Каково Ваше мнение на этот счет?

-- Я повторю, что церковь очень активно занимается социальной работой. Наш отец Владимир Соколов уже много лет работает в колониях. Он рассказывает, что на разговор с одним человеком тратит не менее 6-8 часов. Ведь это же мальчишки, которые просто доброго слова не слышали! У них маршрут: детдом – колония – тюрьма... Есть те, кто в 18 лет без мата предложения не слышал. Начинает наш священник с таким человеком говорить – и тот оттаивает, плачет от того, что услышал теплое, доброе слово.

Каждый человек – личность; нужно помочь ему это понять. И потому мы идем в самые трудные места – туда, где люди брошены, где они не нужны никому. Вот приходит наш корабль-церковь в отдаленное селение – и так ему люди рады. Но мы же не только крестим и венчаем, а еще и помогаем людям. Например, врач всегда есть -- он поможет, подскажет. А самое главное – люди понимают, что они не одиноки, что не заброшены они.

Должен сказать, что креститься мы насильно никого никогда не заставляем. А вот вам цифра: за 20 лет приняли крещение более миллиона новосибирцев! Наши оппоненты под церковью подразумевают священников, а я вам скажу, что церковь – это и есть наш русский народ! Он возвращается к своей истории, к своим истокам. И потому он сейчас строит храмы.

-- Патриарх Кирилл сказал, что храмов в столице Сибири мало…

-- Святейший патриарх сказал, что по числу храмов мы на последнем месте в России. Например, в Екатеринбургской епархии за 25 лет построено 500 храмов. А у нас только 160; причем, это вместе с молитвенными домами…

Каждый год мы открываем около десятка новых храмов в Новосибирской области. Пусть не так много строим, как хотелось бы, но этот процесс идет. И люди новым храмам рады: они понимают, что Русская православная церковь поддержит человека в трудную минуту. А в радостную минуту порадуется вместе с ним его вдохновению, окрыленности, устремлению в будущее.

Я вернусь к вопросу о создании митрополии и четырех епархий в 2011 году. Ведь какая была самая главная идея? Епископ должен быть ближе к народу. Из Новосибирска руководить духовным процессом, допустим, в Чистоозерном, до которого на поезде много часов добираться, очень сложно. А сейчас епископ рядом, он может оперативно решать любые вопросы. И он активно работает, открывает новые приходы, рукополагает священников. Ну, а митрополит всегда с ним рядом – если надо, поможем. Сейчас дело у нас идет неплохо. С Божьей помощью!

Просмотров:2459 Комментариев:11

Автор: Владимир Кузменкин

Дата публикации: 15 октября 2013 01:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • александр шехтман # 15 октября 2013 12:00 Ответить

    Ага! Радует! Еще бы про "косяки" РПЦ в этой истории рассказал бы!

    • Николай   написал для  александр шехтман # 15 октября 2013 13:42 Ответить

      Что Вы, г-н Шехтман, имеете в виду? Поясните свою мысль, пожалуйста

      • александр шехтман   написал для  Николай # 15 октября 2013 14:38 Ответить

        Примеры нужны? Ну например,как РПЦ - Сталина хает. а про своего патриарха Никона забывает,как именно церковные настоятели вынудили казнить Пугачева, про "бедность" нынешнего патриарха,про то что Храм Христа Спасителя является муниципальной собственностью,а РПЦ не хочет его брать на баланс и фактически запустила свою руку в карман народа,как РПЦ в не далеком прошлом торговала алкоголем и табаком? Мало?

        • Местный   написал для  александр шехтман # 15 октября 2013 15:07 Ответить

          Любезный! А что Вы хотите нам поведать о патриархе Никоне? У Вас к нему есть какие-то вопросы? Рекомендую поехать в Ново-Иерусалимский монастырь, где он погребен, и там над этим поразмышлять.

          • александр шехтман   написал для  Местный # 16 октября 2013 11:04 Ответить

            О .патриархе Никоне история излагает-есть желание почитайте.а с духами -не общаюсь

  • Иванов # 15 октября 2013 14:33 Ответить

    С митрополитом полностью согласен. Иванов

  • Лидия # 15 октября 2013 23:08 Ответить

    Очень хорошее интервью. Спасибо.

    • Варвара   написал для  Лидия # 16 октября 2013 02:42 Ответить

      А чем именно Вам понравилось это интервью? Думаю, в нём не хватает вопросов о трудностях и проблемах  (есть, но совсем мало) и о планах.

  • Анна # 16 октября 2013 10:29 Ответить

    Что это за мания такая: везде видеть трудности и проблемы! Мне вот было интересно узнать точку зрения митрополита Тихона, которого я глубоко уважаю. Из текста его точка зрения вполне ясна.  А о планах можно почитать. Догадываетесь -- где?!

  • Астра # 16 октября 2013 11:00 Ответить

    Строить новые храмы - это, конечно, хорошо. Но ведь проще просто новое сооружение за миллион рублей забабахать, чем проводить тяжелую работу по приобщению людей к вере, к правильным ценностям и добродетелям? Вот что меня тревожит...

  • Местный # 16 октября 2013 11:49 Ответить

    Одно другому не противоречит: и храмы строить надо, и работу проводить. Другое тревожит: что это все так и норовят свои грехи на церковь повесить?! Как-то не по-христиански

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий