В России расширяется применение формата электронного голосования

В этом году в 24 регионах будет применяться федеральная система дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В шести регионах эта процедура себя уже зарекомендовала, а для 18 регионов это будет первый случай применения этого формата голосования.

Практика использования ДЭГ распространяется с каждым годом и уже в скором времени станет повсеместной и привычной для всех областей, краев и республик России. Электронное голосование отвечает требованиям избирателей к технологичности избирательного процесса и обеспечивает новый уровень доступности участия в голосовании.

В связи с внедрением электронного формата изменяются и требования к наблюдателям на выборах. Национальный общественный мониторинг (НОМ) объявил о подготовке «золотого стандарта» наблюдения за ДЭГ для обучения и работы общественных наблюдателей.

Готовы ли мы к использованию формата электронного голосования? Какие заблуждения насчет ДЭГ необходимо преодолеть в массовом сознании? И повысит ли, на ваш взгляд, электронный формат интерес к выборам?

Игорь Козлов, кандидат исторических наук

Вся цифровая составляющая в Новосибирской области готова к использованию и применению ДЭГ. Цифровая составляющая – это оборудование, высококвалифицированые специалисты и прочее, все это у нас в регионе есть в достатке. Новосибирская область одна из самых продвинутых регионов в нашей стране в области технологического обеспечения цифрового формата.

При этом в массовом сознании ничего преодолевать не нужно. Массовое сознание подвергается психологическому воздействию, на то оно и массовое сознание. Здесь речь идет о коллегиальном, а не об индивидуальном сознании индивида. Как поработает власть в сфере просвещения, так ДЭГ и будет восприниматься в массовом сознании.

Электронный формат, скорее всего, не повлияет на интерес к выборам, поскольку здесь есть две стороны этого вопроса. С одной стороны, огромные плюсы, а с другой большие минусы. Принятие решений другое. ДЭГ подразумевает опровержение всей процедуры выборов в старом, привычном нам, формате. Здесь стоит сказать о том, что отсутствует вопрос в качестве наблюдателей, контроля за голосованием и тому подобных вещей. ДЭГ с точки зрения предварительного голосования всегда будет иметь 90%. Человек, который уже зарегистрировался, точно уже проголосует – это его выбор, это психология человека.

С точки зрения получения голосов и контроля над этим, здесь у меня возникают большие вопросы. Кто это будет контролировать? Как и чем контролировать? И как все эти вещи могут быть скорректированы или нет. На вопрос, как работает программное обеспечение, до сих пор никто не ответил. Цифровой прогресс будет и это понятно. С этим нужно жить и подстраиваться.

Но есть все-таки вопрос к законодателям, поскольку если на законодательном уровне не будет обеспечено, то никакие наблюдатели ни от партий, ни от кандидатов не будут иметь законных прав иметь доступа к проверкам результатов ДЭГ. Процесс сложный. Классическая процедура голосования более прозрачная. Нужно что-то с этим делать. Политические акторы должны принять данную ситуацию, потому что она будет происходить и дальше. Нужно подстраиваться под ситуацию и принять правила данной игры.

Игорь Украинцев, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика»

Готова или не готова Новосибирская область к использованию формата электронного голосования, покажет время. Всем нам надо к этому готовиться. Это будущие которое наступает, и наступает оно стремительно. Безусловно цифровизация важна и нужна.

Нужно тестировать и внедрять новые модели и механизмы в процесс голосования. Пока что это дополнительная возможность для людей проголосовать, и я считаю, что это очень удобно. Это хорошая практика. Цифровизация идет полным ходом в нашей стране, а в Новосибирской области это видят все жители нашего региона. Бумажные бюллетени скоро уйдут, а им на смену придет цифра через госуслуги. Это реальность и это наше будущие.

Ну я бы не сказал, что в массовом сознании есть некоторые заблуждения в отношении ДЭГ. Отдельные лица-оппозиционеры считают, что есть проблемы и считают себя экспертами во всем. В целом, это оппозиционеры, которые мало что понимают в электоральных процессах и процедурах голосования. По факту ДЭГ прозрачен. Им и механизм классических выборов не нравится, ДЭГ не нравится, тут надо говорить о людях, а не о механизмах. Нужно слушать экспертов, а не псевдо экспертов. Избиратели говорят да – ДЭГ и это главное. Эволюция госуслуг показала полезность и эффективность сервиса. Цифровизация, повторюсь, очень важна. Важна забота о людях и ДЭГ дает им эти возможности.

