100,67 $
106,07 €
Популярный материал
Проверить свои знания рискнули в эту пятницу участники этнографического экзамена. Больше всего затруднений вызвали вопросы именно о малых народах. К счастью, живут в Новосибирской области люди, которые несмотря на агрессивное наступление глобализации, берегут свою культуру.
Мечеть в Юрт-Оре - центр жизни. И гордость. Строили сами. «С миру – по нитке». Вдохновил имам Навиль Шагабутдинов. Он здесь родился и вырос. Но когда вернулся уже подполковником на пенсии, с "афганом" за спиной, родное село не узнал.
История тех, кто встречал первых русских в Сибири. Чатских татар.
Навиль Шагабутдинов, Имам мечети д. Юрт-Ора: «По летописям по российским они уже в конце 16 века говорили о чатских татарах».
Чаты и барабинские татары – коренные народы Новосибирской области. C середины первого тысячелетия тюрки начали селиться в Верхнем Приобье, где жили ханты и селькупы. На границе культур таежных и кочевых народов за несколько столетий и сформировались особые – Сибирские татары. Барабинские - селились по рекам Омь, Тартас и Тара. Чатские – на берегах Оби.
Навиль Шагабутдинов, имам мечети д. Юрт-Ора: «Когда чаусский острог строили, обратились за помощью чатским татарам , чтобы построить острог. Раньше военные русские здесь осваивали. У них не было лошадей, рабочей силы. Они договаривались с нашими прадедами, предками. Потом смешение произошло жизненных укладов. Быт как-то друг другу изменяли, та же рыбалка. Русские учились, как ловить рыбу, как белку там. Наши как печки русские – они появились. У нас по-другому раньше было».
А позже и породнились. Переселенцы засматривались на татарских красавиц. И ислам позволял взять в жены православную. Сегодня смешанные браки для татар – норма. У самого имама тесть русский, а теща – украинка.
Елена Шагабутдинова, жена имама мечети с. Юрт-Ора: «Православие и мусульманство – две религии – старые, но рука об руку – переплетаются. Ни одна другая религия, как православие и мусульманство. Дети, дочь и сын – их выбор был. Никто не говорил, какую религию принять. Это их выбор. Дочь в маму – православная. А сын – папин наследник. Мусульманство. Да».
Сберегли религию и язык. Татары – четвертый по численности народ региона. Кроме коренных, сибирских, здесь живут потомки татар с Урала, европейской части России, Казани. Но в Юрт-оре – сохранили особый говор.
Четыреста километров на запад от Юрт-Оры. Село Белое. Другая природа. Религия. Народ. Цель одна.
Пришли с Полтавы. От «Полтавочки» теперь зависит, вспомнят ли правнуки свои корни. Новосибирская область – один из самых «украинских» регионов Сибири. Но если в начале прошлого века украинцев здесь было не меньше, чем русских, сейчас остался примерно один процент. Возможно, и потому, что потомки просто записывались русскими.
Сергей Литвиненко, Руководитель народного фольклорного ансамбля «Полтавочка», с. Белое: «Я 71 года – я как-то по украински говорю. А мои дети уже все. Я с ними разговариваю по-украински, они понимают. А говорить – никто. Вот у нас школа – наши дети по-украински не говорят. И мы как можем поддерживаем культуру наших предков».
В руках Сергея Литвиненко – отцовский бубен. По наследству передавали и украинские песни. Сегодня в них то, что угасло в обычной жизни.
Агнесса Мистюк, Солистка народного фольклорного ансамбля «Полтавочка», с. Белое: «Почему назвали хохлами. Не украинцы – хохлы. Потому что наречия были всякие. И путалось. У нас чисто на украинском никто не говорит. Никто. Только в песнях! Мы поем – там чисто украинский».
Песня - больше, чем слова. Традиции, история, душа украинского народа.
Было, о чем рассказать. В Сибирь с юга России - дорога не близкая. Начинали новую жизнь – буквально – в чистом поле. Копали землянки. Ставили пластянки, складывая друг на друга пласты земли с дерном. После первого урожая мешали солому с глиной, поднимали саманки. Такие до сих пор стоят в деревнях.
В Петропавловcком музее под открытым небом баба Маруся переносится в начало прошлого века.
Мария Коровникова, Жительница с. Петропавловка: «Такой дом был – точно! Знаете, нас такая семья была – папа и мама, а я в ногах. Нас было семеро детей и вот такой домик. И попробуй пожить в нем. Это святой угол. Обязательно сюда богу молятся. Это все было и есть. А света то не было. Сразу коганец. Фитилечек и пузыречек – и это там светится. Темно-претемно. И вышивали при этом свете, вязали кружева, вышивали. И ткала и пряла. Хохол, так хохол – все умел делать!»
Так жили не только украинцы. Так жили сибиряки. Рядом кузница, банька по-черному. Тын, плетень. Улицу первых переселенцев построил Николай Бахмацкий. Учитель, краевед, энтузиаст получил областной грант. И в маленьком селе Краснозерского района открыл портал в прошлое.
Сергей Ляшенко, Директор Петропавловского краеведческого музея имени Н. М. Бахмацкого: «Большая то часть людей – уехавшие в город, они и уезжали из таких деревень. Все приезжают и со слезами на глазах вспоминают и дети, которые смотрят на свою бабушку, по-другому воспринимают, когда бабушка сидит возле плетня и плачет. Вот у нас такой же был, и мама крынки там вешала. 54
На другом краю области, на берегу Оби в Юрт-Оре – строят вторую машину времени.
Читать далее