Стоит ли снова переименовывать оперный театр в Новосибирске?

Победа Новосибирска в «народном голосовании» за статус «Культурной столицы 2027 года» неожиданно актуализировала тему, которая вот уже почти десятилетие волнует некоторые круги жителей города. Вдогонку ей, но на этот раз довольно жестко, в городе зазвучали голоса о том, что пора прекратить использовать аббревиатуру «НОВАТ» в отношении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Тем более, что буквально накануне произошла смена его руководителя: на место генерального директора Ары Карапетяна, которого считали ставленником скандального театрального деятеля Владимира Кехмана, без совета с которым, по слухам, не принималось ни одного важного решения, Министерство культуры РФ назначило Айрата Тухватуллина, возглавляющего Нижегородскую оперу.

Автором аббревиатуры «НОВАТ» стал известный театральный деятель Владимир Кехман, который до сих пор является худруком Михайловского театра Санкт-Петербурга. Об этом он торжественно объявил на одной из своих пресс-конференций после того, как в 2015 году назначен гендиректором Новосибирской оперы. Известно, что словосочетание «НОВАТ» не является зарегистрированным товарным знаком, а в официальном делопроизводстве до сих пор использует словосочетание «НГАТОиБ», что означает Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

Попытка официально зарегистрировать данную аббревиатуру предпринималась год назад, но процесс этот так и не был доведен до конца. Тем не менее, словосочетание из пяти букв очень активно используется в рекламе. Мэрия Новосибирска тратит немалые финансы на изготовление табличек и указателей со словом «НОВАТ». Эпидемию подхватили журналисты, причем особо активно аббревиатуру используют телевизионщики, хотя им-то легче всего в эфире легко обойтись без пятибуквенного словосочетания.

В то же время приходится признать, что в городе существует довольно большая прослойка людей, которые не приняли новаторство Кехмана. Они принципиально не произносят новую аббревиатуру. Признавая сложность произношения словосочетания «НГАТОиБ», они тем не менее настаивают на том, что лучше называть культурное учреждение «театром оперы и балета» или просто скромно – «оперный театр».
Любопытно, что весной 2023 года называть новосибирскую оперы «НОВАТом» отказалась министр культуры Ольга Любимова, о чем она заявила на Первом канале в подкасте «Первые лица». Все это она объяснила тем, что «для министра культуры очень важно знать особенности разных учреждений культуры и настроения в том или ином регионе». «Нужно знать, что слово «НОВАТ» при новосибирце может быть и не нужно употреблять», – сообщила тогда Ольга Любимова, а ведущая подкаста Наталья Лосева (бывшая жительница Новосибирска и основатель «Новосибирского пресс-клуба», в городе ее творчество было известно под фамилией Квакушенок), заметившая, что это «отвратительная аббревиатура», резюмировала: «Вот видите, вы сразу завелись. И лучше, чтобы министр культуры мог предвидеть эту реакцию заранее, если он едет в командировку в Новосибирск».

Вопросы экспертам:

Стоит ли общественности Новосибирска актуализировать тему запрета использования аббревиатуры «НОВАТ» в отношении Новосибирского государственного театра оперы и балета? Как роль в этом может быть отведена местным властям, если учесть, что они активно финансируют установку указателей и табличек с названием «НОВАТ», хотя оно не является зарегистрированным торговым знаком?

Камиль Джафаров, первый секретарь отделения КПРФ Центрального района Новосибирска:

Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» – все чаще вспоминаю эту фразу в последнее время. На примере украинского народа воочию наблюдаю разрушительное пренебрежение историей. К моему глубокому сожалению, данная тенденция «накрывает» и Россию. Люди разобщены, каждый видит только свою правду, пренебрегая живыми примерами истории нашего государства, политики в свою личную угоду могут позволить себе по-своему трактовать исторические события, а правительство закрывает глаза на подобные «преступления» в отношении молодых граждан, которых вводят тем самым в заблуждение и как пример – выступление в бундестаге российского школьника, публично пожалевшего фашистов.

В нашем городе некоторые группы лиц также пытаются внедрить свою интерпретацию исторических фактов, как например Русский марш Ростислава Антонова, который по факту явился националистическим, рейды «Русской общины» на исконно татарской части России, что также является актом развития националистического движения в Сибири. Ну и вроде не к чему не обязывающее переименование Нашего оперного театра, который является одним из символов победы Советского Народа над фашистской Германией! Напомню, что театр по решению Советского правительства достраивался в период Великой Отечественной Войны – символ героической самоотверженности Советского трудового Народа Нашего города, которому не так уж и сладко жилось в период ВОВ! И 12 мая 1945 года Новосибирский театр оперы и балета открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин»!

А сейчас нам предлагают забыть все тягости и трудности, которые перенесли наши предки, достигшие для нас – потомков – ПОБЕДУ и переименовать один из самых знаменитых символов этой победы! Патриотично – НЕТ, уважительно к истории и памяти – НЕТ! Нельзя допускать такого! Нельзя наплевательски относиться к своей истории и памяти людей, создававших для нас НАШ город, Нашу историю, Наше настоящее и будущее!

Константин Зиновьев, адвокат, старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС:

Надо признать, что Кехман поступил гениально – не переименовал театр, а дал ему ещё одно неофициальное имя. И переименовать его нельзя, так как официально оно не существует и запретить по той же причине невозможно. Фактически, это просто элемент рекламы. Но на самом деле (и это показали 10 лет жизни) превратился в своеобразный топоним Новосибирска. Примерно, как Бетмен, Расточка, Гуси, Горб Городецкого, Вшивая горка, Дом под строкой, Плаха, Горбатый мост.

Слово «НОВАТ», закрыло собой одну из неявных проблем городских оригинальных обозначений: почти все театры города имеют собственные названия, и только два – НГАОТиБ и Музыкальный театр живут без них, что очень неудобно. Ну а так – оригинальное название, при этом связанное с названием города и не имеющее при этом какой-либо дополнительной (политической культурной или иной) окраски. В общем, жизнь показала, что «НОВАТ» – вполне себе достойное наименование…

Константин Голодяев, историк, краевед, научный сотрудник Музея Новосибирска:

Нужно не переименовать, а вернуть прежнее имя, освободить театр от лингвистической оккупации. Я уже говорил на той самой конференции 2015 года о неприемлемости горожанами этой собачей клички, её оскорбительности для нашего исторического театра. Шариковщина какая-то, абырвалг. И да, официально он по-прежнему «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» или просто «оперный». А эта собачья зараза активно разносится именно журналистами. Если им длинно писать слово «оперный театр» – пусть сократят и другие названия (городов, стран, партий – будем жить в нске, раше и с едром), а заодно и свою фамилию до первой буквы – нам будет достаточно. Пусть просто пишут правильно? и всё само вернётся. А на униформу работников театра на место клоунского «Хобита» можно просто пришить новые эмблемы со старым, любимым логотипом – профилем нашего оперного театра.

Федор Григорьев, журналист, председатель клуба «За огненные строки»:

Конечно, сам характер проблемы, поднимаемый на уровень культурной столицы, более всего характеризует уровень этой самой культуры. Нашли что обсуждать. Очевидно, Новат изящнее НГАТОиБ. Признавая это, группа деятелей Новосибирска, тем не менее, настаивает на возвращении вьетнамского имени архитектурной достопримечательности Новосибирска. Потому что она напоминает им их юность. Нельзя же, в самом деле, серьезно относиться к выдвигаемому обоснованию, что культурное учреждение надо называть «театром оперы и балета», а не просто «оперный театр». На мой взгляд, чудовищные аббревиатуры типа «нгатоиб» или «гибдд» надо уничтожать немедленно, как только стало известно об их рождении. Потому что это уродство.

Если мы к нему привыкаем, наш культурный потенциал снижается, наш уровень эстетического восприятия деградирует. Ведь как ни крути, труднопроизносимое нагромождение согласных, если это имя, генерирует образ, который мы постигаем раньше, чем смысл. Была бы моя воля, я бы вообще аббревиатуру запретил. Для русской культуры это абсолютно чуждое явление. Как, впрочем, и многие другие новации октябрьской революции относительно грамматики и названий городов и улиц.

Аркадий Бурханов, заслуженный артист России, профессор консерватории, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula Magica:

Если коротко ответить на конкретно поставленный вопрос редакции, то стоит. Стоит актуализировать тему запрета… Общественности вообще не вредно актуализироваться.
Если объективно, с чем у нас ассоциируется театр периода «новой» аббревиатуры? Скандал вокруг «Тангейзера», ремонт от Кехмана «дорого-богато», взвинченные цены на билеты, коррупция в руководстве… Лично у меня так. С другой стороны: театр-ровесник Победы, театр-символ…

Никогда ранее якобы неудобная аббревиатура не беспокоила обывателей, называвших театр просто «Оперный». Да, при составлении официальных документов, многие и сейчас спотыкаются о старую аббревиатуру, ведь юридическое название сохранилось. И это нормально. Когда-то я учился в музыкальном училище при МГДОЛК (Московской Государственной Дважды Ордена Ленина Консерватории) им. П.И.Чайковского и никаких проблем с аббревиатурой не возникало, в устной речи она просто не употреблялась, музыкальный народ называл этот СУЗ))) просто «Мерзлякова» – по месту расположения.
Судя по всему, у нашего театра начинается новый период – «антикехманский», потому, вполне логично обозначить его начало отменой «собачьей клички».

Олег Викторович, общественник, президент АНО «Дом с часами»:

Наша гордость и самый знаменитый символ города – был, есть и будет Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета.
Кличку, которую дал театру аферист и временщик Кехман надо убрать из оборота. Тем более, что её тиражируют СМИ, а на самом деле, такого названия – нет. Симулякр!
Меня больше интересуют реальные проблемы театра, который является памятником архитектуры федерального значения, а именно то, что более двадцати лет театр используют для различных финансовых махинаций и что может привести к трагическим последствиям!

Все эти годы в набат бьёт профессор Чибряков Геннадий Григорьевич, который являясь инженером-конструктором с огромным практическим опытом, уже два десятка лет указывает на фатальные ошибки и преступные решения людей, которые лишены профессиональных компетенций, но имея административный ресурс, буквально уничтожают уникальный объект.! При этом «профессиональное сообщество», чиновники «ответственные» за сохранение театра, абсолютно игнорируют специалиста и эксперта предпочитая трусливо не связываться с сильными мира сего. Всё это происходит при полном попустительстве надзорных и следственных органов!

Вы вдумайтесь – долгие годы театр принимает зрителей, не имея на это законных оснований. Проект по ремонту купола выполняла контора «Рога и копыта», которую возглавлял человек с двумя коррупционными делами (пока – двумя) и которая не имеет таких полномочий! Есть 73-ФЗ и «Градостроительный кодекс РФ», которые строго и однозначно требуют прохождение, таких сложных проектов, через согласование и экспертизу «Главгосэкспертизы РФ» при министерстве строительства России, что не было сделано, а значит все работы на объекте – преступная самодеятельность, которая несёт прямую угрозу для жизни и здоровья людей – публики, которая посещает театр!

Иначе говоря, через театр пропустили колоссальные средства, но вместо реставрации и реконструкции уникального театра, мы получили мину замедленного действия. Теперь сложно предсказать как поведёт себя купольная и над купольные конструкции, где в результате действий алчных профанов, абсолютно очевидны следы деформации и отклонения от авторских решений. Купол перегружен и имеет иные технические нарушения, что может спровоцировать катастрофические последствия!
Вместо поддержки, профессор Чибряков получил компанию травли и обвинения в неадекватности. Лично наблюдал, как нынешний состав президиума местного союза архитекторов под руководством Петра Долнакова три с половиной часа продержали заслуженного, пожилого человека, специалиста за дверью и отказались его выслушать. Противоестественный отбор сделал своё дело!

Профессиональные импотенты и соглашатели утратили этические и моральные устои, профессиональную этику и позволяют временщикам творить в Новосибирске абсолютное беззаконие.

Я подключился к неравной борьбе Геннадия Григорьевича, и очень надеюсь, что вместе мы пробьём заговор молчания и добьёмся возбуждения реальных уголовных дел против тех, кто уничтожает наше историко-культурное и архитектурное наследие.
В Новосибирске катастрофа! Наше наследие уничтожается ударными темпами! И если такое происходит с одним из самых главных театров страны, то можете себе представить, что происходит с другим достоянием родного города и региона! Не можете? Тогда сходите на улицы Тополёвую и Василия Старощука, либо на ул.Якушева 142 и 144, на стёртую с лица Земли улицу Инскую и т.д. Всё увидите своими глазами!
 

Просмотров:430 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 15 декабря 2025 15:24

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий