101,95 $
105,04 €
Очередной круглый стол Экспертного клуба в Новосибирске был посвящен теме более чем актуальной: взаимодействие мусорного регионального оператора ООО «Экология Новосибирск» с компаниями перевозчиками: реальные проблемы или детские болезни становления системы?
Владимир Булычев, генеральный директор ООО «Оператор Эко-сфера», изложил свое видение проблемы:
– Знаете, я вот две стороны послушал, скажу как перевозчик. Сегодня оператору не оставили на чем зарабатывать денег вообще! Оператор должен быть святым – так посчитало государство. Святым у нас должно быть государство. Положительно или отрицательно мы оцениваем данную ситуацию? Наверное, положение, я вам скажу честно…
Посмотрите, что произошло с полигоном. На полигоны пошел мусор, он перестал идти на левые свалки, он перестал идти в кусты – он пошел на полигоны. Между операторами и регоператором, между хозяйствующими субъектами всегда есть непонимание. Давайте так: операторы хотят больше. Регоператор обязан, он просто обязан останавливать наши аппетиты, в том числе, и проверять как мы вывозим.
У нас был один вопрос: почему нас начали проверять в июне? Сейчас нас тоже проверяют, сколько мы там чего должны. Есть ли у оператора деньги? Давайте честно: у нас вообще есть постановление правительства, что занимаются у нас организации, государство, МУПы. Они должны заниматься сбором денежных средств. Знаете, какая странная ситуация, Мы обратились: дайте нам, мы выполняем государственный контакт, вы - государственный контакт, мы в Алтае – государственный контракт. Так дайте данные, что мы делаем.
Я как-то приезжал в какую-то деревню, мне говорят так вот у нас мусора нет! Стоп, встали все из зала и пошли – вот туда за околицу, посмотрим, как там мусора набросано. Основная масса населения – процентов 70-80 – у себя организовывала что-то в деревнях. Они заказывают вывоз мусора. Во многих деревнях с приходом оператора стали платить меньше, а меньше потому, что ценник был выше, если честно. Знаете, я вам точно не могу дать данные, я просто скажу так: в деревне Волчиха 160 с человека в многоквартирном доме.
Меньше стали платить, порядка стала больше. Вопрос в другом: если сегодня не дать оператору честно зарабатывать деньги, не помочь ему со сборами, то он будет вынужден сделать то, что вы сказали. У него просто не будет выхода. Никто в этом его не обвинит потому, что, либо он банкрот, либо он повезет все сам. Ну, это так выстроена система.
Есть ли выход? Знаете, мы давно уже предлагали поднять автоплатеж, с этой реформой неплохо было бы применить автоплатеж. Вообще, я считаю, что это налог, это не за вывоз мусора – не должно быть у нас с вами, по факту, вывоза какого-то. Есть определенный налог; во всяком случае он должен быть.
Я много лет работал в управляющей компании «СПАС-дом», могу сказать что человек идет не к своей контейнерной площадке, а туда, где у него машина стоит либо где у него остановка автобусная. Он идет туда и несет свой пакет туда. И посчитай по факту в городе с какой площадки мы чего вывозим? Город – я считаю – это однозначно норматив, все мы платим. Если мы говорим, что все обязаны платить, то почему государству не включить автоплатеж?
Любому банку сейчас предложить включить автоплатеж автоматически. Любой банк выпустит для любого количества населения карту, потому что сегодня они обеспечены, есть обязанность платить – значит, будут платить. Ч
Я хотел привести пример, что между транспортниками и регоператором это есть везде, то есть, в Алтайском крае, в Омске. Есть такая ситуация. Наш оператор поступил достаточно порядочно, в Омске поступили следующим образом. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно 750 миллионов положить на счет. Там выиграла одна компания, она – компания-оператор естественно. Сегодня 80% машин в Омске тех перевозчиков, которые ездили по старой системе. Но это говорит не о том, что они такие, вот знаете можно работать – деньги зарабатывать, а можно не работать – деньги зарабатывать.
Регоператор – это система управления, система сбора платежей, система разводки потоков. Именно оператор взаимодействует с полигонами. Мы сегодня, как транспортная организация, взаимодействуем с полигонами, мы привезли – нас рассчитали. Оператор посмотрел, рассчитался полигоном и рассчитался с нами. Если меня спросят, нужно ли что-то менять в этой сфере? Да, нужно менять! Пока мы далеко не заплыли, нужно менять!
