Люди, интегрируйтесь!

Летняя школа инноваторов при технопарке новосибирского Академгородка закрылась в последних числах августа, но на самом деле серьезная работа над проектами «школяров» только начинается. И пришла пора задуматься, что получилось, а что не получилось у авторов проекта интенсивного обучения молодежи в рамках технопарка.

Школяры и менторы

Аспирант Института систем информатики Андрей Дунаев пришел в Летнюю школу технопарка с идеей создания новой глобальной информационной сети, в которой не будет места анонимам. Вся передаваемая в ней информация должна нести на себе несмываемый «отпечаток» владельца, его персональный код. Кроме того, предлагаемая Андреем программная платформа радикально упростит процедуру обмена данными между пользователями ИТ–устройств – информация напрямую пойдет от передающего к принимающему, без создания копий и накопления в недрах сети.

Для того, чтобы объяснить суть своего предложения, Дунаев рисует на доске двух маленьких человечков, которые желают общаться, а между ними большого дядю в шляпе. Это посредник, провайдер. Он, в принципе, может исказить передаваемую информацию, передать ее не по адресу, воспользоваться ей по своему усмотрению. Кроме того, нет гарантии, что данные, передаваемые от вашего имени, передаете именно вы, и что отправленные авторские тексты или фотографии действительно принадлежат вам. Так вот, Андрей знает, как ненадежного дядю в шляпе либо вообще убрать, исключить из процесса, либо принципиально повысить его надежность.

Как умею, изображаю понимание и произношу первое, что приходит в голову:

— Боюсь, что посредник, он же дядя в шляпе, будет сильно не доволен…

— Любой настоящей инновацией кто-то бывает недоволен, и в первую очередь, разумеется, прежний монополист. Но прогресс невозможно остановить — улыбается технопарковский ментор Дунаева, опытный предприниматель и метаконсультант Алексей Орехов.

К разговору присоединяется давний партнер Орехова Виталий Калашников:

—У меня был только один вопрос к Андрею, когда он впервые нам показал свою идею — «Ты под каким кайфом все это придумал?». Парень настолько оригинально мыслит, что поначалу его затея в голове не укладывается. Мы, честно говоря, даже браться не хотели, хорошо, что Ирина Подчернина, одна из организаторов Школы инноваторов, настояла, чтобы внимательнее присмотрелись к Дунаеву.

Андрей со своими менторами плотно «пахали» два летних месяца, превращая сырую идею в проект. Теперь дружно уверяют меня, что аналогов разработки в мире нет. Можно начинать искать потенциальных заказчиков — допустим, банкиров, озабоченных проблемой конфиденциальности документооборота, или сообщества творческих людей, желающих защитить свое авторство и самостоятельно управлять распространением своих произведений.

— Вы надеетесь сделать эту штуку в России? — коварно интересуюсь я.

— Почему нет? – пожимает плечами Андрей — Не смотрите на меня жалостливо, я не идиот, у меня просто характер позитивный. Вся моя университетская группа давно в Америке, ребята программируют в Майкрософте и считают, что отлично устроились. Но я не хочу работать на чужую корпорацию — хочу создать собственную в России, где лично мне интересно жить. Патриотизм в казенном понимании здесь не очень причем. Мир открыт, но по-настоящему хорошо человеку дома, а не в гостях. Хочу работать в России и на равных общаться с теми же американцами, немцами, финнами. Мы ведь точно не глупее людей. Просто по-прежнему живем в самоизоляции, многого не знаем и даже не представляем, у кого и что можно спросить. У нас в Школе инноваторов был один проект на тему создания искусственного интеллекта. Ребята грамотные, но им даже не пришло в голову, что можно взять и написать одному из основателей этого направления американцу Джеффу Хокинсу, задать свои вопросы. Без нормального общения с лидерами трудно создать продукт мирового уровня. А инновации типа «впервые за Уралом» точно никого не заинтересуют.

…Технопарк в новосибирском Академгородке новый, с иголочки. В первой в его истории летней Школе инноваторов отзанимались свыше 90 человек из числа студентов, начинающих предпринимателей и научных сотрудников Сибирского отделения РАН. В результате на стадию серьезного обсуждения вышли около 30 проектов из области информационных технологий, приборостроения, био- и нано- технологий. Много это, или мало?

— Ситуация на самом деле драматическая — считает Алексей Орехов — На данный момент резидентами нового технопарка стали 60 успешных инновационных компаний, созданных в 90-е годы и к настоящему времени достигших многомиллионного оборота. А новых наукоемких предприятий и в Академгородке, и вообще в стране — считанные единицы. Мне кажется, что у нас пока недостаточно развита инновационная «среда обитания». Вы вот в курсе, что невозможно вырастить кедровое дерево в чистом поле? Маленькому кедру поначалу нужны «няньки» — старшие товарищи, которые его прикроют от солнца и ветра, подадут пример стойкости и правильной жизни. А у нас кто поднялся, в основном, за те же 90-е годы? «Красные директора», крупные сырьевые олигархи, торгаши-импортеры да чиновники. Они могут материально поддержать «кедрят», если захотят или их заставят, но пример инноваторской жизни дать не смогут. Для этого как раз и нужны технопарки и такие вот молодежные школы. Между прочим, не только школяры, но и преподаватели-менторы получили мощный творческий заряд. Причем все мы работали бесплатно и без оглядки на расписание. Хотя и праздники тоже были, которые устраивала Настя Близнюк — представитель компании «Оракл» в Новосибирске и, по совместительству, основатель Фонда местного сообщества «Академгородок».

Бизнес-леди Анастасия при упоминании о Школе инноваторов тяжело вздыхает:

— На самом деле первая презентация проектов меня расстроила донельзя. Ребята усвоили некий шаблон, и было очень нелегко объяснить, что презентация тогда бывает удачной, когда соответствует личности человека. Одному, скажем, по характеру подходит цветная мультипликация, а другому — сухие черно-белые таблицы. Встал вопрос, как заставить наших школяров раскрыться по-человечески. Они пришли с настроем потреблять знания, а нас воспринимали как учителей в средней школе. Чтобы как-то растопить этот лед, понадобилось организовать совместное чаепитие с душевными разговорами и гитарой. Я объясняла ребятам, что самыми плодотворными в бизнесе бывают неформальные контакты, а про себя думала о том, что всем людям, а не только инновационным предпринимателям, необходимо нормальное человеческое сообщество, способное самостоятельно сделать жизнь вокруг интереснее и ярче. Сейчас в России очень этого не хватает, но уже и молодежь начинает понимать, что индивидуальный успех — это слишком мало для счастья. Если удастся сделать инновационной общественную атмосферу Академгородка, отсюда перестанут уезжать молодые таланты.

Люди, интегрируйтесь!

Все новое, как говорят — хорошо забытое старое. «Люди, интегрируйтесь!» — призывал академгорожан Настин отец Герман Безносов, бессменный «министр странных дел» легендарного клуба «Под интегралом». Тогда же, во время оттепели 60-х, в Академгородке по инициативе молодых ученых возникло Научно-производственное объединение «Факел» — прообраз нынешнего технопарка. Объединение получало солидную прибыль, выполняя научно-технические заказы на подрядной основе. «Беспортошные» мнс-ы начали покупать себе машины, и при этом оставалась еще куча денег на общественные нужды – финансировались клубы по интересам, массовые праздники, детские кружки и спортивные секции.

В своей содержательной части технопарк новосибирского Академгородка тоже «инициатива снизу» — его постепенно наполняют смыслом реально действующие инноваторы, лидеры высокотехнологичных компаний. Строго говоря, они неплохо поживали и сами по себе, без всякого технопарка, но начали «интегрироваться» ради более высокой, чем собственное благополучие, цели. Успешные предприниматели хотят превратить Академгородок в настоящую фабрику инноваций, заметный в мире центр «экономики знаний».

Поначалу научная общественность Академгородка настороженно отнеслась к затее бизнесменов. Звучали даже призывы «изгнать торгующих из храма науки».

— Это все от непонимания сути инновационной деятельности — считает идеологический лидер технопарка, основатель приборостроительной компании «Унискан» Андрей Брызгалов — Ученым кажется, что их прикладные идеи и якобы готовые к внедрению разработки — это и есть инновации. На самом деле инновация — это новый товар, хорошо продаваемый за счет своей уникальности, сохраняемой какой-то период времени. Появились удачные конкуренты — кончился период инновационности изделия. Академическая наука к инновационной деятельности имеет лишь то отношение, что найденное учеными супеоригинальное решение может продлить период уникальности нового товара. Сами по себе превратить свою, пусть самую замечательную, идею в товар научные сотрудники не могут, да и не должны этого делать. Это обязанность инновационных менеджеров, которых мы начали готовить на базе технопарка. Еще одна важнейшая задача — создать современную инфраструктуру для инновационной деятельности. В нынешних российских условиях невозможно быстро материализовать прототип нового изделия, а ведь инновация только тогда имеет смысл, когда делается быстро, в обгон конкурентов. Если говорить о приборостроении, то Центр технологического обеспечения в технопарке Академгородка практически создан и начал принимать первые заказы. На очереди — специфическая инфраструктура для айтишников, биотехнологов, специалистов по нанотехнологиям. Наша «фабрика инноваций» только набирает обороты, а цель состоит в том, чтобы именно сюда, в новосибирский технопарк, стремились покупатели и заказчики инноваций.

Эпилог с продолжением

Казалось бы, молодежная Школа инноваторов замечательно ложится в концепцию технопарка: приходят люди с идеями, им помогают довести идею до стадии проекта, проект можно тут же материализовать, используя для этого технологическую инфраструктуру технопарка. Но не все так просто. Один из авторов идеи Летней школы Евгений Коршунов накануне ее официального закрытия пребывал в некоторой растерянности:

— Мы два месяца работали как проклятые, проекты получились классными по общему мнению, но задачу поиска инвестиций для стартапов так и не удалось решить. Как видно, бизнес-ангелы в Новосибирск не залетают…

— К сожалению, работа с инициативными изобретателями — это ложный путь на современном этапе развития инновационной экономики в России, — считает Андрей Брызгалов — Можно напрячься и найти деньги для одного-двух лучших проектов, но это не системный подход. Проблема в том, что пока в России нет спроса на отечественные инновации. Поэтому начинать нужно с так называемых «заказных» проектов. Во всех российских отраслях экономики накопилось безумное количество технологических проблем, которые никто не решает, потому что разрушена некогда мощная отраслевая прикладная наука, устарели и развалились промышленные предприятия. Поэтому и возникла тревожная тема модернизации. Проблему можно решать, закупая импортное оборудование, а можно — заказывая инновационные решения в центрах новой экономики, подобных технопарку новосибирского Академгородка. Сейчас у нас наметилось взаимопонимание с СО РАН: Академия наук начинает аккумулировать крупные отраслевые и территориальные задачи, обеспеченные финансированием, а выход конечной, годной в продаже продукции сможет наладить технопарк.

Звучит убедительно, только молодых ребят из Школы инноваторов страшно жалко. Не хочется верить, что их надежды будут обмануты, изобретения если и пригодятся, то исключительно за границей. Точку не ставим — тем более, что на выпускном вечере школы была озвучена отличная новость: Новосибирский университет выиграл грант Министерства образования и науки на развитие собственных инновационных компаний. Школяры со своими стартапами получили приглашение в создаваемый бизнес-инкубатор НГУ.

Кажется, интеграционный процесс в Академгородке движется в верном направлении. СО РАН, НГУ и технопарк, нащупывая каждый свое место в новой инновационной экономике, идут по пути сотрудничества. Если все получится, то здешняя талантливая молодежь точно не окажется ни у дел, сможет нормально зарабатывать головой, развивать свой Академгородок и свою Россию.

Просмотров:3484 Комментариев:0

Автор: Игорь Матвеев

Дата публикации: 10 октября 2010 13:10

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий