98,26 $
103,18 €
Учителя 5 октября отмечают свой профессиональный праздник — День учителя. 2023 год указом президента объявлен Годом педагога и наставника, что подчеркивает внимание государства к людям этой профессии.
Начиная с первого дня второго осеннего месяца во всех регионах страны стартовала Большая учительская неделя, которая завершится 9 октября. Мероприятия охватят все регионы страны. Большая учительская неделя завершится Всероссийской акцией "День с педагогом и наставником".
Кем, на ваш взгляд, прежде всего, является современный учитель – наставником, воспитателем или педагогом-предметником? Должен ли учитель ориентироваться на уровень учеников или необходимо дотягивать до определенной планки? По вашем мнению, учитель занимается предоставлением образовательных услуг или его работа может быть приравнена к государственной службе? Должно ли воспитание гражданской идентичности стать обязанностью школы?
Сергей Сухоруков, помощник депутата ГД ФС
Одна из ключевых, глубинных проблем образования, на мой взгляд, кроется именно в предоставлении образовательных услуг. Вместо служения обществу, воспитатель, школьный учитель, преподаватель высшей школы, оказывают образовательные услуги. Оказание услуги подразумевает обмен определённого продукта за вознаграждение. Это формирует потребительское отношение к педагогу. Статус государственного или муниципального служащего — не выход. Госслужба тоже подразумевает оказание услуги. Нужен радикальный пересмотр смысла педагогической деятельности, переход от услуги к служению обществу, детям. Мало того, необходимо переформатирование отношения общества к педагогам и к участию семьи в воспитании подрастающего поколения.
Андрей Челноков, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ
Воспитание гражданской идентичности в школе должно присутствовать обязательно! Это совершенно безусловная вещь! На примере нашего поколения могу сказать, что ничего плохого в этом нет. Молодой человек обязан выходить во взрослую жизнь уже готовым гражданином своей страны. Сейчас же ответ на серьезный вопрос будет не своим суждением, а с позицией, сформированной интернетом. А это нечто совсем лругое, как ни крути.
Я всегда ходил на родительские собрания и сейчас тоже хожу. И могу сказать, что если раньше мнение учителя для родителей имело важное значение, то сейчас родители сами объясняют учителю как и что. Не должно быть такого отношения к педагогу. Школа должна быть в нашей стране храмом науки и воспитания. И для этого не нужно далеко ходить! Можем даже подсказать, если что-то хорошее, что было в нашей школе, несколько подзабыли.
Игорь Козлов, кандидат исторических наук
Я полностью согласен с нашим президентом Владимиром Путиным, который сказал, что учитель – это не профессия, это – призвание! Есть много всевозможных критериев, какими качествами должен обладать учитель. Но самое главное заключается в том, что учитель должен любить учеников! Если этого не будет, то он скоро превратится в сухого предметника, который не соответствует высокому значению учителя, день которого отмечает вся страна. Настоящий учитель – он и педагог грамотный, и предметник хороший, за что дети его любят. Научить детей нравственным ориентирам, сделать их настоящими гражданами – непростая, но очень важная задача учителя. Он прививает навыки социальной коммуникации, учит получать знания самостоятельно.
Когда во главу угла поставили только либеральные ценности, то получилось то, что мы сегодня имеем и критикуем справедливо. Значит, надо поправлять. Главное в такой ситуации – готовить кадры, которые будут отвечать и нашим ценностям и духу времени. И очень хорошо, что сейчас мы наблюдаем настоящий бум при поступлении вчерашних школьников в педагогические вузы. Такой запрос общества не может не радовать.
Дмитрий Ушаков, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и права СО РАН
Современный учитель, как и всегда должен быть един в трех направлениях: и наставником (другом), воспитателем и предметником. Учитель как педагог воспитывает, обучая, и в преподавании даёт оценки тому, или иному поведению учеников. Сегодня как никогда актуально для Российского государства понимание роли образования и семейных ценностей, выраженной в монгольской легенде о том, как эту роль оценивал Чингисхан.
Самым быстрым и стремительным из птиц является сокол сапсан. Он очень быстро летит в Вечное и бесконечное, Голубое Небо («Мунх ХухТенгри»), и у сокола есть два крыла, которые его туда несут и поддерживают. Подобно соколу государство развивается благодаря двум социальным организациям – семье, где дедушки и бабушки передают свои знания родителям, а те в свою очередь детям. Так происходит передача знаний от поколения к поколению, это основа воспроизводства людей и общества, через семью.
Но есть и другие люди, которые обладают специализированными знаниями, и передают эти знания своим ученикам. Семья такими знаниями не обладает, но отдает своих детей в обучение к учителям и педагогам. Если государство поддерживает эти два направления (семью и образование), то они тоже поддерживают развитие государства, и оно подобно соколу стремительно летит в Небо, к лучшей жизни.