Это монополизация? Да, это монополизация. Давайте будем честными, но в Алтайском крае 7 регоператоров, а в Омской области – один. Нужно демонополизировать эту сферу или нет? Не знаю, нужно посмотреть на разные варианты. Но сегодня нужно помочь оператору! Простой пример сегодня ТСЖ должны оператору как минимум по моим подсчетам 150 миллионов рублей. У меня вопрос к жилищной инспекции – почему еще на рынке эти управляющие компании? Эти ТСЖ?
Нам говорят не надо никаких договоров! У нас сегодня не помогают регоператору. У меня такое ощущение, что это по всей стране. Не хочу это слово говорить… ну. выживет или не выживет? Выживет оператор или нет? Если не выживет, то будет хуже. Я категорически против того, что разыгрывались лоты именно по транспорту. Наверное, транспорт нужно было оставить в свободном режиме с точки зрения конкурентной среды, а вот что оператор обязан был собирать деньги с населения 100% и рассчитываться с полигонами по факту привоза этого мусора на полигон, то это, наверное, была правильная идея и она была совершенно верна.
По сути, у нас всегда коммунальная услуга – с точки зрения утилизации мусора она существовала. У нас утилизация мусора на полигоне была коммунальной услугой. Жилищные компании собирали мусор, но полигонам платили меньше и полигоны страдали. Сегодня на полигоне есть весы, но и ест проблема с переводным коэффициентом. Все деньги сегодня идут от оператора к полигонам. Транспортная компания не может обмануть полигон, уменьшить свой объем и условно сказать, что я привез в два раза меньше и я не буду тебе платить…
А это было, до сих пор у нас «Спецавтохозяйство» спорит с несколькими перевозчиками по поводу оплаты. Поэтому коротко, не хочу вас долго занимать: я бы не сказал, что это конфликт есть. Я имею в виду перевозчиков и регионального оператора. Есть недоверие – нужно разбираться.
Единственная просьба, не нужно затягивать проверку компаний, нужно проверить и сказать. Даже дело не в том, что у оператора нет денег – дело в том, что нас в чем-то обвини, но мы хотим, чтобы нам сказали в чем! Вообще, задача любого оператора на сегодняшний день, регионального оператора, – действовать очень быстро. Получил информацию – сообщи оператору, чтобы он быстро исправил. У нас цель оператора одна, чем и хорошо.
Я боялся того момента, что в городе, в области будут завалы. Нет, город прошел великолепно, один из лучших городов – ничего не изменилось. Транспортники вывозят мусор, оператор пытается собирать деньги. На сегодняшний день, мы говорим, нельзя ему помочь. Да можно – давайте честно! Сегодня налоговая инспекция может проверить любое юрлицо с такой точки зрения хотя бы: пришлите мне номер договора с регоператором на вывоз мусора. Запросите с городов, деревень, поселков. Любое юрлицо. Понимаете, что произойдет? Как его дать, если его нет? Все пойдут заключать договор с регоператором; мы почему-то смотрим: выживет– не выживет?
Наверное, это неправильно, здесь нужно помогать. У нас очень много проверяющих структур для управляющих компаний – 74 структуры. Сегодня, чтобы отдали деньги управляющей компании, оператору. 150 миллионов – достаточно немаленькие деньги, достаточно включить эту репрессивную систему. Такая система – вы с людей собрали деньги; то, что собрали – отдайте.
Мы в свое время говорили, что нельзя давать деньги ТСЖ и управляющей компании, они относятся как к своим. Поэтому, в двух словах: если есть вопросы – отвечу, потому что сфера – и полигоны. и вывоз, и регоператор – она мне знакома с точки зрения экономики.
Хорошо работаешь – зарабатываешь, плохо работаешь – тратишь свои деньги. Когда мы говорим, что у него 5% от того, что ему выделено, условно, 40 миллионов, 80 миллионов, не знаю… И мы говорим: 5% – это его прибыль; ну, наверное, это неправильно. Это не система управления, такой системой управлять нельзя; ты по определению банкрот либо ты должен обанкротить всех, кто возит. Мы создали систему, при которой мы должны уничтожить сами себя, мы сегодня работаем на население области, города – люди нам платят.
По поводу больших или маленьких платежей. В небольших населенных пунктах мусора, конечно, меньше, в городах его больше. Искитим: у людей обходился куб мусора в районе 900 рублей, а причина простая – там просто стояла бочка и эту бочку можно умножить на четыре и получался куб. А эта бочка стоила 250 рублей. Поэтому, если считать с этой точки зрения, то где-то люди стали платить меньше. Если мы говорим о человеке, то возьмите большую квартиру в 150 метров: раньше человек платил 300, а сейчас 150,
Я готов сегодня платить эти деньги, и я хочу, чтобы человек не поехал на помойки выкидывать свой мусор. Я готов больше платить с точки зрения того, чтобы спокойно заезжать в лесополосу. Под Академгородком заехал в лесополосу грибы пособирать – лучше бы не сворачивал: вот, буквально, этим летом и мусор и бетон, чего только нет. Поэтому, на сегодняшний день, я считаю, должны быть очень жесткие. Может быть я не прав, может я рассуждаю как оператор с другой области, рассуждаю как человек, который не позволит себе выкинуть мусор в лес.
Меры должны быть драконовскими для тех, кто не заключает договор , для тех кто пытается вывести мусор в лес. Штрафы должны быть огромные. Штрафы для управляющей компанией есть 350 тысяч, тут нужно все 500 тысяч вводить!
30 организаций быстренько заключили договор в январе, мы были одни из первых, кто заключили договор чтобы платить. У каждого юрлица должен быть договор этот, у нас это все проверяют. Но у нас не всех проверяют. Очень хочу, чтобы у нас сохранились операторы на территории России. Иначе получится так: мы сегодня потеряем этих операторов, в конечном итоге у нас есть операторы-монстры, вы все знаете эти фамилии, которые могут монополизировать всю эту сферу уже с другой стороны, и тут им в тарифе уже никто не откажет.
Если у нас будут разные операторы по разным областям, где-то один, где-то четыре, то они покажет эффективность этой работы. Даже сегодня уже показывают эффективность. Приведу пример: в одной деревне поставили контейнеры, а люди все равно сбрасывали мусор в яму, которую у них же на улице выкапывал экскаватор. Кидали туда мусор и говорили, что платить не будут либо складывали себе в багажник. На сайте Рубцовска есть такие ролики. Мы начали вывозить со свалки и выставили им счет. Мы заставили их, условно, платить, мы заставили их понимать, что придется заплатить.
Здесь случилось так: люди приняли это, перестали возить на эту свалку, а свалка – это 100 метров от деревни. Прокатитесь по деревням Новосибирской области: деревня чистенькая, а из деревни выехал – свалка. Везде помойка, сворачиваешь в околок – помойка. По сути, если человек заплатил, он будет требовать с оператора: вывези у меня мусор – я заплатил! Это правильная система.
Как помочь оператору? Сегодня у нас очень большая возможность и у муниципалитетов оказать давление, в том числе, на непорядочных людей. Знаете, мне некоторые говорят: а мы никогда не возили, ну, вот вас 200-300 человек собралась, у вас мусора нет. Я бы за такие заявления попросил бы написать заявление на вас и вам сразу сходу 1,5 года очистительных работ на участке.
У нас не бывает мусора и так далее – все это сказки! Сказки, знаете, для слабонервных. Раньше кидали мусор в багажник и везли в многоквартирные дома; у меняя был многоквартирный дом, частный сектор рядом, норматив накоплений на человека, многоквартирный дом 6 подъездов – 9 кубов. И везли из частного сектора, и все кидали, а сейчас их заставили платить! Много, конечно, недовольных Оцениваю все это положительно, с экономистами в этой ситуации согласен: нужно что-то решать, в том числе, на федеральном уровне. Оператор должен понимать, что у него есть деньги, но сейчас при нынешней схеме он будет вынужден это сделать, это я вам честно говорю.
Просмотров:1883 Комментариев:0
Автор: Центр политического прогнозирования и анализа
Дата публикации: 22 августа 2019 11:07
Источник: Большой Новосибирск