Якову Фёдоровичу Осадчему без малого сто лет. Всегда с юмором и добром к себе и людям. Всегда мечтал о небе, занимался в аэроклубе, окончил авиаучилище. Когда началась война, рвался бить врага на высоте. Но на земле его опыт оказался важнее. Яков Фёдорович обучал лётчиков пилотировать истребители. Чтобы выжить, они должны стать лётчиками-асами уже на учебном аэродроме. Сам не единожды был на волоске от смерти. Сибирский тыл, рассказывает, давал силы фронту. Звание, присвоенное Новосибирску, уверен Яков Фёдорович, воздаст по заслугам старшему поколению, воодушевит молодёжь. Заслуженно получили, это очень правильное решение, считает ветеран Великой Отечественной войны.
В Новосибирск в 1941году с Запада шли сотни тысяч эшелонов. В Сибири происходило то, чего никто в мире больше не повторил. Эвакуация людей и предприятий стала крупнейшей операцией по спасению жизней и экономики страны.
Новосибирск конца 30-х ─ начала 40-х ─ это молодой крепкий город с промышленным потенциалом. К началу войны работают завод им. Чкалова и Сибсельмаш. Только эти два предприятия примут и разместят на своей территории 10 заводов. Станки и тяжёлое оборудование сгружают с эшелонов и нередко монтируют под открытым небом. Стены возводят позже. Время и силы были спрессованы настолько, что наладить выпуск продукции удавалось меньше, чем за месяц.
В Новосибирскую область эвакуировали 50 промышленных предприятий, госпитали, детские дома, театры, фонды 20 музеев. Новый дом обрели более 140 тысяч человек. На фронтовые рельсы вставали и мирные предприятия.
Руководитель музея «Заельцовка» Елена Макарова рассказывает, что фабрика имени Кирова, например, наряду с обувью для военнослужащих выпускала части для мин.
Главной наградой для героев тыла стала победа. Теперь самое ценное ─ память ─ навсегда останется, благодаря присвоению Новосибирску звания «Город трудовой доблести».
Читать далее