В Новосибирске "Родину" защитили. Можно идти и смотреть.

30 мая состоялась пресс-конференция по поводу уже в 3-ий раз подготовленной в Новосибирске выставки «Родина», теперь на территории выставочного комплекса «Сибирская ярмарка» (10 корпус). Открытие выставки состоится 31 мая, с 17.00 Далее выставка будет работать весь июнь, с 13.00 до 20.00

Пресс-конференцию проводили куратор выставки Марат Гельман, куратор выставки Ирина Яшкова, директор Фонда содействия развитию современного искусства Анна Терешкова, координатор Центра современного искусства Сергей Самойленко и Новосибирский художник, посвятивший много времени и сил подготовке этой выставке, Вячеслав Мизин.

Как уже сообщалось во многих информационных источниках, открытие выставки «Родина» сначала планировалось на 19 мая в Новосибирском государственном краеведческом музее, но 26 апреля было объявлено, что ее открытие переносится на неопределенный срок, потому что она может вызвать «серьезные разногласия в обществе». Организаторы перевезли экспонаты в здание бывшего аэропорта «Северный», но его владелец расторг 12 мая заключенный ранее договор аренды, и смонтированную на 80% экспозицию этой выставки пришлось разобрать.

Присутствовавшие 30 мая на пресс-конференции смогли не только выслушать организаторов , но и посмотреть вновь смонтированную выставку. Никто не сказал о том, что в этой выставке есть кощунство, или что-либо подобное.
Марат Гельман в своём кратком выступлении говорил о том, что выставка в Новосибирске получилась яркая, демократичная. «Соцреализм давно состоялся. Выставка – это то, что осталось от соцреализма. Теперь это – Новосибирская выставка. Новосибирск сыграл серьёзную роль в её судьбе. И я очень рад, что люди всё-таки увидят здесь эту выставку». Что тут добавить? Это действительно очень хорошо для будущего развития: в нашем городе, когда-то и в плане искусства весьма передовом (с единственным на всю страну большим афишным концертом А. Галича в Доме ученых СО РАН, со многими интереснейшими выставками различных художников) теперь можно посмотреть и эту выставку. Пусть люди с самыми разными вкусами её смотрят, а потом спокойно и мирно обсуждают.
Интересную аналогию по поводу истории с этой выставкой ещё до её открытия рассказала куратор Ирина Яшкова. Один маленький мальчик ходил за бабушкой, и она слышала, что он всё время говорит: «Молись и кайся». Потом выяснилось, что этот её мальчик говорил «Малыш и Карлсон»: он просто хотел что-то сказать об этой книжке, или снова ей почитать с бабушкой. Вот так, бывает, слушают и слышат и об искусстве. Хочется надеяться, что в нашем городе всё будет услышано.

Вячеслав Мизин во время пресс-конференции рассказывал о том, что его «дети смотрят по ТВ передачу «Галилео». Там говорят, что мир больше и интереснее, чем вам кажется». И мир действительно больше и интереснее, чем может представляться одному человеку, или даже целой группе людей. Именно поэтому выставки очень важно сначала смотреть, пытаться понять, а уж потом высказывать свои аргументированные мнения. Да, ещё есть мнение или даже убеждение, что не всё нужно смотреть, что показывают. И, наверное, это правильно. Но тогда вряд ли можно что-то внятное говорить о том, что решил не смотреть.

…На выставке «Родина» есть важная работа о рабочих Кузбасса «Шахтёры» - большое полотно. Есть работа о гастарбайтерах всего мира. И много другого, очень разного, рассказывающего зрителям о сегодняшней ситуации в стране, и в мире. Как пытался пояснить Марат Гельман, «задача художника – показать, как он видит, существующую ситуацию, рассказать о боли. Но художник не может и не должен выписывать рецепты от боли. Это не его задача». Бывает, что художник становится политиком, как например, Вацлав Гавел, и посвящает свою жизнь борьбе за свободу, но тогда он и работает как политик, а не как художник, не как драматург, что было раньше.

