Конфликт вокруг строительства четвертого моста в Новосибирске вышел в публичную плоскость

Губернатор Новосибирской области впервые публично признал проблемы с реализацией крупнейшего инфраструктурного проекта региона – четвертого моста через Обь, чье затянувшееся строительство осложняет повседневную жизнь горожан, вызывая раздражение у населения областного центра.

Выступая на сессии заксобрания региона, Андрей Травников попросил новосибирцев отнестись с пониманием к приостановке стройки группы компаний «ВИС», которая занимается возведением не только четвертого моста, но и ряда поликлиник и школ. Чуть ранее ряд новосибирских парламентариев стали распространяют информацию о том, что качество построенного на три четверти моста настолько никудышное, что его предстоит демонтировать. Сама же группа компаний уверяет, что продолжает работы.

«Надоело уже», – сообщил губернатор, твердо заверив парламентариев в том, что правительство региона не пойдет ни на какие уступки в вопросах строительства моста и не перечислит группе компаний остаток федерального гранта в размере 3,3 млрд рублей до тех пор, пока «ВИС» не выполнит все необходимые требования. О том, что это за требования, глава региона деликатно промолчал, но заметил: «Раньше мы на это закрывали глаза, лояльно относились. Сегодня в отношении некоторых строек мы занимаем жёсткую позицию, хотя обратная сторона такого подхода – потеря времени».

История четвертого моста в Новосибирске, концессионное соглашение на возведение которого было заключено в 2017 году, с самого начала сопровождалась скандалами. Городской общественности сразу не понравилось, что проезд по мосту в центре города будет платным. Многих пугал стремительный рост стоимости его сооружения. Если изначально предполагалось, что строительство моста обойдется в 21 млрд рублей, то сейчас специалисты оценивают его возведение в почти 45 млрд рублей.

Масла в огонь подлил депутат Вячеслав Илюхин, ставший инициатором рассмотрения вопроса на сессии заксобрания. Он признался, что его пугает информация (об источнике парламентарий не стал упоминать), что мост технически не пригоден, его опоры наклонились, а возведенные конструкции вообще придется демонтировать. «Эта информация выглядит правдоподобно, – настаивал Илюхин, напомнив, что две школы, которые начала строить «ВИС», позже снесли. – Все знают, что группа компаний «ВИС» съехала, офис пустой, там кроме охраны никого нет».

Сама «ВИС» оперативно отреагировала на обвинения, сообщив, что продолжает работы за собственный счет, с начала года вложив в стройку 1,4 млрд рублей. Группа компаний выпустила релиз, где перечислила ведущиеся сейчас работы, уверяя, что в них задействовано порядка 550 строителей.

Вопросы экспертам:

По какому сценарию, на ваш взгляд, будут развиваться события, связанные с возведением четвертого мостового перехода в Новосибирске?

Носит ли конфликт вокруг строительства четвертого моста чисто экономический характер?

Ожидаете ли вы более активное подключение правоохранительных органов к истории с сооружением четвертого моста в Новосибирске?

Константин Голодяев, историк, краевед, научный сотрудник Музея Новосибирска

Здесь отнюдь не только вопрос экономики. Разбираться с последствиями этого проекта будут долго и на всех уровнях. Пусть ищут. Это, не говоря уже об уничтожении мостом лица города, о чём я слышу от каждого второго туриста, наплевательского отношения к его прошлой истории и настоящему благоустройству — да, кого интересуют все эти социальные всхлипывания. Более скандального и длительного строительства мостового перехода история города не знает. Железнодорожный мост через Обь в конце ПОЗАпрошлого века почти вручную построили менее чем за три года, Комсомольский менее чем за два.

Уж какими только прозвищами не оброс новый мост – даже называть стыдно. Но главное его название – «Ненужный». Никому. Ну, почти никому. И ясно это было ещё до строительства. И в генплане города его нет. Там уже сто лет есть другой – Ельцовский. Действительно, нужный, чтобы вывести правобережный север города на левый берег и в Толмачево. Но кому-то захотелось изгадить центр, нанести на его лице шрам. Найти бы кому и табличку на мосту повесить. Это памятник нелюбви к городу, самому позорному сооружению Новосибирска. Хотелось бы его разобрать, но, верю, что всё-таки достроят (уж больно много вбухали), и что территорию бросят и не благоустроят, верю безоговорочно. Так что городу ещё разгребать и разгребать.

Роман Бубенов, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области

Думаю, с учётом развития событий в отношении строительства четвёртого моста, в ближайшее время стоит ждать многочисленных судебных тяжб с участием компаний "ВИС" и субподрядных организаций, возможных их судебных банкротств. Конфликт вокруг четвёртого мостового перехода является не только экономическим, но и политическим, и социальным. Соответственно необходимо его воспринимать, как очень острую точку социального напряжения для всего нашего региона. На "кону" стоит авторитет органов региональной и городской власти, а также доверие к ним со стороны местных жителей.

С учётом постоянного транспортного коллапса в местах возведения четвёртого мостового перехода, можно ожидать особого пристального внимания за строителями и чиновниками со стороны сотрудников правоохранительных органов. Особо стоит отметить двухкратное подорожание стоимости строительства четвертого моста, а это дополнительная нагрузка на региональный бюджет.

Юрий Тригубович, аналитик, журналист

Любопытно, что о группе компаний «ВИС» и ее «схемах» в рамках государственно-частного партнерства было уже известно в России как о ненадежном партнере на момент заключения концессий в Новосибирской области. «ВИС» ведет себя так везде и по всем. Практически ни один из проектов этой группы в стране не был реализован без скандалов. Конфликты случались в ХМАО, Ямало-Ненецком округе, в Якутии.

Если мы говорим о Новосибирске, то достаточно вспомнить, чем начиналась и чем закончилась мусорная концессия, оператором которой выступала «Экология-Новосибирск». Начиналась с громких обещаний построить мусороперерабатывающие предприятия, а также наладить работу по перевозке мусора. В итоге мусороперерабатывающих заводов нет, полигонов тоже, с десяток местных перевозчиков мусора были разорены и прекратили свое существование. Да и сама «Экология-Новосибирск» почила в вечность. Другой вопрос – никто не оценивал последствий (потерь) от ее деятельности.

Дочерние компании «ВИС» действуют по одним и тем же схемам. Одной из распространенных является схема невыгодных для региональных властей соглашений. Сначала называется одна сумма контракта, затем она начинает расти. Если региональные власти не соглашаются, в ход идут судебные разбирательства, которые не всегда заканчиваются в пользу властей, или затягивание строительства, как это происходит сейчас с возведением четвертого моста в Новосибирске. В некоторых регионах России, таким образом, стоимость строек увеличивалась в разы.

Остается загадкой, почему регион стал заключать ГЧП с группой «ВИС». Неужели в правительстве НСО нет специалистов по мониторингу контрагентов? А если есть, то прислушались ли первые лица к тому валу негативных публикаций о «ВИСе», который существует в СМИ, картотеках судебных органов, правоохраны? Очевидно, что «ВИС» не та группа компаний, с которой можно иметь дело. Это все равно, как если бы банк сначала дал кредит по одной ставке, а затем стал ее повышать.

Кстати, рассказал товарищу-бизнесмену о том, что мост предполагается платным. Он сильно удивился. Как мост внутри города может быть платным? Кто дал добро на такие условия концессии? Поэтому, мне представляется, что правоохранительные структуры должны вмешаться в деятельность «ВИСа», но не только. Им нужно внимательно приглядеться к роли регионального правительства в этой истории.

Константин Зиновьев, адвокат, старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС

Сценарии для общественно значимых объектов у нас в области все уже отработаны, вне зависимости от конкретных персоналий, политической и экономической обстановки. С задержкой на 1-3 года объект сдаётся, открывает его с большой помпой какой-то большой чиновник (вплоть до Президента), местные власти крутят себе дырочки под ордена и иные плюшки, потом в отношении некоторых чиновников и/или строителей возбуждаются уголовные дела (чиновники, по статистике, попадают под раздачу реже), и заканчивается всё банкротством компании/группы компаний строителей-застройщиков-подрядчиков.
Под шумок разборок и уголовных дел, в чиновничьем корпусе уйдёт в отставку или на понижение (перемещение) пара-тройка персонажей, а их место займут новые "честные и неподкупные". И так до следующего раза.

Станция "Золотая нива" (тоннель к которой так до конца и не достроили и которую закрыли сразу после открытия), Третий "Бугринский" мост, "Сибирь-Арена", станция "Спортивная", Четвёртый мост ....

Эта музыка будет вечной.

Сергей Сухоруков, помощник депутата ГД ФС

Чрезмерно затянувшаяся стройка моста беспокоит жителей города. Правда беспокоит не финансовыми нарушениями и удорожание строительства, жители от этого далеки. Люди устали от бесконечных пробок, вызванных строительством развязок на Южной площади, Площадях Труда и Энергетиков. В марте - президентские выборы, в этом разрезе ситуация может вызывать беспокойство региональных властей. Для них, главная задача в преддверии выборов, купирование негативных тем, спокойствие в обществе. Поэтому сейчас будут показательная критика концессионера, форсирование работ и всё подобное. Возможно будет вмешательство правоохранителей и показательные "посадки".

Просмотров:1830 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 27 ноября 2023 16:15

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий