Определив исход Второй мировой войны, она прочно вошла в золотой фонд советского кинематографа. Знаменитый фильм «Горячий снег» посвящён одному из эпизодов сражения под Сталинградом. Снимали фильм в Новосибирской области. Как это было и что осталось за кадром? «Вести» побывали на месте съёмок.
Разрушая всё на своём пути, фашистская армада рвётся к Сталинграду. До окружённой армии Паулюса ─ чуть меньше 50 километров. Последнее препятствие в морозной степи ─ река Мышкова. Против сотен чудовищных немецких машин ─ всего несколько пушек и пулемётов. Держать оборону любой ценой, стоять в окопах насмерть: такой приказ получают бойцы 2-й гвардейской армии под командованием генерала Бессонова, которого в фильме играет известный советский актёр Георгий Жжёнов. Он произносит слова не на месте кровопролитного боя под Волгоградом и не в съёмочном павильоне киностудии, а в Сибири. Коченёвский район Новосибирской области на четыре месяца стал главной площадкой для съёмок киноленты.
По словам местного жителя Виктора Третьякова, военное укрытие в огороде семьи Третьяковых в селе Прокудское солдаты соорудили осенью 1971 года. Рядом, у реки Чик, в несколько рядов ─ окопы и траншеи. Тогда, вспоминает Виктор Николаевич, селяне не могли понять, что происходит, думали ─ учения. В то время на станцию Чик нередко прибывали танки для Шиловского полигона. Но на этот раз из Москвы на съёмки везли пиротехнику и военные машины: 16 пушек, 40 танков Т-34, которые «сыграли» в фильме роль немецких «тигров». В Прокудском их обшили фанерой и раскрасили.
По железной дороге в Новосибирск привезли и конный батальон «Мосфильма»: тридцать специально обученных лошадей. Многое нашлось и на месте. С резервных складов Сибирского военного округа для съёмок взяли стрелковое оружие времён войны: автоматы и ручные пулемёты, а также овчинные тулупы и валенки.
В декабре всё было готово для съёмок. Тридцатикилометровый Шиловский полигон стал идеальной киноплощадкой, а пойма реки Чик с её пригорком оказалась очень похожа на Мышкову Волгоградской области. Об этом знал режиссёр картины, ветеран войны, фронтовой оператор Гавриил Егиазаров не понаслышке.
Командование армии, военные консультанты и военнослужащие Сибирского военного округа стали участниками киносъёмок. Солдаты следили за техникой и вооружением, построили кино-деревню.
Спецэффекты использовали живые, не рисованные. Вспоминает научный сотрудник Музея боевой славы воинов-сибиряков, военный консультант Александр Беседин:
«По приказу командира с моста сбросили автомобиль. Когда проявили плёнку, увидели, что в кадр попал асфальт, которого быть не должно. Нужно переснимать. За ночь пришлось с помощью наших военнослужащих поднять автомобиль из реки, собрать и поставить его на место. Асфальт засыпали снегом и пересняли эпизод».
На съёмочной площадке стреляли боевыми патронами. Учиться военному делу приходилось прямо на месте и звёздам советского кино, и начинающим артистам. В фильме сыграли четыре профессиональных новосибирских актёра. Единственная женская роль санинструктора Тани досталась Тамаре Седельниковой.
Работали в суровых условиях сибирской зимы, в сильный мороз, какие были и в 1942 году. Но съёмки не прекращали ни на один день. Когда не хватало снега, грузовики на поле везли мел и нафталин. Ломалась техника, замерзали актёры.
«Было минус сорок, очень сильный ветер. Мы обморозили лица, руки, ноги. Гримёры плакали, потому, что приходилось накладывать грим на лица, которые были сильно обожжены морозом. Так что снег был для нас, действительно, горячим», ─ вспоминает актёр Борис Токарев.
В перерывах отогревались в установленных рядом с площадкой вагончиках, на обед ездили в столовую Чикской птицефабрики. Радушно принимали артистов и местные жители у себя в доме.
Почти четыре месяца за процессом наблюдала вся деревня с пригорков и крыш домов. Но в конце марта морозная зима резко сменилась оттепелью. Съёмочная группа приняла решение возвращаться в столицу. Работу над картиной закончили на полигоне Алабино под Москвой, а осенью кино показали зрителям, в первую очередь фронтовикам.
«Военные фильмы в Советском Союзе снимали про людей, а не про боевые действия, не про танки, пушки или пулеметы, не про то, как самолёты падают и так далее. Снимали про людей, про взаимоотношения. Самое интересное в фильме ─ это мальчишки, которые после боя становятся настоящими мужчинами, настоящими воинами», ─ рассказывает актёр Борис Токарев.
Фильм о долге, любви и смерти, огромном желании жить и невероятном самопожертвовании во имя Родины никого не оставил равнодушным. После просмотра победители вставали и благодарили съёмочную группу за правду, самоотверженность и память о подвиге, которую сохранит фильм «Горячий снег».
Читать далее