
81,13 $
92,22 €
Тема дня
Важно для каждого
Политика часто зависит от науки, наука, нередко, от политики. Говорить об экспериментах в области физики элементарных частиц, не упоминая о реформе Академии наук, оказалось невозможно. Это случилось сегодня на международной конференции в Академгородке. Этот форум по очереди организуют крупнейшие мировые центры ядерной физики. От того, в каком направлении пойдет реформа, напрямую зависит судьба многих научных проектов.
В зале — мировые светила науки. Обсуждают международные мегапроекты. Например, эксперименты на Большом адронном коллайдере. Сибиряки внесли огромнейший вклад в создание и обслуживание этой установки.
Максим Титов, профессор (Франция): «Наука стала глобальной и мы понижаем, что все большие проекты не в состоянии построить не только 1 государством, а одним континентом, ни Америка, ни ЕС не в состоянии построить новые ускорители там, где мы ищем новую физику».
Сейчас сибиряки включились в проект ИТЭР — международного экспериментального термоядерного реактора. Ученые мечтают доказать, что термоядерную реакцию можно поставить на службу человеку, вырабатывать электричество в мирных целях. Еще один мегапроект — строительство в Новосибирске — «Супер Чарм-тау фабрики». Это коллайдер, в котором будут сталкиваться электроны и позитроны и рождаться новые частицы. Цена вопроса 17,5 миллиардов рублей и задел на будущее для фундаментальной науки минимум лет на 20. Но пока предварительно одобренный проект движется лишь силами института.
Юрий Тихонов, заместитель директора института ядерной физики СО РАН: «Статус проекта — находится в правительстве и правительство должно сказать: откладывается или нет, пока ни по одному проекту не принято решение о начале финансирования, это ключевой момент».
Реформа, которую пытается реализовать правительство, ученых тревожит. Они пытаются работать как и раньше, и международная конференция тому подтверждение, но теперь каждый раз встает вопрос о завтрашнем дне.
Леонид Кардапольцев, председатель совета молодых ученых института ядерной физики СО РАН: «Самое главное чего все ждут от реформы, что наука в стране станет востребованной, что государство поймет, чего хочет от науки и ученые станут востребованы, сейчас многие научные сотрудники ощущают, что они не нужны».
Недавний визит главы Федерального агентства научных организаций Михаила Котюкова немного снял напряжение в рядах ученых. Но вот что конкретно будет меняться, как реализуют и мегапроекты и текущие исследования, пока не ясно. Смогут ли удержать молодых ученых или им придется паковать чемоданы?
Александр Бондарь, заместитель директора института ядерной физики СО РАН: «Что нужно молодому исследователю? В первую очередь амбициозные интересные научные задачи, если мы сегодня будем проводить реформы с целью создания новых возможностей для молодых, для научного роста, я думаю, что реформа будет двигаться в правильном направлении».
По сути, реформа ни что иное, как формирование вертикали власти в науке. Пока четкого понимания, какую политику она будет проводить, нет.
Читать далее