100,21 $
105,80 €
Важно для каждого
Популярный материал
22 сентября в России началось формирование реестра социальных сетей. Формирование реестра соцсетей - очередной этап реализации закона от 1 февраля 2021 года о самоконтроле социальных сетей (№ 530-ФЗ).
Интернет-ресурсы, вошедшие в этот реестр, будут обязаны сами контролировать и нести ответственность за контент, размещенный пользователями на их площадках.
Нововведения в законе предназначены для оперативного удаления деструктивного контента - треш-стримов, призывов к суициду, насилию, цифровой буллинг и другой социально опасный контент.
Объемы деструктивного и противоправного контента в социальных сетях растут вместе с объемами информации, которые постят пользователи. Согласно мониторингу, около 43 миллионов россиян сталкиваются с такими публикациями либо сами состоят в сообществах, распространяющих подобную информацию (при этом пятая часть, 8,5 миллиона, — это подростки или дети). Это чуть меньше половины всех пользователей Рунета — в феврале 2020 года аудитория русскоязычного сегмента интернета достигла 96,7 миллиона человек (90 % заходят в сеть каждый день). Еще около 60 % россиян признают, что сталкивались с кибербуллингом (подавляющее большинство уточнило, что после этого испытывало неприятные эмоции).
В настоящий момент в реестр социальных сетей включены Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, Youtube, «ВКонтакте» и «Одноклассники».
При создании закона российские специалисты ориентировались на опыт зарубежных стан, в особенности опыт Германии, где такой закон и реестр действует уже несколько лет. Подобные системы также есть в Британии, Франции, с недавнего времени – в Турции.
Экспертный клуб задал главные вопросы по этой тематике: в какой степени стоит использовать зарубежный опыт? Зачем необходимы нововведения в законе и насколько важна скорость реагирования для безопасности граждан?
Челноков Андрей Геннадьевич, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ
Формирование реестра соцсетей – закономерный этап. При нашей бесконтрольности и склонности к безбрежной нужно очень внимательно смотреть за развитием Интернета. У нас есть определенный исторический опыт: в 1917 и в конце 1980-х годов мы чуть не разрушили страну! Этого повториться не должно!
Но откуда же мы черпаем массу информации? Из социальных сетей, конечно. Часто она очень умело маскируется под официальную и подается настолько грамотно, что ее потребители убеждены в том, что им дают истину в первой инстанции. Мы хорошо видим это на примере восприятия коронавируса и мер по борьбе с ним. Лучшей иллюстрации просто не найти, поэтому порядок наводить нужно.
Не нужно также забывать о том, что наши дети фактически бесконтрольно гуляют по Интернету и набираются там бог знает чего… В Китае приняли довольно жесткие мера. Наверное, нам не надо слепо копировать китайский опыт, но меры принимать нужно совершенно точно, поэтому законодательные меры я лично приветствую.
Аблажей Анатолий Михайлович, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), доцент Новосибирского государственного университета
Судя по всему, создание подобного реестра - нужное и крайне своевременное дело. Конечно, поборники "свободного интернета" могут сказать, что это очередной этап удушения свободы самовыражения, но я сразу вспоминаю слова Достоевского о "слезах ребенка". Действительно, если под флагом свободы дети вступают в суицидальные сообщества и мы снова слышим об очередном ребенке-самоубийце, или читаем про расстрел в школе или вузе - такого рода шаги нужны, просто необходимы. Это нормальная самозащита общества от людей, готовых положить на алтарь собственного самовыражения чужие жизни. Уверен, это прекрасно понимают и основатели и администраторы соцсетей, такие как Цукерберг или Дуров. Важно, кстати, что это носит характер самоконтроля - когда это начинают контролировать люди со стороны, растет опасность бездумного контроля и чрезмерных мер. И хорошо, что есть зарубежный опыт - на чужих ошибках всегда лучше учиться, чем на своих.
Ушаков Дмитрий Викторович, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН.
Поддерживаю законодательное закрепление положений о самоконтроле социальных сетей (№ 530-ФЗ). Эти меры давно уже назрели, проблема ведь заключается в конечном итоге в безопасности всей нашей страны и общества от социального нигилизма и от антисоциальности в целом. С периода включения Российского общества во множество социальных сетей произошло и включение механизма аккуратного, а где-то, даже агрессивного информационного вброса определённых антиценностей. Иногда это делается подспудно, почти незаметно для потребителей такого рода информации, и они сами транслируют дальше эти разобщающие людей антиценности, но именно как ценности!
