В Институте археологии и этнографии Новосибирска начала работать выставка, которая раскрывает особенности использования холодного оружия народами Сибири в различные исторические эпохи «Статус и обряд: клинковое оружие у народов Сибири».
С древних времён клинки в Сибири не только широко использовались в жизни, но и подчёркивали статус владельцев оружия, также их применяли в обрядах. В основном, в экспозиции представлены клинки, которые принесли в качестве жертвы или подношения божествам. Совершая такой обряд в древности, люди верили, что получат здоровье, благополучие, выберут правильный путь души в загробном мире.
Самой удивительной и интересной находкой, представленной на выставке, стал меч XII века. Длинный западноевропейский клинок можно отнести к каролингскому типу, который был характерен для эпохи наследников Карла Великого. На лезвие сохранилась надпись-посвящение на латыни, которая в переводе на русский звучит, как «Во имя матери нашего Спасителя вечного, Господа Спасителя вечного. Христос Иисус Христос. На другой стороне – «Во имя Всемогущего. Богоматерь. Во имя Вечного».
Учёные обнаружили меч случайно во время раскопок более древнего могильника в Барабе возле села Старые Карачи. Клинок находился очень близко к земной поверхности, в нескольких сантиметрах от неё. Реставрацию артефакта проводили в Эрмитаже.
Как пишет издание «Наука в Сибири», академик Вячеслав Молодин поделился «почти фантастической» гипотезой о том, что меч мог принадлежать Ивану Грозному.
«Иван Кольцо (прим. ред. – казачий атаман, сподвижник Ермака) привёз Ермаку от Ивана Грозного легендарный доспех, а заморский старинный меч мог к нему прилагаться. Затем, если клинок остался у Кольца, то мог быть потерян во время разгрома его отряда», – говорит Молодин.
Также археологи отметили, что меч был именно потерян, а не погребён.
Читать далее