«Затакт»: о визите в Новосибирск дирижёра Вольдемара Нельсона

4d0031098026ed6d5856500bdd90ed3e.png

27 апреля 1995 года газета «Молодая Сибирь» опубликовала статью Владимира Калужского «Вольдемар Нельсон. Адмирал Музыки».

Поводом для материала стал визит дирижёра в Новосибирск и три концерта, которые он провел с Новосибирским академическим симфоническим оркестром.

Нельсон – фигура уникальная. Начало его карьеры связано с Новосибирском и с этим оркестром, в котором он играл без малого пятнадцать лет. Поприще оркестрового скрипача не принесло ему заметных творческих дивидендов, так как, по собственному признанию, «скрипачом он был неважным». Тем не менее, годы работы в оркестре были для него временем учебы другой музыкантской профессии, которая считается особой и доступной немногим. На формирование этого интереса, без сомнений, повлияла выдающаяся личность Арнольда Каца. И когда дирижёру удалось открыть в консерватории свой класс, Вольдемар Нельсон стал одним из первых его учеников. Честно говоря, многие относились к этому шагу со скепсисом – как к попытке вырваться из оркестровой среды, но последствия оказались поистине выдающимися.

В 73 году молодой дирижер из Новосибирска принял участие во II Всесоюзном конкурсе дирижеров и неожиданно для многих завоевывал там Вторую премию, уступив первенство Александру Лазареву, впоследствии многолетнему главному дирижеру Большого театра. В Новосибирске этот успех произвел впечатление шока.

Следующие пять лет стали для Нельсона трудным и плодотворным периодом: он продолжил постигать профессиональное мастерство, сотрудничая с оркестром Московской филармонии, которым руководил тогда Кирилл Кондрашин. Конечно, важным для музыканта был вопрос профессиональной реализации и обретения серьезного статуса, в стремлении к ним он принял решение уехать из Советского Союза.

Его визит в Новосибирск в 95-м году стал первым приездом в Россию после 18-летнего отсутствия.

Время, проведенное Нельсоном за рубежом, для самого дирижера оказалось временем максимального развития прежних сильных качеств и приобретения новых. Его судьба сложилась благоприятно. Он активно концертировал в Германии, затем последовали многие города и страны.

За рубежом Владимир Нельсон обрел колоссальный исполнительский опыт в области оперного дирижирования -  работал в оперном театре Касселя, Королевской опере в Копенгагене, Нидерландской опере. Кульминационным и поворотным моментом стало приглашение Нельсона в прославленный Вагнеровский театр в Байройте, где на протяжении пяти сезонов под его управлением шли «Лоэнгрин» и «Летучий Голландец».

Байройт – это настоящая музыкальная мекка. Город, где под руководством композитора Рихарда Вагнера был построен театр специально для того, чтобы в нем звучали его оперы. Он сохраняет свой уникальный статус и собирает любителей музыки в небольшом городке на Байройтских фестивалях на протяжении уже почти 150 лет!

Нельсон был удостоен высочайшей чести – его портрет был помещен в галерею дирижеров, стоявших за пультом этого уникального театра. И он стал первым за историю существования театра дирижером из России, помещенным сюда.

Прощаясь с Новосибирским оркестром в 95-м году после успешных концертов и благодаря за совместную работу, Нельсон произнес: «Берегите Каца!».

Он еще неоднократно встречался со своим родным оркестром – в том числе в продолжительных гастрольных турне во Франции, Словении и Италии. Последний его концерт с новосибирским коллективом состоялся в 2002 году.

Жизнь Вольдемара Нельсона оборвалась в 2006-м, за год до ухода из жизни его учителя Арнольда Каца

Читать далее

Просмотров:745 Комментариев:0

Дата публикации: 27 апреля 2017 16:15

Источник

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий

    Читайте также