Когда начиналась гроза, все сосуды накрывали крышками, чтобы нечистая силу туда не пробралась. А пустые емкости переворачивали: в них нечисть прячется от Ильи Громовержца. Согласно ветхому завету, этот пророк жил в IХ веке до нашей эры в Израильском царстве. Но в народном культе славян фигура обросла новыми чертами. До дня покровителя огня, воды и урожая нужно завершить покос, после ─ приступить к жатве. Праздник символизирует переход лета в осень.
На иконе, найденной в Томской области, изображён Илья, скачущий по небу на колеснице. С этим связано ещё одно поверье: его лошадь роняет подкову в воду. Вода начинает цвести, становится холодной. Так обозначали завершение купального сезона.
Эти древние верования продолжают жить, уверяют новосибирские этнографы. Каждое лето они отправляются в сёла, чтобы узнать у местных жителей о новых традициях и преданиях. Когда поколение рождённых до революции начало уходить, опасались, что на этом работа закончится.
«Казалось, что устная этнография может на этом закончиться, потому что люди, которые родились в советские годы, этого не знают, ─ рассказывает старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Ольга Голубкова. ─ Но исследования до сих пор продолжаются и дают очень хороший результат».
Внуки помнят рассказы прадедов. Так в современном селе удаётся услышать многовековые предания. А в некоторых деревнях, наоборот, верования меняются вместе с самой жизнью.
Ольга Голубкова приводит пример: говорят, когда пылесос работает, беременной женщине нельзя через него переступать. Это наложилось на древнюю традицию, когда беременной женщине нельзя переступать через мусор, иначе может случиться выкидыш.
Учёные записывают предания, обрабатывают их и систематизируют. Это один из способов сохранить уходящую культуру. Следующим летом отправятся в Баганский, Карасукский и Краснозёрский районы работать в украинских поселениях.
Читать далее