102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Экскурсовод рассказывает — дети слушают. Экскурсовод показывает — дети всматриваются. Черепки от горшков, наконечники стрел, одежды шаманов… подлинники. Застывшая история в музейных залах Краеведческого. От края времен до современности. Все так и было. Артефакты. Бесспорные свидетели прошлого. По окончании экскурсии, на память, можно купить сувенир. В лавке у входа. Покупка — заканчивается грандиозным скандалом.
Небольшая подвеска на шею. Кулон. Безделушка. 350 рублей в кассу. Едва ли не плевок в самую душу. Скандал до самого верха. Мы не можем показать аверс — лицевую часть этого сувенира из Краеведческого музея. Не можем — по федеральному закону. Объясним все по порядку.
Дмитрий Щербаков, корреспондент: " Так что же все-таки произошло там, в сувенирной лавке. Что изображено на амулете. Если начертить крест — то это будет просто крест. Ничего больше. Если к каждой вот этой точке добавить по лучу, получится эмблема. Эмблема войск Фашистской Германии — свастика. Вот как раз ее мы и не имеем права показывать по телевизору. Иск за пропаганду неизбежен".
В музее — над полками с самоцветами возвышаются две не броские рамки. Скифы — тут кот, дракон, грифон, лев, лошадь, волк пантера. На соседнем стенде — славяне. Ровно 36 амулетов. Без боязни нарушить закон о пропаганде фашизма показать можем только Секиру Перуна, Велес, Ладу, Лунницу и Правду. Вот она. Все остальное, как и написано в законе, до степени смешения напоминает символику Третьего рейха. В ответ на наш вопрос: «Что это?» сотрудник музея Полина путано рассказывает про славянские обереги, но не может взять на себя ответственность ни за что.
Остальные сотрудники, объявляют нас невеждами. Мол, историю надо было еще в школе учить. Огонь нашего непонимания берет на себя заместитель директора музея.
Артем Готлиб заметно нервничает. Но продолжает просветительскую деятельность на камеру. На стенде славянские обереги. И все тут. Солярные знаки.
Артем Готлиб, заместитель директора музея: «Солярные знаки славян, которые безусловно можно назвать свастикой. „Сва“ корень, связанный с благом, который к фашистам не имеет отношения».
После короткой повисшей паузы, не дожидаясь вопроса — заместитель директора музея — почему-то решает сменить тему.
Артем Готлиб, заместитель директора музея: «Меня зовут Артем Маркович Готлиб. И как вы понимаете по моей фамилии и отчеству эта история неразрывно связана с моей семьей. Большинство Готлибов были расстреляны фашистами на Украине».
Если Артем Готлиб, пусть с дрожью в голосе, утверждает что крест с направляющими лучами древний славянский оберег, может быть и правда мы перегибаем палку. Показываем прохожим амулет, купленный в музее. Сразу оговоримся, при любом подозрении в подтасовке готовы предоставить исходный материал, без единой монтажной склейки.
Это немецкий знак. Фашистский знак, свастика Вообще-то похоже на свастику. Какую Гитлер носил. Десять из десяти. Свастика. Десять из десяти — ни слова о солнце. В музей вызываем полицию. Наряд приезжает быстро.
Уже в полицейском участке пишем заявление. Не просим никого наказывать, просим разобраться, провести проверку. По закону. Как положено. Мы тоже можем быть не правы. В краеведческий выезжает оперативная группа. Снимать следственные действия нам запретили. Но к приезду правоохранителей никаких славянских оберегов в продаже уже не было. Через сутки нашу съемочную группу попросили приехать в министерство Культуры. Официальный комментарий главы этого ведомства даем в эфир целиком.
Игорь Решетников, министр Культуры Новосибирской области: " Давайте я дам официальную реплику, которая и должна быть. Вчера была экспертная оценка академика Молодина. Который сказал, что это не является фашистским символом — значки, которые продавались в Краеведческом музее. Я с его оценкой полностью согласен и так же там было написано в музее, вы прочитали, аннотацию, что это символ древних славян. Он эту оценку подтвердил. Но с тем, что есть неоднозначное мнение общественности по этому вопросу мы приняли решение, чтобы небыло никаких толков — убрать эту сувенирную продукцию из Краеведческого музея. В связи с тем, что не нарушено никакого законодательства, тоя так думаю, что никакого наказания и преследования работников музея не будет. Это официальная моя позиция, как министра культуры".
Дмитрий Щербаков, корреспондент: «Кулоны со странными символами в музее действительно больше не продают. Я понимаю, что меня обвинят в непрофессионализме. Скажут, что журналист должен быть беспристрастен. Во время подготовки этого материала, я не смог быть таким. Но этому есть объяснение. Не могу не согласиться с оценкой экспертов. Признаю, что свастика — это древне-славянский оберег… Именно такой оберегал моего родного деда. Правда, он был вышит на рукавах надзирателей концентрационного лагеря Дахау. Но это так, мое, личное».
Читать далее