100,67 $
106,07 €
Популярный материал
Ряженые в городе. Еще сто лет назад так и ходили по дворам. Две святочные недели от Рождества до Крещения — новосибирские деревни жили весельем. Работать нельзя. Пришла коляда — отворяй ворота.
Любовь Суровяк, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: Есть трактовка слова коляда — в славянской — это бог времени с зимнего на весеннее. Но бабушки в подробности не вдавались. Они транслировали традицию. Кроме ученых книг вы нигде не найдете прояснения того или иного образа. Вот было и было.
Такие гоголевские колядки — вполне можно представить где-нибудь в Татарском районе. Или любом другом. Вся Сибирь — переселенцы. Украинцы, белорусы. Плавильный котел традиций.
Любовь Суровяк, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: В новосибирской области это все сохранилось. И обходы дворов. Может, где-то не сохранились песни календарные — это редкий жанр, там просто в форме речевок с малышами. Когда ходили и просили каких-то подарков.
«На рождество пришли ко мне и давай пшеницей сеять — я им сказала — это коляда рождественская, в новый год только сеют и приговаривают — сею-вею посеваю, с новым годом поздравляю. С пшеницей, с овсом и с горячим пирогом».
Как соседи могли позабыть, в какой праздник посевать? Удивляется Юлия Павловна. С готовностью показывает, как надо колядовать на Рождество.
Сегодня забыли — а в прошлом веке запрещали. Не просто христаславить — вообще Рождество встречать — вспоминает пенсионерка. Помнит и как ждала с сестрами этого праздника — когда родителей забрали, как врагов народа.
Юлия Кульбенок, жительница с. Верх-тула: Мы рады были, когда подходят вот эти праздники. Хоть что-то да покушаешь. Мы даже ребятишками ходили за 3−4 км, совхоз от совхоза были за 3−4 км. С киселевки в песчанку ходили, колядовали.
«Так раньше мы только лишь песнями то и жили! этого же не было ничего. Ни радио, ни интернета, ничего. Почему ранешние люди — певуньи, плясуньи да потому что они сами себя развлекали».
Мешок с наколядованным несли на вечёрку. Вроде и развлечение — а с подтекстом. Традиция общей трапезы, соборность. Дальше — песни, игры, хороводы. И вновь — не просто так.
Любовь Суровяк, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: Если говорить о песнях игровых, хороводных других регионов России — запада, юга, востока, то именно Сибирь отличается тем, что очень любили здесь на вечёрках целоваться. И в песнях по татарским таким распевкам — ураза ураза — то есть заимствованные тюркские слова были, которые для русских людей были абракадаброй — целоваться три раза. Этим лозунгом заканчивалась всякая вечёрошная святочная игра.
Поцеловать у всех на виду, за ручку подержать — легально. На вечёрках веселились — и присматривались. Парни и девушки выбирали себе будущих супругов. И не только на вечёрках.
Святочную традицию увековечил Пушкин. И вот уже Лив Тайлер любопытным взором на воск потопленный глядит. В позапрошлом веке Татьяна Ларина, а в веке 21м — Ксения с подружками.
Современные переселенцы — из Приморья, Кузбасса и Алтайского края. Студенческое общежитие — тот еще плавильный котел.
Ксения Школа, студентка 2 курса РАНХиГС: У меня в семье есть традиция. Мы после рождества — женской половиной семейства и гадаем.
Елизавета Ермакова, студентка 2 курса РАНХиГС: Зажечь спичку и когда она сгорит — куда наклонилась — там и суженый. Иди, ищи. Слишком абстрактно.
Искать суженого в многоэтажках? им бы поконкретнее. Это бабушки могли кидать валенок за забор. По клоку овечьей шерсти определять — брюнет или блондин.
Галина Косенко, студентка 2 курса РАНХиГС: У меня бабушка и мама гадала и видела своих суженых. правда я этого боюсь… Я считаю, я должна жить настоящим и не заглядывать в будущее. Люди, которые этими гаданиями занимаются — они говорят, что вообще гадать нельзя. Особенно молодым девушкам. Потому что это потом аукнется.
Одно дело — в шутку доверить петуху определить — богатый будет муж или пьяница, поставив перед ним зерно и воду. А другое — пойти в баню ночью ворожить. Всегда боялись. Но — не все.
Любовь Суровяк, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: Когда со всем этим соприкасались с мистическим, то православный человек всегда этого боялся. Боялся, снимал с себя крест — потому что он переходил в градацию других отношений. И только самые смельчаки, самые небрежные православные девки или парни позволяли себе это делать. Но мало того, если позволяли — на крещение в проруби они должны были эти все. смыть с себя грехи.
Колядовать — и не страшно, и не грешно. К Юлии Павловне пришли подружки -соседки. Репетируют. В старый новый год — в клубе — всему селу покажут, как раньше на Руси святки встречали.
Мы почти потеряли традицию праздника. Современный человек разучился двигаться под народные инструменты Мы привыкли к разделению на зрителей и артистов. Мы — пассивны. Констатируют фольклористы. Мы забыли, что праздники на Руси всегда были — как сейчас бы сказали — интерактивные. Очень по-современному. Прекрасная приманка для туристов. Приезжайте в Новосибирск в январе. Колядовать.
Читать далее