Волонтерство у нас развивается. Но вопросы все равно есть...

Волонтерское движение в Новосибирской области – явление заметное. И не только потому, что волонтеры широко представлены в социальных сетях – их постоянно видят на самых разнообразных мероприятиях, с ними часто взаимодействуют властные структуры. Региональная власть с удовлетворением сообщает об очередных достижениях волонтеров. Например, Новосибирская область второй год подряд выигрывает общероссийский конкурс «Регион добрых дел».

По оценкам экспертов волонтёрское движение в Новосибирской области объединяет более 15 000 участников, но все ли мы о нем знаем? Представляем ли направления деятельности волонтеров, проблемы, с которыми им приходится сталкиваться? Обсудить эти и другие вопросы Экспертный Клуб Новосибирск пригласил самих волонтеров, общественников и политиков.

«Русфонд», партнерство по оказанию помощи людям, оказавшимся в экстремальной ситуации «ВолонтерСиб», благотворительная организация «Больничные клоуны», некоммерческое инициативная группа «Поможем реке Издревая», представители которых участвовали в работе круглого стола, в регионе достаточно хорошо известны. Но им было интересно рассказать не только о себе, но еще и обсудить общие проблемы.
Руководитель проекта «Волонтерское движение Новосибирской области» Анна Шубина, которая представляет ситуацию с развитием волонтерского движения в регионе, что называется, в деталях, считает, одной из главных проблем разобщенность различных волонтерских организаций и неправильный образ волонтера, который до сих пор присутствует в обществе: «Люди не до конца понимают, все думают, что доброволец – это молодой человек, который где-то учится, и вроде ему нечем заняться… Это не так! Добровольцы – не только молодые люди. Добровольцы работают, многим за 30, они отлично занимаются своей деятельностью, они разные бывают».

Эту точку зрения полностью разделяет руководитель комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска Ирина Соловьева, которая подчеркнула разнообразие волонтерской среды: «Нужно понимать, что это не юные студенты или пенсионеры, которым делать нечего – есть очень разные формы волонтерства». Отсюда и задача – грамотно и профессионально рассказывать о своей деятельности.

Ведь многие СМИ до сих пор, например, считают, что услуги волонтеров в конце концов все равно оплачиваются. Анна Шубина официально заявила в ходе дискуссии: «Волонтерам не платят – это факт! Если волонтер говорит, что вы обязаны ему заплатить – это мошенник. Мы никогда и нигде не берем денег. Волонтеры ни в физической форме, ни переводом на счет не получают денег. Никогда!»

Другое дело, что сама работа волонтеров должна быть правильно организована – и здесь некоторые финансовые затраты требуются. Например, на доставку волонтеров транспортом, на питание или приобретение необходимой спецодежды.
Руководитель городского комитета по делам молодежи логично задает вопросы: «Почему волонтер за свой счет должен добираться? Он и так бесплатно делает свою работу – вы со своей стороны будьте добры через 4 часа четко его покормить и отдохнуть дать. Это – не деревянные солдаты Урфина Джюса, это люди, действительно приехавшие помочь!» Отсюда и вывод, который проверен многолетней практикой: «Волонтеров нужно уважать! Кормить, экипировать и увозить – это как раз порядочность организаторов».

Непонимание во многом является следствием простого незнания. Общественник Андрей Гладченко сформулировал вопросы, которые до сих пор возникают, если речь идет о волонтерстве: «Какое-то понимание или определение волонтерства существует на официальном уровне? Лишь бесплатно ты волонтер? Как сейчас выглядит законодательная база о волонтерах? Есть законы? Кто решает? Кто главный?».

Но дело, видимо, не только в слабой информированности граждан о волонтерстве как таковом. Эта проблема тесно переплетается с другой, которую можно определить как потребительское отношение к волонтерству. Примеров подобного рода поведения и со стороны чиновников, и со стороны общественных организаций существует немало. Об этом также шла речь в ходе дискуссии, организованной Экспертным клубом. А ведь уже есть определение добровольчества, есть федеральный закон, который1 мая этого года вступил в силу. Кстати сказать, именно этот закон уравнивает понятия доброволец и волонтер, о которых долго спорили…

Существующие клише о том, что волонтерами готовы затыкать любые дыры и они якобы занимаются теми делами, которыми им заниматься запрещено, также не соответствуют действительности. Эту тему достаточно подробно обсудили на Круглом столе. Например, волонтеры-медики не имеют права сами оказывать медицинскую помощь. Поскольку студенты медвузов еще учатся, то все, что они делают – это профилактика. На сопровождение «Бессмертного полка» приходит немало волонтеров-медиков, но они там несут наблюдательную функцию: «Если они увидят что-то – они знают, где стоят «скорые»: и их задача – чтобы человек туда попал». То же самое касается и волонтеров-пожарных: они работают при поддержке МЧС, и специально для них открыт большой образовательный центр. Выезжают они только на легкие пожары – это вполне очевидно.
Интересным наблюдением поделилась лидер инициативной группы «Поможем реке Издревая». Оказалось, что многие пришли в экологическое направление в волонтерстве еще школьниками, продолжили заниматься этой проблематикой в студенчестве и продолжают работать сегодня.

На круглом столе приводились конкретные примеры, когда новосибирцы по зову сердца приходили делать добрые дела. Екатерина Кузнецова, представитель «Русфонда» в Новосибирске, показала фотографии волонтеров-доноров костного мозга и детей, которых они спасли. Она же рассказала о мотивах поступков волонтеров, о которых те сами рассказали в ходе социологического опроса. Вот эти аргументы: «Мы так воспитаны», «За всех переживаем», «Это - моральный долг», «Хочется сделать что-то важное в жизни».

Представитель известной в Новосибирске благотворительной организации «Больничные клоуны» Надежда Бочкарева о своем жизненном выборе сказала так: «Волонтерство для меня это как само собой разумеющееся. В нашей жизненной системе есть работа и семья, есть хобби и увлечения, где-то в этом колесе баланса обязательно должно быть волонтерство! Я могу оказаться на любом месте и поддерживать и вносить свой вклад. И это абсолютно нормально!» Сегодня в Новосибирске 18 профессиональным больничным клоунам очень помогают 30 волонтеров.

И сложно не согласиться с мнением Ирины Соловьевой, которая убеждена, что милосердие в обществе есть: «Я это вижу. Государство – это государство, но мы должны сами что-то делать. Добровольческая деятельность своим милосердием показывает, что человек должен сам что-то находить!»

 

Просмотров:1636 Комментариев:0

Автор: Инна Легкова

Дата публикации: 12 декабря 2019 14:31

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий