
81,13 $
92,22 €
Тема дня
Важно для каждого
Век контрастов, трагедий и прорывных технологий. Таким ощутил 20-е столетие американец Стивен Райх. А вот и он сам — с супругой. Оперу «Три истории» создавали в соавторстве: его музыка, её видеоряд. На кадрах кинохроники чудовищно и страшно — гибнут люди. Это крушение дирижабля Гинденбург. Гигантский цеппелин — символ могущества Третьего рейха — в 37-м сгорел за секунды. Катастрофа легла в основу первой части оперы.
Екатерина Гагарина, корреспондент: «Пассажиры немецкого дирижабля в роковом полете тоже слушали музыку. Специально для Гинденбурга был изготовлен легкий алюминиевый рояль. Обломки цеппелина похоронили ту мелодию, пассажиров, членов экипажа и саму идею воздушных гигантов. Эпоха дирижаблей на этом закончилась».
Но если от опасного аэротранспорта отказались — то идеи ядерного оружия и клонирования до сих пор разрабатывают и считают нужными нашему миру. О них — вторая и третья истории оперы.
Сергей Шебалин, главный дирижер фестиваля «Сибирские сезоны-2015»: «Это обоюдоострый меч, как формулируют сами авторы видеооперы. То есть с одной стороны это прибыль, это прогресс это комфорт, который мы все любим. А с другой стороны — это колется».
Ирина Яськевич, музыкальный критик: «При этом сам композитор использует технические новшества. Ежи Лец сказал: мы не можем вернуться в пещеры — нас слишком много. Ну что ж — мы люди. Этим мы отличаемся от всего живущего на земле».
Опера Стивена Райха — как взгляд через плечо. Вслед другому веку. Самое время сверить стрелки — и наши идеи. Чего боимся больше: бессилья перед природой или всемогущества?
Читать далее