В Новосибирской области завершился Чемпионат России по планёрному спорту

fc7a15b03b547d8af872b99b81565db7.jpg

Владимир Федоров пришел в «джедаи» из купольной акробатики: мастер спорта, парашютист, даже после тяжёлой травмы расстаться с небом не смог, просто крыло поменял на планёрное – и снова обманул силу тяготения. Парящие птицы и вдохновили авиаторов позапрошлого века на создание первых планёров. С тех пор менялись материалы, совершенствовалась конструкция, но принцип остался неизменным: воздух обтекает крыло сверху и снизу по-разному, и планёр летит за счет подъёмной силы, причем значительно большей, чем у самолетов с мотором.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «Раз, два.. Семь с половиной – здесь, семь с половиной – здесь: ровно 15 метров – размах крыла планера в стандартном классе. А внутри у него вода, чтобы эта карбоновая птичка была потяжелее. Знаете, как в саночках – чем ты тяжелее, тем быстрее катишься».

Он и катится – с небесной горки. Точнее, планирует, постепенно снижаясь с точки, куда его поднял самолет-буксировщик. Стандартный планёр с высоты одного километра пролетит вперед, в среднем, тридцать, но на Чемпионате России маршруты в десять раз длиннее, а это значит – надо снова и снова набирать высоту. Как без мотора? Здесь и нужна способность «джедая» увидеть невидимую силу – восходящие потоки теплого воздуха, «термики». Над темными лесами, над пашнями и дорогами, под облаками…

Владимир Федоров, участник Чемпионата России по планерному спорту: «Если облачко такое пухленькое, с ровными краями и темным основанием, и оно чуть шевелится – под ним точно есть восходящий поток. Бывает, что облака выстраиваются в гряды – это вообще просто дорога».

Соревнования заключаются в том, что тот, кто лучше видит погоду, кто ее понимает, чтобы удерживаться, кто лучше использует окружающую силу – тот и победил. Когда на одном поле 13 джедаев, романтика уступает место холодному расчету: 300 километров надо пройти быстрее всех, и при чистом безоблачном небе сделать это нелегко.

Станислав Раевский, участник Чемпионата России по планерному спорту: «А почему они все крутятся в одном потоке?» – «Сейчас термическая погода, облака еще не образовались и не видно, где создается поток. И когда крутится планер – он набирает высоту».

Пропустить соперника вперед и подсмотреть, где и как быстро он наберет высоту или рискнуть и полететь по маршруту первым?

Илья Добровольский, участник Чемпионата России по планерному спорту: «Прошел вперед по линии пути – не зацепился, пришлось возвращаться, уже на малых высотах. Сейчас, получается, уже проще сесть, тебя опять поднимут на 600 метров и там вторая попытка будет».

Планерный спорт – не для ленивых: в небе – несколько часов, и анализировать ситуацию надо постоянно. «Шахматная партия» с самой Природой. В хорошую погоду воздушный поток поднимает трехсоткилограммовый планёр, как на лифте, вверх на 5-7 метров в секунду, и с такой горки безмоторные аппараты разгоняются до скорости сто километров в час.

Яков Шраге, участник Чемпионата России по планерному спорту: «Это «Формула 1» в воздухе, это реальная гонка, и сам процесс участия в этой гонке – быстрее, выше – он и доставляет ту радость, которой мы все здесь живем».

Яков Шраге приехал на чемпионат из Москвы. На планёре впервые взлетел полвека назад, был в сборной Союза, а потом 40 лет отдал гражданской авиации. На пенсии вернулся к любимой технике, с которой одно на двоих и крыло, и сердце. Но спорт не узнал. Здесь – последние джедаи: уже три года, как в России закрыли все программы по обучению пилотов планёра, а Новосибирская область – единственное место за Уралом, где еще проводят соревнования по планёрному спорту. Чемпионат страны сегодня принимает частный клуб – это значит, что люди потратили собственные деньги, силы и время, чтобы удержать регион в Суперлиге планеризма.

Владимир Кочкин, организатор Чемпионата России по планёрному спорту, директор аэродрома «Решеты»: «Двадцать лет назад (даже уже больше двадцати, потому что я семь лет назад сюда пришел) уже говорили, что оно 16 лет пустует, это заброшенное поле. На нем ничего не росло, эта травка – вот такой величины (такая и была) – ее и коровам не поесть. Оно было вот такими бороздами: как пахали – так его и бросили. Да, пришлось это всё разравнивать, подсеивать травку» – «Подсеивать?» – «Да, конечно».

Владимир Кочкин мечтал летать с детства, трижды становился чемпионом страны. И не смирился с развалом ДОСААФ. Он построил новый аэродром – у деревни Решеты, далеко от Новосибирска, где на десятки километров нет воздушных путей и планёры никому не мешают, а климат идеально подходит для полётов. Поле взяли в аренду. Пять лет ровняли, поставили ангар для техники, палатки для пилотов, удобства и охрану – все условия для главных соревнований страны. Но сегодня аэродром пустует, участники Чемпионата России взлетают с соседнего поля – обычного, где коров пасли. Площадку закрыла прокуратура. Причина одна – формальность: это земли сельскохозяйственного назначения.

Не помогло. Но – да пребудет с ними сила! – взялись победить бюрократию ее же методами: землю выкупили и меняют назначение. Авиаторы из других регионов уже интересуются опытом. А еще готовы открыть школу планеризма (программу Владимир Кочкин уже увез на согласование в Москву), так что новосибирцы вполне могут и здесь стать первыми в стране, обычных людей превращая в джедаев.

Читать далее

Просмотров:856 Комментариев:0

Дата публикации: 24 июня 2018 11:00

Источник

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий

    Читайте также