Призывы к суициду, подспудная реклама насилия, гомосексуальных связей, как норм – это и есть то, что производит инверсию основ человеческого бытия. Муссирование, бравирование такими проявлениями подрывает корни человеческого существования в обществе, это преступление против человечности и сущности человека как разумного, обретающего свой разум в человеческом общении. Это и есть деструктивное движение к развалу общества.
«Нету мотива без коллектива. А какой коллектив - такой выходит и мотив». (А.Н. Башлачёв) Поэт очень точно схватил максиму социальности человека, и сам же покончил жизнь самоубийством. Парадоксально.
Если мы и есть еще Российское общество, то нам надо, чтобы на информационную защиту наших детей и внуков вставало государство. Поодиночке и животные то не выживают, а человек – точно вымрет.
Просто к этому вопросу нельзя подходить топорно. Ни в коем случае нельзя огульно всё, где показано насилие – запрещать, иначе все фильмы про войну, про наши беды придется запретить. Ни в коем случае не призываю к такому результату. Но специальную вакханалию «хайпов» на насилии, убийствах и самоубийствах, гомосексуализме и откровенной пропаганде асоциального поведения – надо жёстко блокировать. Это задача душевного и физиологического спасения нашей молодёжи, нашего Российского общества, а по большому счёту и других обществ.
Борисов Денис Алексеевич, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ
Регулирование правил поведения граждан в общественно значимых пространствах - одна из важных функций государства. Поэтому постепенное увеличение роли государства в цифровом пространстве - это закономерное следствие, вытекающее из самой природы государства.
В силу технологической новизны коммуникация людей через Интернет продолжительное время оставалась "диким полем", развиваясь по собственной логике и законам. Однако со временем появились посредники в общении между людьми в лице специальных приложений - социальных сетей. Эти посредники будучи частными компаниями начали самостоятельно вводить алгоритмы распространения информации, манипулировать содержанием и информационными потоками, вводить собственные правила цензурирования, собирать личную информацию о пользователях - в общем приобрели большой потенциал влияния на политические, экономические и идеологические сферы жизнедеятельности государства, общества и личности. В публичное пространство периодически просачивается информация о властном потенциале, который сформировали социальные сети, можно вспомнить скандал с компанией Кембридж аналитика.
В сухом остатке создание реестра социальных сетей - это движение в понятном направлении. Однако возникают вопросы. На основе каких критериев определяются социальные сети? Какая информация будет подлежать самоконтролю? Почему только социальные сети несут ответственность за распространение опасной информации? А Буллинг существует только в социальных сетях? Удалив агрессивный посыл, где гарантия, что агрессор успокоился? А может социальные сети должны не только налаживать самоконтроль, но и совершенствовать каналы оперативного взаимодействия с государственные органами, чтобы эффективно устранять угрозы безопасности не только в виртуальном мире, но и реальном?
В общем государству еще предстоит разобраться в подходах и моделях регулирования цифрового пространства. Текущая итерация больше походит на перекладывание ответственности на социальные сети. Искусственные алгоритмы с легкостью будут настроены на чистку ленты новостей от нежелательного контента. Однако подход "если я не вижу, значит этого нет" - это точно про безопасность государства, общества и личности?
Кокоулин Владислав Геннадьевич, доктор исторических наук, главный редактор научно-исторического журнала "Сибирский Архив"
Реестр, конечно, необходим. Но соцсетей не так уж и много, чтобы его составлять долгое время. Но как связан реестр со снижением деструктивного поведения? У нас и сейчас действуют законы, требующие от администраторов соцсетей удаления разного рода противоправного и деструктивного контента. Но надо иметь ввиду, что помимо соцсетей существует ещё огромное количество сообщений в мессенджерах, которые контролировать значительно труднее, если вообще технически возможно.
В данном случае лучше обратить внимание на улучшение в целом ситуации в обществе - заняться реальными проблемами экономики, политических и социальных отношений, в конце концов, демократизацией всех сфер жизни нашего общества. Тогда количество деструктивного контента в мессенджерах и соцсетях будет автоматически снижаться до того уровня, когда можно задействовать какие-то профилактические или силовые мероприятия.
Просмотров:1683 Комментариев:0
Автор: Центр политического прогнозирования и анализа
Дата публикации: 12 октября 2021 08:39
Источник: Большой Новосибирск