Прививка от экстремизма

Президент Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября заявил, что исторический опыт России является преимуществом нашей страны, несмотря на большое количество в нем негатива. «У нашего общества выработался «коллективный иммунитет» к экстремизму. Люди у нас действительно ценят стабильность и возможность нормально развиваться, быть уверенными в том, что их планы и надежды не рухнут из-за безответственных устремлений очередных революционеров», - сказал он.

По словам главы государства, наш консерватизм – это консерватизм оптимистов. «Мы верим, что стабильное, успешное развитие возможно», - заключил он.

Экспертный клуб задал аналитикам вопросы: Насколько действенна прививка от экстремизма, которую Россия получила по итогам XX века? Можем ли мы быть уверенными в том, что поступательное развитие страны не будет прервано? Какую опасность представляет для России экстремизм и что можно сделать для его нейтрализации?

Челноков Андрей Геннадьевич, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ

Я думаю, что с точки зрения среднестатистического россиянина, такая прививка у нашей страны точно есть. Достаточно вспомнить развал страны, перестройку, которая превратилась во всеобщий кризис. Не приведи Господь снова пережить такое! Что греха таить, было ощущение, что страна находится на грани, а сегодня такого ощущения нет.

Но есть другой вопрос: наше молодое поколение такой прививки не получило по понятным причинам. Участие молодежи в событиях в Белоруссии показывает, на какие шаги она может пойти одурманенная каким-то гуру типа Навального. Это как раз и может привести к росту экстремизма, с которым, конечно, должны бороться и государство наше. и общество.

Возможно, выскажу непопулярную идею, но считаю, что нам нужна молодежная организация типа комсомола или несколько таких организаций, которые контролировали бы молодежную среду. В конце концов, у нас же есть опыт с политическими партиями – почему не повторить его в отношении молодежной среды. Уверен, что это рабочая схема.

Козлов Игорь Геннадьевич, кандидат исторических наук

А когда мы успели получить прививку против терроризма и экстремизма? Не в период ли конфликта в Чечне?! Не было у нас и нет никакой прививки. Наоборот, в конце ХХ – начале ХХI века противоречия только обострились и был очевидный рост экстремизма. Не надо недооценивать внешнюю угрозу в этом плане.

Я хочу сказать, что сегодня угроза экстремизма является актуальной для многих стран – это совершенно очевидно. Мы в этом смысле не являемся каким-то исключением. Угроза есть и с ней нужно бороться, используя все ресурсы, которые имеет российское государство. Считаю также, что очень важно международное сотрудничество в противодействии распространению экстремизма – это действенный фактор, чтобы ему противостоять.

Борисов Денис Алексеевич, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ

Президент выполняет свою роль - излучает оптимизм и уверенность. Было бы странным ожидать какой-то иной модели поведения и философии от такого зрелого политика. В то же время, сам факт включения в повестку выступления вопросов об экстремизме и революции является очень показательным, который говорит о накоплении определённых общественных настроениях и реакции власти на неё.

Экстремизм - это закономерная психологическая и сознательная реакция общества и его наиболее заряженных представителей на негативные тенденции в социально-экономическом развитии страны, на рост несправедливости в общественных отношениях. Поэтому в любом обществе имеется прямая зависимость между динамикой социально-экономических процессов и появлением экстремистов и революционеров.

Однако РФ, действительно, обладает рядом факторов, которые нивелируют экстремистские настроения в обществе...и эти факты не связаны с историей. Экстремизм - дело молодых! Поэтому демографическая яма 90-х выступает в качестве консервирующего элемента, стареющее население слишком устало даже для протеста. Более того, возможность всех несогласных уехать за рубеж, также размывает социальную базу революционеров и экстремистов.

Соответственно демографическая ситуация в РФ такова, что возможны только локальные индивидуальные хаотичные проявления экстремистской деятельности, которые могут угрожать отдельно взятым индивидам, которые оказались в ненужное время в ненужном месте. Однако создание организованной экстремистской или революционной деятельности в современных российских реалиях - это очень маловероятный сценарий.

Козлов Сергей Васильевич, кандидат исторических наук

С моей точки зрения, мы не можем опираться на опыт всего ХХ века, поскольку уже практически не осталось людей, которые помнят его начало. Существенную прививку дали именно 90-е годы, которые пережила большая часть живущих ныне россиян. И они категорически не хотят повторения этого! У меньшей половины такого опыта нет, но говорить, что у нее есть стремление к экстремизму, не приходится.

20 последних лет – это развитие общества потребления в атмосфере путинской стабильности. Нет у молодежи такого опыта, когда перспективы зарабатываются кулаками. Весь экстремизм сводится к действиям молодежи и именно из городских предместий. Но в последние годы уже и этого нет: наша молодежь предпочитает зависать в своих гаджетах. Поэтому я полагаю, что почвы для развития экстремистских тенденций у нас сегодня нет.

Аблажей Анатолий Михайлович, ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), доцент Новосибирского государственного университета

Мне, как историку по образованию, очень понятны и близки слова президента. Те испытания, которые выпали на долю нашей страны в 20 веке, та память, которую они по себе оставили, горе и слезы, которые они вызвали, стали самой лучшей прививкой от экстремизма. Стремление "железной рукой загнать человечество к счастью" ничем хорошим не закончилось, да и не могло закончиться. Что касается нейтрализации экстремизма, то с моей точки зрения, самой лучшей панацеей тут может являться только успешное экономическое развитие, эффективная борьба с коррупцией, ясная и понятная кадровая политика государства, когда шанс на успех получают самые умные, талантливые, порядочные и целеустремленные представители молодежи, энергия которых носит не разрушительный, а созидательный характер.

Как представителю научного сообщества, мне бы очень хотелось, чтобы государство и общество сделали все возможное для успешного развития науки и сферы высоких технологий, потому что интеллект и стремление к познанию нового - действительно неисчерпаемые ресурсы развития.

Кузменкин Владимир Иванович, журналист, аналитик.

Каждому следующему поколению кажется, что уж оно-то точно сделало все надлежащие выводы из исторического пути предков, а потому ошибок не сделает. Но это не более чем иллюзия, о чем свидетельствует и наш исторический опыт. Прививка была, но, выражаясь современным языком, нам точно нужна ревакцинация! Примеров в подтверждение тому много. Прикуривание от Вечного огня хихикающими подростками и идиотское заявление Моргенштерна появились ведь не просто так – это вершина айсберга, который надо растопить, пока он не нанес ущерб кораблю российской государственности. И любые экстремистские проявления требуют не только мнгновенной четкой реакции государства, но также обстоятельного анализа причин.

Экстремизм опасен всегда, в многонациональной стране – вдвойне. Противостоять ему должен не только накопленный исторический опыт, но и государство, понимающее, что нужно и карать, и воспитывать. Консерватизм оптимистов – это очень правильная формула; ей и надо следовать!

Просмотров:1052 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 01 ноября 2021 19:09

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий