Межэтническое согласие или чему можно поучиться у соседа?

На протяжении всего периода развития человечества нередко отношения между народами и нациями становились напряженными и трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью смерчем прокатывались войска Хромого Тамерлана. Открытие Америки сопровождалось насилием над индейцами. Племена и народы Африки захватывались колонизаторами. В ходе мировых войн ХХ века беспощадно уничтожались или подвергались геноциду те или иные нации и народности. Историческая вражда не могла не сказаться на национальном сознании почти каждого из населяющих землю народов, в котором до сих пор бытуют национальные предрассудки, неприязнь, корни их уходят в прошлое.

На современном этапе все отчетливее и очевиднее осознается, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие — это, преимущественно, следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике того или иного государства.

Сегодня во многих странах мира существуют законы, в рамках которых государству запрещено принимать какое-либо участие в определённых актах религиозной нетерпимости или предпочтения в пределах границ данного государства. В одних странах может существовать религиозная предпочтительность, вызванная, например, признанием одной или более религий государственными. В других странах существуют законы о богохульстве, запрещающие диффамацию религиозной веры, которые иногда могут являться способом оправдать религиозную нетерпимость. Например, в Великобритании богохульные заявления нарушают закон только если они направлены в адрес англиканской церкви. В Пакистане богохульство в отношение догматов Корана наказуемо либо пожизненным заключением, либо смертью. Китай, Мьянма, Ирак и Судан — это те страны, в которых преследуют людей за их религиозные взгляды и практику.

Мы не можем игнорировать и тот факт, что религия внесена в повестку дня международных отношений экстремистскими элементами, которые принимают активное участие в создании напряженности и угрожают стабильности, согласию и миру путем провокации и подстрекательства по религиозным мотивам.

Из всего этого следует, что существует реальная необходимость в объединении сил транснациональных, государственных и общественных организаций в борьбе с шовинизмом, политическим экстремизмом, всеми видами ксенофобии, с языком вражды, с преступлениями на основе межнациональной и межрелигиозной ненависти.
На современном этапе ситуация осложняется тем, что на территории Европы (Германия, Прибалтика), в странах СНГ (Украина, отдельные государства Средней Азии) сохраняется высокий агрессивный уровень ксенофобии и распространения расизма. Ксенофобия, шовинизм или неонацистская идеология стали частью предвыборных технологий ряда радикальных партий и движений этих стран. Издаются расистские и неонацистские книги и брошюры, пропагандирующие ксенофобские мифы, подстрекающие к насилию против представителей отдельных народов и конфессий.

Зерна ненависти дают ростки и в сфере культуры. Определенную популярность в Украине, Прибалтике, Германии получают художественные произведения, прославляющие авторитарный режим и возбуждающие ненависть к представителям этнических меньшинств, рок-музыка «белого сопротивления», шовинистическое направление в живописи. Ведется разжигание межнациональной розни, включающее в себя явные признаки национал-социализма. Увеличиваются нападения по расистским мотивам, а ксенофобские и национал-шовинистические высказывания постепенно перекочевывают со страниц газет на стены домов и заборы. Следовательно, параллельно растут и шовинистические настроения в обществе.

Такой уровень ксенофобии, равно как и межэтнической и межконфессиональной вражды угрожает самим основам существования демократических государств, препятствует формированию гражданского общества, разобщает и подрывает его безопасность, ведет к коллапсу и разрушению страны.

На фоне такой ситуации большинство благоразумных политиков, экспертов, деятелей науки и искусства приходят к реальному осознанию того, что важнейшим условием прогресса современного мира является сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. В этом смысле одним из положительных примеров может выступить опыт толерантности и бесконфликтного развития Казахстана. Этот опыт признается международными специалистами модельным, то есть тем, что может стать образцом для других стран.

После развала СССР во всех государствах постсоветского пространства был отмечен всплеск национального самосознания. Причем, сопровождался он волной негатива в отношении, бывшего «большого брата» -- русскоязычного населения. В связи с этим отмечался массовый отток русского населения на историческую родину — в Российскую Федерацию. Уезжали и этнические немцы, поляки. Опасаясь репрессий, бежали из своих стран многие национальности.

Единственным, наверное, исключением стал Казахстан. Несмотря на то, что и здесь был отмечен отток населения, многие из уехавших впоследствии вернулись в Казахстан. И причина тому — политика властей по выстраиванию политики мультикультурализма. До настоящего времени в соседней дружественной республике огромное место играет русский язык, как язык межнационального общения. При этом государственный язык не насаждается повсеместно, внедряется в общественное сознание постепенно, через активное обучение. Одновременно с развитием национальной казахской культуры и языка получают свободное развитие языки и культуры представителей более 140 народностей, населяющих страну.

Представители различных этносов страны представлены в уникальной по своей значимости организации — Ассамблее народа Казахстана. Сегодня она является консультативно-совещательным органом при президенте Р. К. Главная задача АНК -- реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Основным условием успешного развития республики продолжает оставаться поддержание внутриполитической стабильности, в том числе и за счет гармонизации религиозных отношений в стране. В настоящее время в стране представлены более 30 различных религиозных течений. Крупнейшими являются традиционный для Казахстана ислам и христианство (православие). При этом наблюдается гармония в отношениях этих и других религий в стране.

На днях в своем традиционном Послании народу страны Нурсултан Назарбаев отметил: «Межэтническое согласие — это живительный кислород. Мы не замечаем его, когда дышим, делаем это автоматически -- мы просто живём. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие».

Эпоха религиозных войн, крестовых походов и этнических чисток уходит в прошлое. Но проблема распространения экстремизма во всех его проявлениях приобретает сегодня глобальный характер, представляющий реальную угрозу социальному благополучию граждан, межнациональному и межконфессиональному миру, государственной и общественной безопасности. В этих условиях, естественно, одной из основных целей государственной политики наших стран в национальной и религиозной сферах должно быть обеспечение гражданского мира и национального согласия, достижение взаимопонимания и толерантности между различными мировоззренческими и религиозными группами, а также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению этноконфессионального экстремизма и сепаратизма.

Просмотров:1731 Комментариев:0

Автор: Алексей Доронин, политолог

Дата публикации: 10 декабря 2014 00:00

Источник: Большой Новосибирск

Комментарии

    Добавить комментарий

    Оставьте свой комментарий