102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Тревогу вызывают участившиеся случаи возврата детей из приёмных семей. В Министерстве социального развития Новосибирской области намерены переломить ситуацию.
17-летний Кирилл мечтает поступить в колледж, получить общежитие. Он хочет стать программистом. Когда его маму лишили родительских прав, Кириллу было 6 лет. Папу никогда не видел. Около года жил в приёмной семье в Черепановском районе. Сначала всё было в порядке, а потом, вспоминает, его стали унижать, давали понять, что он не свой в этой семье, где было трое родных детей и двое приёмных. Кирилл на велосипеде уехал в Новосибирск. Ему было 13 лет. С приёмными родителями больше не виделся. Всё это время живет в Барышевском центре помощи детям.
Таких историй здесь могут рассказать немало. Друг Кирилла Сергей не сбегал из приёмной семьи, сам попросил, чтобы его вернули обратно в социально учреждение. Приёмный папа работал директором школы, в которой учился Серёжа, мама ─ учителем математики. Мальчик успешно занимался в хоккейной секции, хотел стать тренером. Учился средне, но часто прогуливал. Из-за этого в семье начались ссоры. «Он сказал, что ему стыдно было за меня». Это обидело мальчика.
─ Когда он меня вёз в опеку, плакал, и я тоже, ─ делится Сергей Фетисов. ─ Зачем я это сделал, не понимаю.
Скучает по домашнему борщу и салу, но больше всего ─ по приёмным родителям. Сергей и сейчас называет их мамой и папой.
Почему не складываются отношения в замещающей семье, причины разные. Часто взрослые опускают руки, когда у ребёнка начинается переходный возраст. Бывает, слишком большая разница в возрасте, например, ребёнку ─ 15 лет, а приёмной маме ─ 60. Иногда на расставание провоцирует школа.
─ Наши дети проблемные, и школа начинает давить на приёмного родителя, ─ замечает директор Барышевского центра помощи детям Наталия Лошкарева. ─ У родителей ресурс невысок, и они вынуждены отказываться от ребёнка. Нужно повышать компетенцию педагогов школы, увеличить количество социальных педагогов и психологов.
В 2019 году от приёмных родителей в социальные центры вернулись 85 детей. В замещающих семьях в настоящее время живёт больше 9 тысяч ребятишек. Это немного, но за каждой цифрой ─ судьба. Дважды пережить потерю семьи ─ тяжёлая травма.
В Министерстве социального развития Новосибирской области решили реформировать систему профилактики сиротства. Задача ─ минимизировать возвраты и ситуации, когда сиротами становятся при живых родителях. Для этого понадобится содействие всех ведомств и организаций, которые работают с детьми: врачей, тренеров спортивных секций, правоохранителей, педагогов. Надо сделать так, чтобы все структуры сотрудничали и не оставляли без внимания ни одну деталь, даже настроение ребёнка, который приходит в школу.
─ Мы должны исследовать причину плохого настроения, ─ считает заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. ─ Приходит ребёнок в школу и спит. Возможно, дома что-то случилось: скандал, либо применение физического насилия. Это нужно вовремя распознать и помочь.
К работе с такой семьёй подключат психологов, социальные службы. В регионе есть успешные примеры, когда мам и пап, лишённых этого статуса, восстанавливали в родительских правах. Но если заметить неблагополучную ситуацию чуть раньше, можно не допустить распада семьи. А это самое главное.