В Новосибирской области процесс смены «мусорного концессионера» пошел на третий круг

В преддверии 10-летия существования в Новосибирской области института «мусорной концессии», который придется на 2026 год, власти вновь решились на смену главного героя. На днях арбитражный суд удовлетворил иск регионального министерства ЖКХ о расторжении концессионного соглашения с АО «Спецавтохозяйство» (САХ), которое должно было заняться строительством и эксплуатацией комплекса переработки отходов (КПО) «Правобережный». Мало кто сомневается, что на следующей неделе суд удовлетворит аналогичный иск на КПО «Левобережный».

Оба иска о расторжении соглашений с «САХ» были поданы МинЖКХ еще в июне. Но сразу после этого подконтрольные региональному правительству Корпорация развития Новосибирской области и «Агентство развития жилищного строительства» в пропорции 95% на 5% учредили два предприятия — ООО «КПО Левобережный» и ООО «КПО Правобережный». Гендиректором обоих предприятий стала Татьяна Эссауленко, в недавнем прошлом возглавлявшая администрацию Краснообска.

«Два юридических лица с государственным участием созданы по поручению правительства Новосибирской области для последующей реализации проекта по созданию комплексов по переработке твёрдых коммунальных отходов с помощью механизма концессии, – такие комментарии сейчас звучат из властных структур, где уверяют, что от идеи концессии никто в коридорах власти не собирается отказываться. – Концедентом, ответственным за реализацию проекта, определено министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области».

Стоит вспомнить, что «САХ» пришла на смену частной компании «Экология-Новосибирск», впоследствии перешедшей под контроль Группы «ВИС». Вместе с концессией она получила статус регоператора по обращению с отходами, но в итоге обанкротилась, создав поводы для громких уголовных дел против главы МинЖКХ Дениса Архипова и бывшего гендиректора «Экологии-Новосибирск» Ларисы Анисимовой.
Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство», впоследствии реорганизованное в акционерное общество считалось подконтрольным государству ресурсом. Говорят, что в качестве регоператора оно лучше справлялось с вывозом мусора, но как концессионер муниципальный игрок не оправдал доверия. К концу 2025 года «Спецавтохозяйство» бралось построить мусороперерабатывающий завод возле Верх-Тулы, а чуть позже на правом берегу Оби возле Раздольного. Но на поверку оказалось, что комплексы ещё даже не спроектированы, а бюджеты по их строительству, как минимум, удвоились.

Вопросы экспертам:

Как можно оценить опыт новосибирских властей по проведению «мусорной реформы» в последние девять лет? Насколько оправданной можно считать идею проведения «мусорной реформы» через концессионные соглашения, от которых местные власти вообще не собираются отказываться?

Камиль Джафаров, первый секретарь отделения КПРФ Центрального района Новосибирска:

Давайте в первую очередь вернёмся к истокам, когда МУП «САХ» пришёл на смену мусорному концессионеру группы ВИС. В период острой проблемы с вывозом ТКО мэром было принято кардинальное решение с прицелом на то, чтобы данное направление сделать муниципальным, вывести данный бизнес из частного сектора. Были действительно разработаны планы по строительству КПО, нужно понимать, что по щелчку пальцев ещё ничего не строилось, а только разрушалось, что и произошло после прихода нового мэра, который первым делом разрешил приватизировать МУП «САХ», который, попав в частные руки, естественно, не смог исполнять поставленные планы по строительству КПО (проще говоря, деньги пошли в карманы частных собственников, а не на строительство КПО. Ожидаемо))). КПРФ не перестаёт говорить о необходимости национализации сферы ЖКХ, ведь только в государственных руках в сфере ЖКХ возможно навести порядок. Пока жажда частной наживы не искоренится во власти, как говорится, счастья нам не видать. Поэтому вывод один: частные организации, лоббируемые представителями власти, можно менять бесконечно, но результата не будет, пока вырученные средства не станут направляться на развитие отрасли, а не оседать в карманах предпринимателей и их покровителей во власти.

Федор Григорьев, журналист, председатель клуба «За огненные строки»:

Меня во всей этой истории интересует процедура выбора концессионера под поставленную задачу. И контролировать разработку этой процедуры и не исполнение, по идее, должен сам глава региона. Ведь речь идёт о стратегическом проекте, напрямую влияющем на репутацию первого лица области. По логике, искать партнера в таком деле как строительство необычного для региона объекта надо среди тех фирм, у которых есть положительный опыт в отношении именно того типа переработки, на которую укажет экспертная комиссия. Ведь в Новосибирской области есть своя специфика, которая связана хотя бы с тем, что это крупнейший в Азиатской России логистический перекресток. Соответственно, мусор здесь не только местный, но и привозной.

Кроме того, предварять проект должна уже отлаженная система сортировки мусора. Речь идёт не больше не меньше о резком повышении бытовой культуры новосибирцев по отношению к производимым каждой семьёй пищевым и промышленным отходам. Очевидно это два-три года приучения граждан к разнотипным мусорным бакам, которые ещё должны быть, как и служба контроля, вооружена и кнутом, и пряником. Все это, насколько я могу судить, должно быть содержание деятельности профильных ведомств, а также СМИ, которым тоже должен быть предложен соответствующий алгоритм деятельности. Граждане, выбрасывающие мусор без разбора, должны выглядеть и жалкими, и смешными. Как можно видеть, мусорная реформа – это целая революция сверху в бытовой культуре горожан и структур ЖКХ. Причем сам завод – это уже кульминация, когда успешно пройдены самые сложные этапы, связанные с выработкой требуемых стереотипов в поведении горожан. Кто-нибудь слышал в Новосибирске о подобной работе? Разговоры – да, были, но завод планировали строить «на холодную», что обрекало всю затею на провал. Я думаю здесь проблема не в заводе, а в способности текущего правительства к реализации задумок такого уровня. В России действует более двух с половиной сотен мусороперерабатывающих заводов различных типов, то есть проблема вполне приводима в состояние решаемой задачи. Я бы на месте губернатора нашел регион (или страну), где такие заводы наиболее успешно работают, и всю команду сюда – на золотых парашютах. Получилось бы и быстрее, и дешевле. И главное, таких заводов по области должно быть много, чтобы отрасль превратилась в отдельное министерство с заданными параметрами прибыльности.