Если у государства нет средств, для поддержки семьи (или семьи рушатся по другим, например, идеологическим причинам) ломается одно «крыло», «птица» начинает кружить на одном месте. Если государство не поддерживает систему образования – учителей, педагогов, и они либо чувствуют себя экономически дискомфортно, или совсем уходят их профессии, то такое государство подобно птице со сломанными крыльями – стремительно падает «камнем» вниз, то есть деградирует.
Сегодня отношение российских государственных чиновников к проблемам семьи и учителям оставляет желать лучшего. Декларируется много, но положение и простых семей, и учителей остается не почётным, не завидным. Именно всем уровням образования необходимо работать над государственной идентичностью граждан своего государства, именно люди работающие в образовании могут снимать этнокультурные, этноконфессиональные и классовые противоречия у своих учеников. И это одна из важнейших задач, стоящих, сегодня, перед системой российского образования.
Федор Григорьев, руководитель Новосибирской школы журналистики
Большинство проблем сегодняшнего дня России и ее будущего связаны с обрушением статуса учителя. Попытки государства подсластить пилюлю (в том числе за счёт такого рода календарных дней) проблемы не решают. Ведь учитель, чтобы включить контур личности в работе по вовлечению детей в свою дисциплину, должен иметь прямую и короткую власть над ними. Именно власть - деспотическую и непреклонную. Иначе рассчитывать на серьезный результат невозможно. Мы все это знаем на примере достижений в большом спорте, на примере воинской подготовки. Везде, где мы наблюдаем реальный прогресс, можно видеть мощный исполнительский механизм, основанный на жёсткой субординации. И всем наплевать на психотравмы, получаемые воспитанниками во время этого марша. Отец Никколо Паганини запирал своего сына в сарай, пока тот не достигал требуемого результата, и ни одна даже самая экзальтированная дама, не скажет, что он был не прав, выслушав Каприс 24. И дело не в том, что "щепки летят", а просто по-другому нельзя. Ведь сроки, когда задача поставлена, всегда ограничены. Преподаватель пребывает в границах учебного плана и чтобы не отвлекаться на недоработки родительского воспитания, в его арсенале всегда должно быть условное "ведро с розгами".
А в целом, навязанная российскому учительству этика обслуживающего персонала выглядит как переход на стандарты страны-победительницы. Ведь эта этика пришла из "свободного мира" в обнимку с ювенальной юстицией и парадами сексуальных меньшинств. При этом практически полностью отвергнут собственный опыт, который, смею утверждать, в чем то покруче европейского. Не случайно, следом за закономерным "упрощением" учительства мы сегодня наблюдаем падение качества выпускников.
Например, я опрашивал первокурсников-программистов, а так же "успешных" выпускников вузов, на счёт объема прочитанных книг художественной литературы. Везде один и тот же ответ - кроме брошюр о личностном росте, они практически ничего не читали. Конечно, есть исключения, но правило от этого не меняется, а значит, оснований для оптимизма у нас нет. Надо радикально менять внутреннюю политику государства по отношению к образовательным программам и контролю качества их реализации. Это возможно только в условиях настоящей ответственности преподавателя за результат свой работы, что в свою очередь требует возвращения школ их истинным хозяевам - учителям. Чего я и желаю своим коллегам.
Юрий Лобунов, аналитик консалтинговой компании GSA, колумнист Forbes
Притязания общества к работе учителей настолько высоки, что похожи на безапелляционное требование чуда. Учитель должен и воспитать, и научить, и «натаскать на ЕГЭ», при этом оказывая «взыскательным потребителям» образовательные услуги по высшему разряду. И любой недочёт в работе педагога тут же вызывает недовольство, переходящее в праведный гнев.
Но потребительское отношение общественности, наряду с не самыми высокими заработными платами, ведёт к тому, что молодёжь не хочет идти работать в школы. По данным Министерства просвещения, к началу нынешнего учебного года из 1,3 миллиона школьных учителей 187 тысячам уже исполнилось 60 лет, в возрасте от 45 до 59 лет в школах работает 537 тысяч человек. А вот тех, кому ещё нет тридцати, – всего 190 тысяч.
Общество, конечно, может и дальше придерживаться своих высоких требований, самоустраняясь от проблем школы, мол, они педагоги, вот пусть учат и воспитывают. Но эта «удобная позиция» не конструктивна, она не приведёт ни к чему хорошему.
Наша общая задача найти пути не только повышения уровня жизни, но и снижения социального давления на учителей.
Просмотров:1279 Комментариев:0
Автор: Центр политического прогнозирования и анализа
Дата публикации: 09 октября 2023 09:58
Источник: Большой Новосибирск