Срочное увольнение

«Насколько беззащитны работники перед работодателями в условиях системы срочных контрактов, на которую перешли учреждения образования и культуры? – таким вопросом задались эксперты после того, как в Новосибирске особый резонанс вызвало увольнение из консерватории профессора Аркадия Бурханова, который известен не только как художественный руководитель ансамбля ранней музыка Insula Magica, но и как профсоюзный деятель, бескомпромиссно отстаивающий права коллег по цеху. Местные средства массовой информации, не уточняя детали, сообщили, что заслуженного артиста России, который за 36 лет работы в учебном заведении воспитал нескольких лауреатов международных конкурсов, фактически уволили, не продлив срочный контракт.

«Это личная неприязнь ректората, обусловленная тем, что я создал профсоюз для защиты трудовых прав, – заявил журналистам Аркадий Бурханов, отметив, что по его сигналу трудовая инспекция установила, что Новосибирская государственная консерватория имени Глинки допускала нарушение установленных сроков выплаты заработной платы. – Я открыто критиковал кадровую политику действующего руководства и вступал с ним в конфронтацию».

За годы работы в Новосибирской консерватории Аркадий Бурханов воспитал более 30 гитаристов, в настоящее время работающих не только в исполнительских коллективах и учебных заведениях России от Москвы до Владивостока, но и Украины, Беларуси, Болгарии и Германии. В мае прошлого года профессор направил в консерваторию имени Глинки досудебную претензию, в которой требовал заключить с ним бессрочный контракт.

В Новосибирске известны другие случаи, когда срочные контракты не продлевали для того, чтобы проще избавиться от сотрудников. Три года назад широкую огласку получил случай, когда Новосибирский театр оперы и балета, где практически все творческие сотрудники переведены на срочные контракты, не продлил трудовые отношения с заслуженным артистом России Владимиром Огневым, который считается «лучшим комическим басом страны».

Константин Зиновьев, управляющий партнёр юридической фирмы

Как показывает многолетняя практика применения контрактной системы в образовании, фактически она не работает. Нет, конечно, по окончании срока действия очередного контракта проводится конкурс на заключение следующего контакта. Однако конкурсы носят формальный характер. Обычно на преподавательское место претендует один кандидат, чья кандидатура заранее согласована в устной форме. Страсти разгораются обычно в двух случаях: при появлении второго кандидата (обычно это бывает более-менее значительная должность типа заведующего кафедрой) или, когда кандидат единственный, но не желательный. Второй вариант в данном случае мы и наблюдаем. Конкурс – это всё-таки формализованное мероприятие. Здесь и публикация объявления, и особый перечень представляемых документов, и особый порядок их представления. И вот тут-то появляется возможность для различных манипуляций со стороны работодателя. Формально, работодатель ни с кем контракты продлевать не имеет права. Требуется инициатива от работника. Но инициатива должна быть строго в рамках правил, разработанных работодателем. Возможно, неугодный профессор и «попался» на неполном знании или особой изощрённости этой процедуры.

Олег Викторович, президент АНО «Дом с часами»

Возмутительный случай, который вы упоминаете, – чудовищно несправедливый, подлый и абсурдный, как по отношению к замечательному человеку и уникальному музыканту Аркадию Генадьевичу Бурханову, так и по отношению к будущему исполнительской школы Новосибирской консерватории, к подрастающему поколению музыкантов, которые остро нуждаются в начале своего творческого пути в таких замечательных и высокопрофессиональных наставниках! Напомню, что уволен не просто знаменитый музыкант, а выдающийся гражданин и потрясающая личность, чей творческий путь проходил в сложнейших условиях и неразрывно связан с Новосибирском и нашей консерваторией.

Заслуженный артист России, профессор Бурханов прошёл все ступени превосходного музыкального образования, ещё в эпоху СССР, на всех этапах, всегда выпускаясь с красным дипломом и отличными отметками его именитых педагогов, т.е. с раннего возраста Аркадий Генадьевич посвятил свою жизнь постижению музыкального ремесла и служению великому искусству. Кому интересно, могут легко найти эту информацию в интернете, в том числе и на сайте консерватории. Уже будучи активно концертирующим исполнителем мультиинструменталистом, Бурханов создаёт уникальный ансамбль старинной музыки «Insula magica», где во всю мощь проявляет свой талант руководителя, дирижёра, исследователя и исполнителя. Ансамбль более 30-ти лет является украшением Новосибирской филармонии, неизменно радуя преданную, благодарную публику своим искусством, прославляя НовоСибирск на федеральном и международном уровне! География поездок коллектива впечатляет. Тут и победы в различных конкурсах, фестивалях и участие в разнообразных музыкальных проектах, в том числе и на федеральном телеканале «Культура», активная поддержка региональных проектов, в том числе, абсолютно бескорыстная и попечительская, где Бурханов и его коллеги проявили себя, как превосходные культурные меценаты и просветители. Человек живёт своим делом, буквально горит на работе, а потому и достигает превосходных результатов и дарит людям много радости и превосходных, ярких впечатлений. В работе, всегда собран, очень ответственно подходит к каждому проекту, за который берётся. Дисциплинирован и требователен, прежде всего по отношению к себе, но требует этого и от соратников, учеников, администраторов учреждений культуры. И это не каприз, а профессиональное отношение к делу, подлинное служение искусству.

Понятно, что его гражданская позиция, в том числе и как профсоюзного лидера-злит и раздражает нерадивое руководство, тех учреждений культуры, где служит и творит наш герой. Аркадий Геннадьевич строг, но справедлив! Бурханов сражается не за свой шкурный интерес, а отстаивает права своих коллег, интересы сложнейшего дела, которому посвятил всего себя. Безмерно уважаю Аркадия! И считаю, что если уволить директора, который не продлил с ним договор, то на следующий день о ней и не вспомнят, а увольнение Бурханова – это огромная трагедия! Эту позицию я довёл до руководства области, написав обращение на имя Андрея Борисовича Панфёрова и лично обратившись к советнику Андрея Александровича Травникова. Довёл информацию до профильного заместителя губернатора, министерства культуры и считаю, что они, как попечители консерватории, должны незамедлительно вмешаться и прекратить безобразие. В регионе и городе, и так огромный недобор профессиональных кадров, буквально во всех институциях, связанных с культурой и разбрасываться штучными специалистами высочайшего уровня – преступно!

Что касается «срочных контрактов», то это наследие радикально-либеральной политики, которая до недавнего времени, заправляла в культуре и образовании и это надо упразднять, так как подавались эти нововведения под благовидными предлогами, но как мы видим, буквально-выстелили дорогу в ад. Это форменное издевательство над служителями искусства, которых в угоду директорам и администраторам, сделали зависимыми от воли любого самодура! Яркий пример этого я описал выше. Творческого человека, работающего на государство, и так зависимого от множества факторов, с введением этой системы, просто-напросто сделали бесправными рабами, только не государства, а конкретного директора Пупкина, либо, как в нашей истории-мадам Лавелиной. Уверен, что в новых условиях, мы уйдём от этой порочной истории, так как творческие коллективы собираются годами, как созвездие личностей и мастеров своего дела и подчинятся должны художественным лидерам и руководителям, а не директорам и администраторам, которые должны больше внимания уделять хозяйственным вопросам и вопросам организации процесса, а не сведением счётов с творцом! Благодарю!

Ярослав Малянов, юрист-аналитик

Ситуация конечно, мягко говоря, неоднозначная. С одной стороны, у Новосибирской государственной консерватории, как у любого работодателя, есть право не продлевать срочный трудовой договор. С другой стороны, видимо, известный музыкант абсолютно честно и объективно говорит о своеобразной мести со стороны ректората за свою профсоюзную активность. Мне однажды приходилось по просьбе Аркадия Геннадьевича представлять интересы преподавателя в конфликтной ситуации с нынешним ректоратом консерватории. Связано это было с попыткой снизить преподавательскую нагрузку под надуманным предлогом. Тогда права работника удалось отстоять в досудебном порядке. Во многом благодаря активности профессора Бурханова, но слишком явно читалось раздражение ситуацией у «оппонентов».

Второй раз пришлось «столкнуться» с ректоратом консерватории, когда в депутатскую приёмную Веры Ганзя, помощником которой я на тот момент являлся, поступил звонок от юриста консерватории, в ходе которого выяснился забавный момент. Данная дама просила о помощи, поскольку ей было поручено ректоратом консерватории подготовить ответ на депутатский запрос Веры Анатольевны о фактах возможного нарушения трудового законодательства в консерватории. Хотя сам депутатский запрос вообще-то был адресован в Министерство культуры Российской Федерации. Естественно, Веру Анатольевну возмутил подобный факт «отфутболивания» её запроса, тем более, что это строго запрещено действующим федеральным законодательством (пересылать обращения в адрес той организации, в отношении которой сформулирован запрос). Насколько мне известно, Вера Анатольевна не спустила на тормозах ситуацию, а обратила внимание Минкульта РФ на подобные «вольности». Чем это закончилось для ректората в дисциплинарном плане, можно только догадываться.

В целом же, зная принципиальность Аркадия Геннадьевича, скорее всего точку в этом деле с увольнением поставит Железнодорожный районный суд г. Новосибирска. Интересно, что несколько лет назад судебная эпопея профессора Бурханова и защищаемых им работников Новосибирской филармонии, в которой мне также довелось принять участие, уже повлияла на судьбу одного одиозного руководителя учреждения культуры нашего города.

Роман Бубенов, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области
Печальная новость об уходе из Новосибирской государственной консерватории профессора Аркадия Бурханова, является очередным негативным примером несовершенства системы срочных контрактов в учреждениях образования и культуры. Вообще встаёт закономерный вопрос о целесообразности введения системы срочных контрактов в учреждениях культуры и образования. Кроме как ограничений в работе работников такая система ничего не улучшает и не добавляет, зато даёт возможности руководителям учреждений допускать злоупотребления в отношении работников, формально не нарушая трудовое законодательство.

Фактически работники вынуждены подстраиваться под желания и указания руководителей организаций, у них отсутствует свое мнение, так как в противном случае работники понимают, что с ними не продлят срочный контракт. А кто сейчас хочет потерять работу и заработок....?! У все есть семьи и дети, обязанности по содержанию своих близких и родных. Думаю в творческих сферах, как культура и образование, отсутствие дискуссий по рабочим моментам, по планам и методам работы в коллективах, сказывается негативно и на сотрудниках, и на тех, кто получают соответствующие услуги у этих учреждениях. Без вмешательства компетентных федеральных органов в данном случае точно не обойтись. Конечно, ещё необходимо и соответствующее, сформированое общественное мнение.

Дарья Бобко, биолог, эксперт в области управления качеством на производстве

Как и у всего, у «срочных» контрактов есть плюсы и минусы, как для работодателя, так и для работника.

С одной стороны, работодателю иной раз очень даже выгодно заключать «срочный» контракт для удержания работника, пытаясь хоть как-то защитить себя от его увольнения. Особенно это актуально, когда работник юн и учиться за счет компании. Но чаще все же ситуация такова, что работодатель использует контракт как механизм избавления от неугодных работников. И безусловно, это отвратительно! О честных рабочих взаимоотношениях тут речи не идет. Каким образом урегулировать данный вопрос и какие внести изменения в данную систему – тема для непростого размышления. Но необходимость в изменениях назрела и уже давно.

Аркадий Бурханов, заслуженный артист России, глава двух первичных профсоюзных организаций, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula Magica, профессор консерватории, помощник депутата Госдумы РФ

Существуют международные стандарты преподавательской профессии. Двумя соответствующими нормативными документами являются:
– рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей 1966 г.
– рекомендация ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений 1997 г. В этих документах вводится понятие «Академическая Свобода», важнейшим из условий достижения которой являются бессрочные контракты.

Вот несколько цитат из преамбулы к этим документам:
– условия работы: «Преподавательские кадры высших учебных заведений должны иметь справедливую и открытую систему служебного роста, включая справедливые процедуры назначений, бессрочные контракты (там, где таковые предусмотрены), повышения по службе, увольнения и решение других сопутствующих вопросов». (IX.A.43.a)
– гарантии занятости: «Бессрочные контракты или их функциональные эквиваленты (там, где таковые предусмотрены) должны быть в максимально возможной степени гарантированы даже в случае реорганизации или иных структурных изменений в высших учебных заведениях или системе высшего образования; при этом такие гарантии должны предоставляться после прохождения разумного испытательного срока тем, кто отвечает установленным объективным критериям в области преподавания и/или научной и/или исследовательской деятельности согласно требованиям соответствующего академического органа и/или в области консультативно-лекторской работы согласно требованиям высшего учебного заведения». (IX.B.46)
– профессиональная свобода: «При исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой. Поскольку учителя обладают особой компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то они должны играть главную роль при выборе и приспособлении учебных материалов, отборе учебников и применении методов преподавания в рамках утвержденных программ и с помощью органов народного образования». (VIII.61).

Удивительно то, что чисто формально и наше законодательство, и даже локальные нормативные акты Новосибирской консерватории соответствуют этим международным нормам. Однако на деле «дышло закона» чаще поворачивается в сторону интересов работодателя. Борьба профсоюзов за бессрочные контракты ведётся по всей стране и уже давно. То есть это не мой частный вопрос, а лишь один из эпизодов этой всеобщей профсоюзной борьбы за «Академическую Свободу». Посмотрим, как суд рассудит.

Просмотров:867 Комментариев:0

Автор: Инна Легкова

Дата публикации: 07 июля 2022 00:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий