102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Село Пихтовка расположено на окраине Новосибирской области. Дальше ─ глухая тайга. Среди развалин старого леспромхоза, на истлевшей газете с советскими лозунгами ─ дела шпиона-контрабандиста, раскулаченного прибалта, столичного агронома, корейца Хан-Ки-Хо. И еще сотни папок, изъеденных временем, сотни судеб людей, многие из которых сгинули в сибирской тайге. По словам историка Вячеслава Карманова, здесь работали в основном ссыльные.
Архив историк-краевед случайно обнаружил во время очередной командировки. Еще месяц-другой ─ и бумаги Сиблага окончательно бы уничтожило время.
В 60-х лагерь закрыли за ненадобностью. Бараки были сделаны из ценного кедра, поэтому жилища ссыльных аккуратно разобрали и перевезли в Пихтовку.
Никто из местных не подозревал, что скрывается за развалинами конторы леспромхоза. Но работников артели при Сиблаге старожилы помнят.
«Был один мужик. Он молодым был в полицаях на Украине», ─ рассказывает Владимир.
Во времена репрессий в Пихтовке располагалась комендатура, единственная на всю область. Архив, скорее всего, хранился в ее канцелярии. Почему уникальные документы, за которыми ─ судьбы тысяч людей, тлеют под обломками времени, загадка. По словам историков, это ужасная, непоправимая ошибка.
«Если бы этот комплекс был передан в районный архив, то это было бы сокровищем, а сейчас это жемчужина. У историков была бы возможность рассмотреть жизнь и судьбу целой спецпоселенческой артели», ─ говорит доктор исторических наук, сотрудник института истории Сергей Красильников.
Артель закрыли в 60-х. Рабочие с лесоповала разъехались по стране. Но были и те, кто остался в Пихтовке. Владимир Карев ─ правнук сосланного в Сибирь кулака. Ни документов, ни фотографий не осталось, но память сильнее времени.
Рассказывает: «Прадед в Плотниково жил, с голоду помер. Кони были, мельницы были свои...».
Сколько тайн позволит раскрыть старый архив, и сколько людей смогут закрыть белые пятна семейных историй? Эксперты начали работать с архивом из прошлого.
Читать далее