Вопрос о том, повысит ли электронный формат интерес к выборам, остается открытым, и мы это увидим. Найдутся любители этого способа, это экспериментаторы. Молодежь. ДЭГ полезен для определенных электоральных групп. Полагаю, что для того, чтобы быть наблюдателем в процессе ДЭГ – необходимы лишь базовые знания потребителя электронной техники, и их будет достаточно, чтобы быть наблюдателем на ДЭГ. Никаких специальных знаний, на мой взгляд, не требуется. Время покажет.

Андрей Челноков, председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ

Не уверен, что Новосибирская область готова к использованию формата электронного голосования. Все-таки у нас есть много сельских районов, и они особенно консервативны. Народ к этому не готов. Я думаю, многие будут не рады, у многих нет компьютеров. Мне кажется, нужно вести просветительскую работу в этом плане. Мне вот никто не говорит ничего про ДЭГ. Я сам не знаю. Надо покликать что-то, нет четких и понятных инструкций как голосовать, как убедиться в достоверности голосования и так далее. Как избиратель я не получал никаких разъяснений. Если мне завтра скажут – я не смогу, я просто не знаю, как это делать. Необходимо проводить системную работу в плане разъяснения механизмов ДЭГ среди всех категорий граждан, особенно тех, которые проживают в сельских районах нашей области. У молодежи наверняка да – молодежь за хлебом выгнать из-за компьютера тяжело. Думаю, какие-то электоральные группы придут на ДЭГ. Надо привлекать и акцентировать внимание даже у молодежи. Нужно вести систематическую работу. Это очень важно.
Могу предположить, что гражданин должен обладать знаниями компьютерных технологий и пониманием как это происходит. А также понимать, как происходит подмена голосов в электронной системе. Он должен быть специалистом. Обычные наблюдатели не могут быть наблюдателями ДЭГ без специальных знаний. Это просто неприемлемо.

Игорь Макаренко, управляющий директор в Фонде содействия политическим и гражданским свободам «Гражданское согласие»

Полагаю, что Новосибирская область пока не готова к использованию формата электронного голосования, это очень вредная идея. Это неправильно, особенно когда у нас трехдневное голосование. Дело в том, что механизм ДЭГа невозможно отследить. Кто управляет? Не понятно. Нужна прозрачность. Уверен, что это непрозрачная система. Систему нужно менять, важно понимать что госуслуги находятся под контролем ведомств, они не независимы. Важно отдать ДЭГ сторонней организации. Важна прозрачность. Нужен контроль общественности в этом вопросе.

Думаю, что электронный формат вызовет только отторжение. В нашей стране если обычные выборы интереса не вызывают после того, как отменили порог явки, то и ДЭГ результата не принесет. ДЭГ нужно проработать и тогда представлять широкой общественности. На данный момент – это сырой инструмент. Важно понимать, что население не понимает, как понять, за кого оно отдает свой голос.

Тут возникает множество вопросов. Как наблюдатели могут получить доступ к ПО? Как наблюдатель может следить за ходом голосования, чтобы контролировать процесс? Это остается без ответа. Лично я, по крайней мере, не вижу вариантов решения. Наблюдателям нужно дать возможность наблюдать. Объяснить им процесс и механизмы. Важна системная работа. Чтобы обеспечить прозрачность ДЭГ нужно объяснять гражданам, как это работает, дать возможность контролировать ход процесса. Наблюдатели должны иметь возможность вникать в процесс и проверять действие избирательных комиссий всех уровней.

Александр Борматов, региональный координатор федерального проекта «Детский спорт»

Вопрос о том, готова ли Новосибирская область к использованию формата электронного голосования, больше к избиркому, минцифре, и людям, которые компетентны в этих вопросах. Так или иначе время не стоит на месте и движется вперед. Сейчас повсеместная цифровизация. Появление искусственного интеллекта и так далее. Процесс этот неизбежен. Появление ДЭГ в нашей области это был вопрос времени.
Полагаю, что массовому сознанию нужно многое оценить. Никто не объясняет, как это работает. Мне никто не дает гарантий что мой голос уйдет за того, за кого я проголосовал в действительности. Нужна просветительская работа, чтобы ДЭГ был эффективен нужно работать с населением.

Конечно, мы понимаем, что данная инициатива запущена с расчетом на молодежь, на эту электоральную группу. Тех, кто каждый день пользуется социальными сетями и прочим. Говоря о электоральных группах более старшего возраста, то на мой взгляд, скорее нет. Маленький процент возрастных избирателей.

Наверняка появятся новые требования к наблюдателям на выборах. Люди должны быть, как минимум, компетентны, и разбираться в процессах. Наблюдатели должны контролировать процесс, а не просто сидеть на избирательном участке, пусть и цифровом. Традиционно, пожилые люди тут наблюдателями быть не могут, у них просто нет нужных компетенций.

Анатолий Буров, журналист, главный редактор НИА Томск

В Томской области активно обсуждали внедрение ДЭГ в январе 2022 года. Тогда я впервые высказал публично свое мнение по этому поводу и не разочарован в нем сейчас.
По-прежнему считаю, что ДЭГ – требование сегодняшнего и завтрашнего дня. Любые изменения в общественной жизни поначалу трудно воспринимать, но от них не уйти, не смотря даже на первоначальный шок. Примеров – тьма, и все они связаны с научно-техническим прогрессом. Всего и не перечислишь: первый паровоз, самолет, мобильная связь, электронные госуслуги, удаленный режим работы, дистанционная медицинская помощь. Но через некоторое время становилось непонятным другое – как без этого могли обходиться наши родители. Такая же ситуация, на мой взгляд, и с дистанционным электронным голосованием.

Совсем недавно ввели видеонаблюдения за сдачей экзаменов школьниками, а сегодня школьники и студенты дистанционно сдают зачеты и экзамены. По видеосвязи проводятся медицинские консультации, проводятся важные совещания и собеседования пир трудоустройстве. И снова – примеров не перечесть. Всё новое несло и продолжает нести определенные риски, в том числе для жизни и здоровья людей. Однако двигаться вперед надо, снижать эти риски, доводить до совершенства. При внедрении ДЭГ нужно выработать механизмы контроля за процедурой, включая и общественные. Уверен, что так мы решим много проблем, в том числе, и повысим доверие людей к выборам.

Александр Трунтягин, кандидат экономических наук, депутат Совета Зональненского сельского поселения

Томская область прошлой осенью стала одним из семи российских регионов, где на сентябрьских выборах можно было проголосовать онлайн через компьютер или смартфон.
С 26 июля до 6 сентября 2022 года на портале госуслуг жители Томской области подавали заявления для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) на выборах губернатора Томской области. Голосовали онлайн 10 и 11 сентября.

До этого также уже был незначительный опыт ДЭГ. В 2021 году при проведении праймериз партией «Единая Россия» жители региона охотно высказывали свое мнение относительно включения в список для голосования того или иного кандидата при помощи дистанционных электронных операций.

Для самого избирателя важно получить подтверждение учетной записи в системе «Госуслуги». Если такая запись подтверждена, избиратель за 45 дней до первого дня голосования – в нашем случае это было 10 сентября – и за три дня до этой даты имеет возможность подать заявление для участия в голосовании при помощи ДЭГ. Подать или отозвать заявление избиратель имеет право неоднократно – мало ли какие в жизни случаются ситуации. Однако сделать это можно строго за трое суток до первого дня голосования – кнопка регистрации или аннулирования заявления будет заблокирована.
Нужно быть очень внимательными и избирателям, которые будут находиться в дни голосования – в других, отличных от томского временных поясах.
Голосование с помощью ДЭГ проходило с 8.00 по местному времени первого дня голосования (10 сентября) до 20.00 последнего дня голосования (11 сентября), то есть ночное время включается. И это тоже стало большим удобством для граждан, которые, находясь далеко от места прописки, захотели воспользоваться своим конституционным правом и принять участие в голосовании.

Просмотров:808 Комментариев:0

Автор: Центр политического прогнозирования и анализа

Дата публикации: 16 июля 2023 00:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий