Управление ФСБ по Новосибирской области раскрыло секретные документы к 9 мая

25oi9ih2fy79yldz5rtrnwnhcxrsgtp0.png

При Сталине, после войны, Министерство госбезопасности искало изменников Родины по всему миру. При Хрущёве и Брежневе эту работу продолжили в КГБ. Из-под земли доставали тех, кто по указке нацистов истязал и расстреливал советских пленных и мирных граждан, проводил диверсии, получая за это от фашистов чины и блага. Контрразведчики скидку на преклонный возраст не сделают: срока давности у преступлений нет. В честь юбилея Победы региональное управление ФСБ сняло гриф «секретно» с десяти дел. В их числе ─ материалы об изменниках, которые после своих зверств вернулись на родину, в Новосибирскую область.

«Документы являются ярким свидетельством и доказательством подобных преступлений, участие в них людей, которые после Великой Отечественной войны пытались скрыться на территории Новосибирской области», ─ сообщил заместитель начальника УФСБ России по Новосибирской области Станислав Лукашов.

Две из десяти фамилий в секретных делах ─ из так называемых вахманов. Иван Тельман и Иван Звездун в годы войны солдатами попали в плен, прошли обучение и стали серийными палачами. Они лично участвовали в истреблении тысяч людей в лагерях смерти. В 50-м году Иван Тельман после задержания признался, что убивал советских граждан.

архив

«Стынет кровь, когда читаешь, что совершалось: как сотнями заводили людей в газовые камеры, как после этого уничтожались трупы, как вели людей, когда они не подозревали, что их ожидает, как их подводили к траншеям и расстреливали», ─ поделился Станислав Лукашов.

Опытному сотруднику контрразведки Михаилу Сизову удалось выяснить, что за годы службы Тельман успел поработать в лагерях смерти Собибор, Майданек, Белжец, Плашев. Он контролировал отправку людей в газовые камеры, где в одном из лагерей убивали до двух тысяч узников в день.

Иван Звездун после задержания помог контрразведчикам составить подробную карту лагеря смерти Треблинка, который располагался недалеко от Варшавы. Схема хранится в уголовном деле.

«Он стоял на воротах, через которые вели колонны людей, в основном еврейской национальности, на уничтожение. Он открывал эти ворота и следил за тем, чтобы никто не сбежал. Были случаи, когда он стрелял людям в спину», ─ рассказывает сотрудник ФСБ России по Новосибирской области Роман.

Только в Треблинке в газовых камерах было истреблено 870 тысяч человек. Об этих жестоких расправах никто не вспомнит, были уверены оборотни. После окончания Великой Отечественной войны оба переехали жить в Новосибирскую область. Иван Тельман устроился разнорабочим в совхоз Барабинского района, Иван Звездун работал шофером пожарной машины в Академгородке. Их задержали с разницей в три года: Звездуна ─ в 1947-м, Тельмана ─ в 1950-м.

Главным доказательством контрразведчиков стали немецкие архивные документы, которые в 1944 году нашли при освобождении Белоруссии. В них значились имена солдат-карателей, которые осели в Новосибирской области. Таких были сотни. Многие привезли и бережно хранили немецкие документы. Теперь они ─ достояние Музея ФСБ. Иван Звездун по решению суда на 25 лет отправился в исправительно-трудовой лагерь, Иван Тельман был приговорен к расстрелу. Их дела под грифом «секретно» более 70 лет хранились в архиве Управления ФСБ.

Рассекречивание таких дел ─ важное направление работы контрразведчиков. В архиве их еще много. Снимать с них гриф секретности планируют и дальше, чтобы сибиряки знали подлинные истории вахманов, перебежчиков и оборотней войны. Чтобы такие истории не повторялись.

Читать далее

Просмотров:345 Комментариев:0

Дата публикации: 12 мая 2025 10:38

Источник

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий

    Читайте также