101,95 $
105,04 €
С похода в магазин за хлебом у Зинаиды Петровны начинается каждый день. Покупает всегда один и тот же сорт в одном магазине — и любое изменение цены для пенсионерки не остается незамеченным.
Зинаида Гусенко, пенсионерка: «Я „Сибирский“ беру — на полтора рубля подорожал. Вот последнее время. Он и раньше дорожал, а вот в последнее время — на полтора рубля. Да вообще весь хлеб подорожал».
Чтобы не напугать покупателей, хлебопеки повышают цены по чуть-чуть в несколько заходов. На этом, одном из крупных в Новосибирске хлебопекарных предприятий, очередной этап повышения отпускных цен запланировали на 1 февраля. За импортное оборудование, купленное в лизинг, рассчитываются в валюте. Но главный вклад в подорожание буханки сегодня делает мука. Еще осенью поставщики просили за нее по 12−13 рублей за килограмм, сегодня — 19−20.
Артур Сааков, заместитель директора хлебокомбината «Инской»: «На сегодняшний день мы запланировали подъем 10−12% на год. Может быть этого будет достаточно, чтобы наши убытки по зерну и по муке скомпенсировать. Может быть этого будет достаточно — пока не могу прогнозировать».
Главное сырье хлебопеков — мука, а вместе с ней и хлеб, дорожают, несмотря на то, что в России собран большой урожай. 104 миллиона тонн зерна. Изобилие обычно само по себе держит цены. Но в этот раз в ситуацию на рынке вмешались курсы валют. Подорожавший доллар сделал экспорт зерна очень выгодным, продавать его на внутреннем рынке, напротив, стало не интересно. Поэтому даже с большим урожаем Россия оказалась в роли сапожника без сапог. С 1 февраля, чтобы сократить объемы продажи пшеницы на внешний рынок, насытить рынок внутренний, и в конечном итоге — сдержать рост цены на один из ключевых продуктов питания — хлеб — в России ввели экспортные пошлины на зерно. Но там, где выигрывает потребитель, крестьянин — традиционно теряет. Впрочем, сегодня многие производители зерна уверены — стратегически такие заградительные меры всем сулят выгоду.
Анатолий Степанов, руководитель ассоциации сельскохозяйственных предпприятий Новосибирской области: «Мы понимаем, что зарабатывая деньги на экспорте зерна, мы ими финансируем крестьянина зарубежного, а не местного, и мы больше тратим на приобретение продуктов переработки зерна, чем зарабатываем на его реализации. Макароны и прочие изделия — они же вернулись сюда, потому что мы вывозим зерно и завозим продукты питания, к сожалению. Экспорт зерна — это примитивный экспорт. Экспорт готовой продукции — это высший пилотаж. Надо к этому идти».
Экспортные пошлины пока ввели до июня. К августу на рынке появится зерно нового урожая и цена на него сама по себе должны пойти вниз. Если погода не подведет и пшеницы вырастет в избытке.
Читать далее