На пресс-конференции организаторам выставки задавались вопросы о том, как будет с её безопасностью. Уже известно, что намечены пикеты против этой выставки, и совсем не ясно, насколько мирными они будут. Анна Терешкова ответила, что пришлось заключить договор с профессиональной охраной, т.к. угрозы действительно есть, хотя выставка на территории завода, которому пикеты не нужны, да и всему городу противостояние не нужно. Присутствовавший на пресс-конференции Артём Лоскутов добавил, что эти пикеты будут тоже частью выставки «Родина», уже ожидаемой её частью. Думаю, что и это - действительно часть нашей сегодняшней Родины, куда же от этого деться? Всем надо поскорее научиться жить со всем этим большим разнообразием, и жить мирно.
Марат Гельман добавил важную вещь, сказав, что «наше гражданское общество – оно же не из одних Акуниных и Парфёновых состоит. Оно и такое вот тоже. Что касается гражданского общества, у нас нет другого пути, кроме просвещения. Нет никакого другого способа. Сразу решить, кто прав, кто виноват – не получится».Это так и есть: не случайно социально ответственные некоммерческие организации (СО НКО) сейчас занимаются ещё и просветительством, считая это своей миссией.
.
… Один из зрителей выставки с грустью сообщил: «Да, не удалось оскорбиться. Много читал, что здесь будет кощунство, но такого не заметил».

Анна Терешкова, со свойственным ей оптимизмом, завершила пресс-конференцию надеждой на то, что выставка будет полезна городу и региону. Она сказала: «Хочется, чтобы наши дети могли жить в этом городе, свободном, культурном и интересном, чтобы им не хотелось отсюда уезжать». А кому же такого не хочется?

Эти фотографии с открытия выставки нам передал фотограф-доброволец Большого Новосибирска Никита Беляев

Просмотров:2482 Комментариев:18

Автор: Наталия Баранова

Дата публикации: 31 мая 2012 15:50

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

  • Варвара # 31 мая 2012 20:15 Ответить

    Это и правда очень хорошо, что выставку смогут посмотреть многие граждане, жители и гости города, а дальше её сколь угодно обсуждать.  Имидж города от этого станет более привлекательным, более цивилизованным.

    Только не понятно, почему редакция разместила этот материал Натальи Барановой под рубрикой "Скандал"?  Разве уже не хватит скандалов?  Любое другое название, например, "Обсуждаем вместе",  в данном случае подошло бы гораздо больше.

    • крош   написал для  Варвара # 31 мая 2012 21:05 Ответить

      Конечно, скандал. Сначала запретили, потом разрешили. Надо бы стоять на своем.

  • свищ # 01 июня 2012 04:18 Ответить

    А зачем скандал-то? Кому он нужен?

  • andrey # 01 июня 2012 11:54 Ответить

    выставка - нужная и полезная. смотреть ее необходимо. хотя бы - для общего развития. она - отражение сегодняшней действительности - со своими "героями" и со своими гастарбайтерами. Просто ничего другого, несмотря на все потуги нынешних чиновников, в этой жизни не предполагается. Будет другая жизнь - привезут другую экспозицию.

  • Полина # 01 июня 2012 12:47 Ответить

    Вполне реальная жизнь там показана, разнообразная.

  • краса # 01 июня 2012 14:35 Ответить

    Искусство должно учить прекрасному, возвышать душу. А мы стараемся все приземлить, опошлить.Да, "проза жизни" бывает порой суровой, мрачной. Но мы должны стремиться к свету, к идеалу.

  • Вася # 01 июня 2012 15:34 Ответить

    Краса, так Вы и стремитесь, пожалуйста, к идеалу, если он у Вас есть, это классно. А искусство, уж извините, ничего никому не должно. Как и Вы, надеюсь, тоже ничего никому не должны.

    • краса   написал для  Вася # 03 июня 2012 00:21 Ответить

      Кому - что. Одним важна в искусстве эстетическая составляющая, другим нет. То, что сейчас происходит в искусстве, вызывает ужас. Что заслужили, то и получили.

  • Наталья # 02 июня 2012 01:41 Ответить

    Нам очень не хватает общественной дискуссии, и не только в культуре, но и в любой другой сфере жизни. Почти не происходит аргументированного и спокойного  разговора по существу. Единственный путь на будущее - поднимать качество образования, во всех сферах, но прежде всего - в сфере культуры.  Только культура может реально помочь на этом сложном пути. Но простых путей нам никто не обещал и не предлагал: их просто не бывает.

  • Инна # 03 июня 2012 00:23 Ответить

    Вместо репортажа лучше бы дали интервью с куратором выставки Гельманом.

  • Петр # 04 июня 2012 00:20 Ответить

    А почему Вы, Инна, думаете, что лучше было им дать интервью с Гельманом?   Посмотрите вокруг, интервью с Гельманом уже есть, и их не мало. Зачем повторяться? Хотя, возможно, вы и правы: это если удачно построить интервью, и сделать его не похожим на все другие. 

  • Тамара # 04 июня 2012 20:30 Ответить

    Согласна с Петром: для интервью с Гельманом уже поздновато. Но также согласна с заголовком публикации: надо идти и смотреть. Мы побывали на этой выставке, и с интересом всё посмотрели. Да, там работы разного уровня, но есть очень интересные. Во всяком случае, полезно знать, что сегодня представляет собой современное искусство России., и  лучше не из Интернета хватать всё вперемежку, а спокойно походить по выставке. Но название рубрики "Скандал" для публикации про эту выставку  совсем не впечатляет и очень не уместно.  Разве скандалы бывают продуктивными?

    • Михаил   написал для  Тамара # 06 июня 2012 21:05 Ответить

      Поверьте мне на слово, Тамара, что и скандалы бывают продуктивными. Хотя, конечно, лучше чтобы скандалов было поменьше. Но что тут поделать: некоторые люди без скандалов не могут: об этом и заголовок рубрики на этом сайте. Возможно, им тоже нравятся скандалы.

    • Михаил   написал для  Тамара # 06 июня 2012 21:05 Ответить

      Поверьте мне на слово, Тамара, что и скандалы бывают продуктивными. Хотя, конечно, лучше чтобы скандалов было поменьше. Но что тут поделать: некоторые люди без скандалов не могут: об этом и заголовок рубрики на этом сайте. Возможно, им тоже нравятся скандалы.

      • Михаил   написал для  Михаил # 08 июня 2012 20:28 Ответить

        Теперь - Сергею . Раньше говорили, "Борис - ты не прав". Так вот и Сергей не прав.

        Скандалы, как видно, им нравятся, без них не получается, но и продуктивных скандалов тоже не получается, увы.

  • Сергей # 07 июня 2012 19:45 Ответить

    Не думаю, что редакции Большого Новосибирска так уж нравятся скандалы: иначе бы они так и ответили здешним комментаторам. Мол, да, любим мы скандалы. Кто же так скажет?  Скорей всего, просто поторопились поставить этот странный заголовок для рубрики к и без того интересному материалу.  Не менять же им этот неудачный заголовок теперь, после всего услышанного? И, всем пишущим здесь, на мой взгляд, лучше выставку обсуждать, а не промахи редакции.

  • Тимофей # 09 июня 2012 20:41 Ответить

    Выставку, действительно, надо идти и смотреть. Там много интересного и важного.  Мне, например, представляется подходящей такая подача материала: экспозиция вполне разумно подготовлена. Многое можешь увидеть, из того что раньше мало знал. Думаю, всем это полезно.

  • Артём # 14 июня 2012 20:42 Ответить

    А рассказали бы вот сейчас, как там эта нашумевшая выставка проходит? Кто-то всё ещё с ней борется? Или просто люди там спокойно ходят и смотрят?  Или там вообще никого нет? 

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий