101,95 $
105,04 €
После неудавшихся попыток резко увеличить тарифы на тепло для новосибирцев Сибирская генерирующая компания (СГК) изменила тактику. Теперь ее задача ласково убедить напуганных постоянными авариями горожан, что «спасение замерзающих - дело рук самих замерзающих».
Однако путь спасения надо искать не там, где его рисуют местные СМИ, большинство из которых связано с СГК договорами о сотрудничестве. Ведь на самом деле энергетики хотят, чтобы жители сибирского мегаполиса постоянно инвестировали бизнес владельца СГК миллиардера Мельниченко. И без народной копеечки он будет вынужден наводить порядок в своей угольно-энергетической империи. Но зачем миллиардеру тратить на это личные доходы, если можно попытаться глубже залезть в карман потребителя?
Скупой должен дрожать постоянно?
Под давлением общественности, возмущенной еженедельными аварийными и «плановыми» отключениями сотен новосибирских многоэтажек, гендиректор СКГ Степан Солженицын рекомендовал директору новосибирского филиала компании стать более открытым для диалога с потребителями. И местные СМИ теперь регулярно публикуют интервью Андрея Колмакова, где он рассказывает о свершениях и планах. А дискуссии про то, как вернуть в дома тепло, устраивают на двух площадках: на «круглых столах» в Институте экономики СО РАН и на конференциях, которые при поддержке СГК проводят известные новосибирские общественники Сергей Дьячков и Андрей Гладченко.
На последнем «круглом столе» 3 декабря СГК отчиталась о ликвидации крупной аварии в Кировском районе на улице Комсомольской. Аварии настолько масштабной и затяжной,что она широко освещалась даже федеральными телеканалами. Опережая возможную критику, Андрей Колмаков показал заключения экспертов ООО «Безопасность в промышленности» о надежности двух теплотрасс, рванувших на Северо-Чемском. Год назад они подписали заключение, что сорокалетние теплотрассы протянут еще 3-6 лет. Но трубы не оправдали доверия.
Их ремонт длился в общей сложности около полутора суток, что, по словам А.Колмакова, гораздо меньше нормативов на устранение таких сложных аварий. Если бы не плохое качество панелей домов, то температура в квартирах не упала бы до 8-10 градусов. В общем, все молодцы, даже мэр и губернатор приезжали морально поддержать жителей, в ямы заглядывали, спасательной операцией поруководили. В общем, пронесло.
И так будет всегда, обещает СГК. Компания спасет город в любой ситуации. И тысячи прорывов теплосетей не страшны.
Но вот новосибирцам трудно привыкать к жизни в новой реальности, когда крупные ЧП следуют один за другим. Это усиливает социальное напряжение, у горожан все чаще возникает резонный вопрос «А что думает по этому поводу местная власть? Есть ли у нее приемлемое для населения решение по обеспечению энергетической безопасности мегаполиса?»
Таинственная комиссия по энергетике под руководством вице-губернатора Сергея Семки не покладая рук трудится уже три года, но эта гора интеллекта пока не родила даже управленческую мышь. Судя по всему, власть оставляет решение вопроса безопасности мегаполиса на откуп СГК, которая должна убедить потребителей, что «спасение замерзающих – дело рук самих замерзающих». И пора бы им согласиться на увеличение тарифа на тепло.
На «круглом столе» СГК озвучила цифру – 89 миллиардов. Столько надо на приведение в порядок сетей. Для начала надо всем раскошелиться миллиардов на 20. И СГК готова дать горожанам коллективный кредит на 10 лет. Но его не хватит, поэтому придется брать в долг и отдавать лет 30.
За 2019 год на ремонт сетей компания потратила 721 миллион. Втрое меньше, чем на ремонт ТЭЦ. Причем самые большие инвестиции ей пришлось вложить в ТЭЦ-5, чтобы та лучше могла «переваривать» бурый уголь, от которого у станции изжога и зашлаковывание. Понятно, что при нынешних темпах ремонта сетей город будет жить как на пороховой бочке всегда.
Ржавый «Титаник» сияет огнями
Гордостью владельца СГК господина Мельниченко, как известно, являются две супер-яхты, которые входят в мировой топ-10 подобных игрушек сверхбогачей. Только год их содержания обходится ему в 90-100 миллионов долларов. Это примерно равно сумме, вложенной в ремонт теплотрасс Новосибирска за последние 15 лет.
На фоне двух океанских красавиц новосибирский филиал СГК напоминает сияющий огнями огромный ржавый лайнер. Этот, по факту будущий «Титаник», битком набит пассажирами (их значительно больше миллиона), которые вынуждены плыть на нем потому, что просто нет выбора. Деды плыли, отцы плыли…
В каждом порту лайнер СГК уже ждут баржи, доверху груженные бурым углем. Устаревшие котлы и турбины корабля производят огромное количество электричества и тепла. Главная забота команды сжечь побольше топлива, купленного у владельца лайнера (за рубеж бурый уголь не продашь, надо его в России употребить).
Тепло, оставшееся после производства электроэнергии, фактически является отходами этого производства. Его образуется столько, что порой девать некуда. Летом приходится часть даже выбрасывать в атмосферу. Поэтому во многих каютах команда держит температурный режим «перетопа». Потные пассажиры спасаются от жары только с открытыми иллюминаторами. Некоторые жалуются, что их фактически вынуждают платить за отопление океана.
Котлы и турбины, приносящие прибыль, команда держит в исправном состоянии, а вот корпус старого лайнера давно проржавел. Все дни экипаж проводит в латании все новых прорывов.
Капитан уверяет пассажиров, что матросы вовремя заткнут все дыры, но прозрачно намекает, что за безопасный проезд придется платить все дороже.
Некоторые пассажиры хотели бы пересесть на небольшие современные кораблики (котельные), которые работают на газе, без проблем и угроз для жизни перевозят пассажиров. Но капитан авторитетно заявляет, что этих мелких ненужных конкурентов скоро устранят (он лично этим занимается). И вообще проезд у них стоит гораздо дороже, чем на его «Титанике».
Пассажиры, чувствуя безысходность, начинают метаться по палубе. А зря. Первыми утонут не они, а бизнес миллиардера Мельниченко.
Кто заплатит за спасение империи Мельниченко?
По мнению ряда экспертов, невозможно за счет населения привести в порядок все новосибирские теплосети. Раньше большую часть расходов по их содержанию несли промышленные предприятия, большинства из которых уже нет. Чтобы переложить их вклад на население, потребуется поднять тариф на тепло в 3-5 раз. Возможно,тогда через 15-20 лет в Новосибирске будут такие же надежные теплосети, как в Москве. Но в столице за безопасность заплатили не жители столицы, а энергетики и городской бюджет.
А вообще есть ли смысл вкладывать деньги в неэффективный бизнес Мельниченко, если СГК не применяет даже стандартные технологии обеспечения сохранности теплотрасс? Как выяснилось на «круглых столах» в Институте экономики, СГК не использует даже базовые технологии защиты труб, которые были внедрены в Новосибирске еще в прошлом веке. Что уж там говорить о более современных способах, например, цифрового моделирования потоков в трубах и прогнозов коррозии. Нет современной защиты и от гидравлических ударов, и от электрохимической коррозии. Зачастую трубы после ремонта кладут в землю без всякой защиты металла.
Городские и областные власти в управленческих решениях тоже заметно отстают от потребностей развития Новосибирска. В мегаполисе нет генплана и стратегии развития энергетики, которые бы повысили безопасность горожан. Создается впечатление, что всю ответственность чиновники и депутаты переложили на СГК и владельцев двух сотен локальных котельных. А те руководствуются прежде всего своими экономическими интересами.
Хаотичная точечная застройка только ускоряет развал теплосистемы. Зачастую энергетикам приходится как-то выкручиваться, чтобы обеспечить теплом новые многоэтажки, которые городские власти «впихивают» на последние оставшиеся свободными лакомые участки в сложившихся кварталах. Старые сети не выдерживают дополнительной нагрузки.
Долго ли городским и областным властям удастся оставаться сторонними наблюдателями, время от времени делая популистские жесты? К числу таких можно отнести обжалование в суде решения ФАС о резком повышении тарифов. И мотив был понятен – выборы мэра на носу, надо было поддержать кандидата от блока коммунистов и единороссов.
Именно отсутствие стратегии в развитии новосибирской энергетики привело к нынешнему неустойчивому положению. Так почему за просчеты власти должны расплачиваться горожане?
Энергетический бизнес миллиардера Мельниченко построен на том, что ему выгодно продавать свой дешевый уголь своим же электростанциям. Но выработка электроэнергии на ТЭЦ экономически выгодна только при продаже попутного тепла, которое в ином случае становится просто отходами производства. Поэтому СГК также зависима от Новосибирска, как и город от нее.
Но у города есть альтернатива в виде развития локальных котельных. Лучшие из них вполне конкурентоспособны с ТЭЦ по стоимости тепловой энергии, а с точки зрения надежности обеспечения теплом - тем более. Не монополист должен выкручивать руки потребителям, а муниципалитет по закону обязан ставить энергетикам задачи в интересах горожан.
Просмотров:1120 Комментариев:0
Автор: Центр политического прогнозирования и анализа
Дата публикации: 10 декабря 2019 08:44
Источник: Большой Новосибирск