Олег Викторович, общественник, президент АНО «Дом с часами»:

Очевидное решение о расторжении #мусорнаяафера_2 назрело задолго до подписания «второй концессии». Это напоминает многоходовку с понятным исходом, когда местная группа влияния с помощью протестов граждан освободилась от кабальной «первой концессии» (#мусорнойаферы) и ГК «ВИС», а теперь оставляет АО «САХ» основное бремя по вывозу отходов, а сферу «утилизации» отходов выводит в областную (пока) структуру.

С одной стороны, это логичное решение. Новосибирск производит львиную долю отходов, за вывоз которого отвечает муниципалитет, как акционер, но с другой стороны, а зачем нужны подобные «оговорки» (конструкции), когда вся сфера должна контролироваться государством?

Государственный подход, соблюдение прав граждан (местных жителей), диалог с ними должны стать во главу угла, как того требует глава государства, как гарант конституционных прав граждан. Добавим сюда экологические требования, которые гласят, что нельзя уничтожать реликтовую природу, источники чистой, питьевой воды и ставить под угрозу здоровье десятков тысяч людей. Экономика при этом показывает рост доходов в бюджет, так как не растаскивается по разным «прокладкам» и т д. и т.п. Оскомину набил, объясняя это с 2016 года!

В ЖКХ, фактически сменилось всё руководство, но «прежний курс» продолжается. До сих пор, а это видно из публикаций о расторжении «второй концессии», общественным мнением манипулируют и вводят людей в заблуждение, когда утверждают, что «правобережный полигон в Раздольненском сельсовете», а по факту, это чуть больше километра до села Плотниково в густо заселённом районе! Местные СМИ продолжают транслировать, мягко говоря, некорректную информацию. У местных жителей это сразу подрывает доверие к местным чиновникам, т.к. люди видят обман.

Лично обращался к губернатору, а на последнем митинге открыто обратился к Карелину и Шимкиву, для вмешательства в длительный конфликт, который провоцировал Сёмка, а теперь продолжает провоцировать Клемешов. Последний устранился от диалога с гражданами и отказался встретиться даже с инициативной группой и экспертами. Есть, правда, комиссия по экологии при Заксобрании, но пока, ещё никто не успокоил граждан информацией, что хотя бы начали рассмотрение альтернативного участка.

Вместо этого продолжается «бюрократический каток» и игнорирование всех остальных версий развития событий. Люди и эксперты говорят: НЕТ свалке в Плотниково! А местные чиновники продолжают «забалтывать» основной вопрос через СМИ, фактически отказавшись от диалога с обществом.

При этом молчит прокуратура, в том числе природоохранная. Молчат другие ведомства, взяв в оправдание простую формулировку: «Нету тела – нету дела!» Но когда «будет», то будет поздно! И, закономерно возникает подозрение, что кто-то в местной власти специально толкает жителей на протесты.

Слава Богу, что мы государственники и успешно отбиваемся от провокаций и ведём взвешенную, поступательную политику, но давно пора вмешаться первым лицам региона и принять государственное решение, которое устроит всех. Ответственное решение, которое принесёт благо региону и его жителям, а не только доходы бенефициарам, которые «оседлают тему».

Этот «страшный сон», кошмар должен прекратиться раз и навсегда. Очень надеюсь на личное вмешательство Сан Саныча и Андрея Ивановича. Есть альтернативный участок, который устраивает всех!

Всех! Соответствует всем параметрам и бастовать будут, только ежи и белки! Благодарю!
Верю, что разум восторжествует!

Константин Зиновьев, адвокат, старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС:

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Законом Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», ), в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

‒ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

‒ определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
‒ организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, городские власти обязаны только заниматься организацией данных мероприятий, но не самостоятельной утилизацией ТБО.

Далее по исполнению, казалось бы, достаточно обойтись конкурсом на оказание соответствующих услуг (как сейчас, например, происходит вывоз ТБО силами САХ). Однако Утилизация ТБО обязательно должна быть связана с созданием перерабатывающего комплекса, который в перспективе должен отойти в муниципальную собственность. Такая деятельность находится уже в сфере регулирования Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Так что муниципальным властям деваться просто некуда. Практика показала неэффективность концессионных соглашений в Новосибирской области. Однако других, законодательно установленных способов решения рассматриваемой проблемы просто нет. Увы …

Роман Бубенов, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:

В настоящий момент, сложно оценить объективно опыт Новосибирских властей в части проведения так называемой «мусорной» реформы за последние девять лет. Можно сказать, «путем проб и ошибок»… Основной итог на сегодняшний момент для органов власти надо более чётко ставить задачи и определять механизмы их достижения. Вопросы о разумности использования концессионного соглашения» в части реализации «мусорной реформы» возникают у многих жителей нашего региона. Считаю, что необходимо провести открытую дискуссию на площадке Общественной палаты Новосибирской области, на которую пригласить экспертов и лидеров общественного мнения для обсуждения сложившейся ситуации. Лучший способ решения любой социально-значимой проблемы – это гражданский диалог между обществом и органами власти.
 

Просмотров:522 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 01 сентября 2025 08:38

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий