«Если власть перестает делать работу над ошибками, то она глупеет»

– По данным «Левада-центра» рейтинг «Единой России» в последнюю неделю августа упал до 28%, а ВЦИОМ фиксировал падение до 34,9%, это худший показатель с 2011 года, падение в первую очередь связано с решением правительства повысить пенсионный возраст?

– В статистике ВЦИОМа, мы видим последовательное падение рейтингов «Единой России» с 48% до 36% среди всех опрошенных. При этом ВЦИОМ трудно заподозрить в какой-то оппозиционности. Резкое падение количества тех, кто готов отдать свой голос за партию власти было зафиксировано в конце июня. В этот период рейтинг «ЕР» упал до 38%. Измерения проводились каждую неделю на протяжении лета. Мы видим, что это связано с актуализацией темы «пенсионной реформы» в общественном сознании, как главного фактора, который повлиял на настроения и умозаключения людей.

Похожая картина была и по отношению к президенту. Рейтинг доверия Путину тогда составил 45%, а в конце июня упал до 38%. Причем, августовское телеобращение президента не исправило ситуацию. Условно говоря, у «ЕР» рейтинг упал с 49% до 36% за 3 месяца и также рейтинг доверия Путина упал с 47% до 37%. Люди связывают их в одно целое. Говорим Путин — подразумеваем «ЕР» и наоборот. Вместе с падением рейтинга доверия к президенту и «ЕР», мы видим, небольшой рост доверия к оппозиционным политикам, сильней всего это отразилось на примере лидера КПРФ Геннадия Зюганова, рейтинг которого вырос в 2 раза. Количество опрошенных, готовых голосовать за КПРФ, увеличилось с 11% до 15%. Совсем чуть-чуть рейтинг доверия вырос и у Владимира Жириновского. В то же время, несмотря на желание Алексея Навального «пропиариться» на теме «пенсионной реформы», его рейтинг доверия, как был 1%, так таким и остался.

– Если бы не было пенсионной реформы, то рейтинг «ЕР» не пошел бы вниз?

– Есть экономическая ситуация, которая последовательно ухудшается. Но осознание у конкретного человека или общества происходит рывками. Смутные ощущения накапливаются, потом происходит осознание, и картинка в голове резко меняется. Люди увидели отношение власти к народу. И многие ощущаемые внутренние догадки вдруг оформились в понимание того, что власть рулит совсем не туда. Вместо того, чтобы развивать экономику, поднимать зарплаты и делать справедливое распределение доходов, власть в очередной раз отнимает там, где легче отнять. Государство затыкает дыры за счет тех, кто не может ответить. Надеется, что народ все съест.

Это работает какое-то время, а теперь перестает работать. С введением законопроекта о «пенсионной реформы» картинка у людей прояснилась с большей четкостью. Каждый человек просто подсчитал, сколько он на этом потеряет. Так, человек мог бы уйти на пенсию на 5 лет раньше, продолжать работать и получать 10-12 тысяч рублей в месяц, а за все годы 600-700 тысяч рублей. А теперь у них эти деньги вытащили из кармана. Это и повлияло на отношение к власти.

– Это повлияло и на то, что на прошедших выборах, 9 сентября, в регионах была маленькая явка?

– На явку на голосование влияет то, что людям не дают возможность делать выбор из тех вариантов, которые нравятся. У верховной власти в последнее время была определенная стратегия. Она ставит своего человека и обеспечивает ему неконкурентное переизбрание, чтобы ему не пришлось биться в кровь и доказывать свою состоятельность. Власть делает это административными методами, путем устранения потенциальных конкурентов еще на подступах к избирательной компании. Здесь она совершает явные проколы, потому что даже те люди, которые не воспринимаются ими изначально, как серьезные конкуренты, на волне протеста получают голоса избирателей.

Люди из вредности голосуют за оппозиционных кандидатов. И это стало неожиданностью для власти. Выход тут только один — надо дать людям возможность выбирать среди тех, кого они хотят выбирать, потому что в итоге может получиться ситуация еще хуже. Люди могут выбрать человека, который абсолютно не приспособлен к должности губернатора и тогда верховной власти не останется ничего, кроме того, чтобы отменять эти выборы. Они сами загоняют себя этой политикой в угол.

– Результаты выборов в Приморье уже отменили.

– Здесь власть схитрила. Представитель КПРФ в Приморье Андрей Ищенко показал политический вес и готовность бороться до последнего. Те, кто хотел обеспечить неконкурентные выборы в Приморье, обсчитались. Власть могла отменить выборы на тех участках, на которых реально невозможно установить волеизъявление и были массовые фальсификации. Но вместо этого они решили отменить выборы во всем регионе. Понятно почему, ведь если бы они отменили выборы только на тех участках, где были фальсификации, то выиграл бы кандидат от КПРФ. Власти пытаются соблюсти видимость приличия, не позволяя уж очень откровенным фальсификациям взять вверх, потому что боятся негативных последствий и социального взрыва.

Позиция власти не признавать своих ошибок стратегически опасная, потому что если вы не признаете их, то вроде бы никогда и не делаете, а если ошибок нет, то вы не можете их исправить. Если власть перестает делать работу над ошибками, то она глупеет, принимает неправильные решения и загоняет себя в угол. Сейчас же уже не 1996-й год, когда можно было скрыть массовые фальсификации. В эру интернета уже ничего не заметешь под кровать. Все тайное становится явным и общедоступным очень быстро. У каждого в телефоне камера, каждый может снять и выложить все в интернет. Сейчас все посмотрели на общественную реакцию в Приморье. Все эти заявления в следственный комитет и общественные протесты заставят 10 раз подумать организаторов и исполнителей, у которых есть какие-то планы по фальсификации выборов.

– Все эти фальсификации могут в худшую сторону повлиять на будущие рейтинги «ЕР»?

– Любая нечестность власти настраивает людей против нее. В любом случае рейтинги партии власти растет только в том случае, если она в целом демонстрирует эффективную деятельность, это должно в первую очередь отражаться на экономике. Если этого нет, то за счет голого пиара этого не обеспечить. Карман все более пустой у людей. Когда уровень жизни рос, люди могли покупаться на рассказы о наших великих победах, а когда человек смотрит себе в карман, а потом на цены в магазине, то ему все эти мировые экономические форумы не нужны, ведь лично он живет с каждым годом все хуже и хуже.

– Руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью «Дождю» говорил, что население в регионах не относит кандидатов к определенным партиям, а судит по ним исходя из их личных действий, вы согласны с этим?

– Я с этим не согласен. В политологии давно известно, что есть разные группы избирателей. Есть те, кто голосует исходя из политической мотивации, для них важно, кто кандидат по партийной принадлежности и таких у нас в стране довольно много. Они составляют электоральные ядра политических партий и всегда голосуют за свою партию и кандидатов от нее. Есть люди, которые голосуют исходя из личной симпатии, опираясь на свой жизненный опыт и выбирая того, кто нравится. Есть те, кто голосуют так, как начальник сказал, иначе премию не получит. Есть ситуативные избиратели. Где-то 25% граждан приходят на избирательные участки, не имея представления о том, за кого голосовать. Они смотрят плакаты и думают: «У этого рожа кривая, а этот вроде ничего, да и опыт какой-то есть, значит, отдам голос за него». Именно эти люди создают фактор неопределенности на любых выборах.

– Значит нельзя утверждать, что кандидатам от «ЕР», проигравшим в первом туре выборов губернатора в Хакасии и Приморье, помешала именно привязка к партии?

– Для того чтобы оценивать деятельность врио губернатора, надо находиться в регионе и следить за ситуацией. Но даже по той информации, которая есть в СМИ по врио губернатора в Приморье, можно сделать вывод, что он не очень понравился как основным местным статусным лицам, так и населению. Приморье это особый регион, в котором уровень протестной активности всегда был выше, чем в среднем по стране. Тут Приморье себя показало. Хакасия и Приморье отражают общее настроение в стране, только с усиливающим коэффициентом. В Рязанской области люди думают, но молчат, а в Приморье они молчать не станут. У них появился способ прийти на выборы и показать власти фигу, и они это сделали.

– В СМИ писали, что «ЕР» планирует поднимать рейтинги к 2021 году, когда в стране будут проходить выборы в Госдуму. Делать это они собираются, выводя на политическую арену молодые лица, которые будут позитивно восприниматься электоратом. Как вы считаете, это поможет?

– Я бы это назвал стратегией — «Надежда на надежду». Реально партия «ЕР» является ширмой, как и многие малые партии. Она не влияет ни на экономический, ни на политический курсы страны. Непонятно, кто придумал в правительстве «пенсионную реформу». Его председатель и лидер «ЕР» Дмитрий Медведев самоустранился и не продвигает эту реформу в массы. Он пропал с экранов телевизоров, как фронтмен этой идеи. Защищать «пенсионную реформу» должны были люди второго эшелона партии. Отсюда мы понимаем, что политики «ЕР» не в восторге от законопроекта, но такова воля верховного руководства, которую они исполняют. Их никто не спрашивал, несмотря на то, что они пытаются продемонстрировать видимость каких-то форумов и обсуждений.

В этой ситуации думать, что они могут предъявить какие-то реальные результаты деятельности в экономике, которые положительно повлияют на рейтинг «ЕР», не представляется возможным. Они могут надеяться на то, что еще можно поэксплуатировать надежду людей на перемены, которая может быть связана с новыми лицами. Это напоминает детскую карусель, она крутится, и на лошадках меняются седоки. Это работает тогда, когда у людей в целом есть позитивные ожидания, которые нужно с кем-то связать. А когда они уже исчезли, новые лица будут вызывать раздражение.

 

Просмотров:23503 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 26 сентября 2018 11:42

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий