100,67 $
106,07 €
Популярный материал
Судьба СО РАН, что будет завтра? Сегодня это стало предметом обсуждения в резиденции полномочного представителя Президента. Центральный вопрос — реформа. В преддверии всероссийского дня науки академики и рядовые сотрудники расставляют приоритеты.
Евгений — молодой подающий надежды ученый. В институте химической биологии и фундаментальной медицины корпит над проблемой, как создать транспорт для доставки лекарств в клетки. Опыты, лабораторные исследования — и так день за днем. Но последнее время чисто научные задачи затмили проблемы насущные. Главный вопрос: что будет завтра? Во что выльется реформа академии? Не пора ли пора собирать чемоданы?
Евгений Апарцин, научный сотрудник института: «Именно потому, что никто не объяснил внятно правила игры, я и не знаю, чего ожидать от реорганизации».
Неизвестность — главная проблема. Когда только объявили о реформе РАН, новосибирские ученые запротестовали: резкая критика, неприятие перемен. Сейчас, когда закон подписан президентом, позиция смягчилась: надо приспосабливаться. И ученые готовы вносить свои предложения.
Главное из них — дать институтам право выбора тематики научных исследований, а вот финансово-хозяйственными полномочиями готовы поделиться. Лишь бы НИИ оставили базовое федеральное финансирование, а не заставляли выигрывать деньги только на конкурсах.
Михаил Воевода, член-корреспондент РАМН: «Совсем не понятно, как институты будут развиваться, если у них не будет стабильного базового финансирования, как это было прописано и декларировано».
Полномочный представитель Президента подчеркивает: важна территориальная интеграция. В свое время именно СОРАН дал импульс к развитию Сибири. И сейчас нельзя это потерять
Виктор Толоконский, полномочный представитель Президента: «Нам важна интеграция между институтами и университетами, между бизнесом, притом чтобы интеграция была ориентирована на развитие Сибири».
В 20-х числах февраля в Новосибирск приедет руководитель федерального агентства научных организаций Михаил Котюков, и тогда ученые ему лично расскажут о своем видении реформы. Пока же не определены даже приоритетные направления исследований.
Александр Асеев, председатель Сибирского отделения академии наук: «Мы знаем, сколько денег идет в академию, Роснано и Сколково — это несопоставимые цифры, и в связи с этим мы предоставили список приоритетных проектов, они изучаются, ответа пока нет».
Перекрой академии идет слишком поспешно — это общая оценка ученого сообщества Сибири. На 2014 год объявлен мораторий, сокращения финансирования пока ждать не следует. А об успехах или провалах реформы можно будет судить по такому формальному признаку. Сейчас средняя зарплата в сибирском отделении у научных сотрудников 39 тысяч рублей, посмотрим, что будет через год.
Николай Пустовой, ректор новосибирского государственного технического университета: «Единственное, я бы надеялся выйти из этого периода с минимальными потерями молодежи, ученых, но потери будут, что делать — революция».
Кстати, почти в один голос бывшие руководители россельхоз и медицинской академии Сибири говорят о преимуществах объединения в одну структуру. Чем больше, тем сильнее — это на их взгляд очевидный плюс.
Читать далее