102,57 $
107,42 €
Популярный материал
Владелица автомойки Анастасия Степовая – волонтер по призванию. Раньше каждый Новый год они с мамой исполняли детские желания. Тем, кто остался без родителей, дарили подарки. Особых затрат не требует, а веру в Деда Мороза и хороших людей укрепляет. В 2017 году решили помогать и братьям нашим меньшим. Узнали, что первому городскому приюту нужна помощь, загрузили и привезли полную машину корма.
«Оттуда невозможно было просто так уехать, ты влюбляешься в собак. У меня случилась любовь с одним вольером. Там сидела Катана, до сих пор ищет дом. Я начинаю ездить туда каждые выходные, потом два дня через два по графику работы», ─ рассказывает Анастасия.
Екатерина Голобородько пять дней в неделю по восемь часов трудится в банке. Все остальное время посвящает животным. Порой готова отменить встречу с друзьями или запись на маникюр, но в приют приедет. Начинала с простого: ей доверили социализировать пса, которого в прежней жизни крепко обидели. Сегодня на ее счету ─ сотни спасенных четвероногих, вновь поверивших в людей.
«Всегда переживаешь за животных. Это что-то в душе, оно либо есть, либо нет», ─ поделилась Екатерина.
Женя Емельянович решила связать свою жизнь с животными. Обучилась на кинолога, работала в песокафе, ухаживала за собаками. Там каждая – с непростой судьбой.
«Кафе закрылось, но меня тянет к ним», ─ говорит Евгения.
Волонтеры смеются, в Новосибирске нет той дыры, в которую они не залезли: ставили сети, спускались в канализацию, пробирались по теплотрассам, обжигались, но спасали, стерилизовали, общались, дарили любовь и заботу. Уровень агрессии собак заметно снижался, но хозяина удавалось найти не всем, приходилось выпускать обратно. Ученые считают: это правильно, так лучше для всех.
«Если мы волшебным образом их куда-то денем, то кто-то займет их место, потому что есть кормовая база. Помойки у нас стоят, еще мы любим мусор выкидывать мимо помоек, еще есть добрые бабушки, которые всех кормят. У нас, скорее всего, это будут крысы, а в области это будут лисы. Лисы – это красиво, но не очень хорошо, потому что это природный источник бешенства. В Америке история закончилась тем, что у них живут еноты», ─ рассказывает ветеринарный врач, зоопсихолог Ольга Жеребчикова.
В приютах сегодня оставляют лишь тех, кто без человека не выживет. Гоша охранял стройку. Пса расстреляли прямо в будке, думали – не выживет.
«Его привезли в багажнике. Мне говорят: его надо усыплять. Я смотрю на него, а у него глаза, полные жизни. И мы начинаем за него бороться», ─ рассказывает Анастасия Степовая.
Гоше пришлось ампутировать две лапы. Пес оказался с характером, в руки не давался. Любимец улицы людям больше доверять не мог. Лишь спустя время он начал радостно встречать своих спасателей, научился бегать на двух лапах. Так прожил год. Возможно, один из самых счастливых.
Этих трех девушек знает весь город. За их помощью в спасении животных обращаются и простые новосибирцы, и сотрудники надзорных ведомств. Мало кто решится ловить, выхаживать и спасать лис, волков и медведей. Им приходится.
«Если ты будешь думать, что это хищное животное, которое может тебе навредить, то начинает вырабатываться страх, а животные это чувствуют. Это нужно исключить, успокаиваться. Это просто животное, с которым нужно работать. Выбора нет, ты берешь и работаешь», ─ делится Анастасия Степовая.
Однажды ночью в мороз отправились в лес. Мужчина поехал за елкой и увидел лису, которая не могла выбраться из капкана. Она запуталась в цепи и от страха металась из стороны в сторону. Боролась за жизнь, не понимала, что нужно остановиться и ждать. На помощь подоспела Анастасия.
«Мы первый раз увидели лису в дикой природе. Что делать ─ не знаем. Мы попросили мужчину срубить здоровую ветку в виде рогатки. Нам надо было ее остановить, зафиксировать, поставить укол, чтобы она успокоилась, закинуть в клетку и транспортировать в город, в клинику. После лечения мы ее пристроили, и жила она долго и счастливо», ─ рассказывает Анастасия.
Был в волонтерской практике еще один лисенок – Тео. Его сбил поезд. О трагедии команде сообщила Росгвардия. Отрезало передние лапы, но он остался живой. Что делать? Справились зоозащитники и с этой задачей ─ вылечили. Лис научился прыгать на задних лапах, как кенгуру, стал ручным и ласковым. Живет в Каменке под опекой зоозащитников.
По-настоящему серьезным опытом в работе волонтеров стали медведи. В Болотном в сентябре 2022 года двое вышли к людям.
Один пошел на контакт сразу, ему быстро нашли приют. Путь по спасению второго оказался сложнее. Лесники с трудом отбили медвежонка у стаи собак. Неделю раненый жил на ферме, пока его не забрали зоозащитники.
«Мне привезли его на работу, и я сутки лежала возле этого медвежонка. Мне нужно было его успокаивать, как-то кормить, что-то с ним делать. Было страшно, но интересно», ─ рассказывает Анастасия.
Благодаря взаимодействию с Министерством природы, мишек отправили в Ленинградскую область в центр реабилитации диких животных.
Не прошло и года, как на плечи волонтеров легла новая ответственность. Эта история всколыхнула весь город. На заброшенном складе в январе нашли пятерых медведей. Они содержались в жутких условиях, без света, еды и воды, в клетках метр на метр.
Глаза косолапых слезились, когда их вывели на свет. В том же темном помещении находились другие животные. Четырех кошек и трех собак волонтерам удалось спасти, остальные погибли.
«Мишка догрызал пол в вольере, в любой момент мог выйти. Все транспортировочные боксы, вся фанера была разъедена мочой. Они ели опилки, потому что больше нечего было есть», ─ рассказывает Анастасия Степовая.
Медведи принадлежали бывшим артистам Росгосцирка Сергею и Марине Герасимовым. Когда их уволили, косолапые стали не нужны, и их бросили. Волонтеры попытались наладить контакт с бывшими хозяевами хищников, предлагали передать животных в реабилитационный центр. Однако те заняли другую позицию.
«Я знаю, сколько стоит живой медведь и сколько стоит мертвый. Медведи никуда не пойдут», ─ заявила хозяйка.
Так как без согласия циркачей зоозащитники ничего сделать не могли, пришлось бороться за лишение Герасимовых прав на медведей. И добились своего. Вопросом занялась прокуратура и Росприроднадзор. Дело передали в суд. В середине апреля судьбой косолапых занялись волонтеры.
После десятка проверок дали официальное разрешение на передачу диких животных новым владельцам. Медведиц помоложе готовы принять в Карелии, пожилых отправят поближе ─ в Шерегеш.
А вот Еля пока не пристроена. Ее хотели отдать в Москву, но там отказываются предоставлять волонтерам доступ и отчитываться о состоянии медведей. На такое зоозащитники не согласны. Уверены, в ближайшее время смогут найти добросовестных хозяев.
Пристальное внимание к подопечным и контроль их дальнейшей жизни не случаен. Жестокое обращение с животными – не редкость, и везет так, как цирковым медведям, не всем. Кого-то волонтеры спасать не успевают.
Происшествие, которое облетело интернет, произошло в 2019 году. 45-летний новосибирец решил завести черного метиса по кличке Шанти, обрадовать жену и сына. Нашел объявление, позвонил в приют, договорился. Но родственники подарка так и не увидели.
Собака не послушала нового хозяина, который решил проверить, знает ли она команды, и укусила его. За что тот придушил ее поводком в лифте. Было возбуждено уголовное дело. Мужчину арестовали, провели медицинскую экспертизу. На теле животного обнаружили не только следы удушения, но и надругательства.
«Все слышали, как собака кричит в лифте, не хотели возбуждать уголовное дело. Мы нашли этого мужчину и начали писать заявления. В возбуждении уголовного дела было отказано, пока волонтеры не начали писать массово. Ему дали изначально около трех лет, потом сократили до девяти месяцев. Отсидел он в итоге три месяца. Но мы добились того, чтобы человек понес наказание за свои действия. В России не так много подобных дел, которые доводились до суда», ─ считает Екатерина Голобородько.
Сегодня, передавая новым хозяевам животное из приюта, заключают договор, в котором волонтеры выступают собственниками, а владельцы ─ принимающей стороной. Прописывают права и обязанности, договариваются о фото- и видеоотчетах.
«Мало кто на это соглашается. Но те, кто соглашается, подходят ответственно. И они действительно будут любить и заботиться о собаке», ─ поделилась Анастасия Степовая.
Поэтому так сложно было извлечь медведей у цирковых артистов: они были в собственности.
Еще одна шумная история лета 2023 года. Краснокнижные волки по документам не значились нигде, пугали народ на улицах Сузуна. Местный житель приобрел волков, страусов, обезьян, змей, крокодила. Мечта открыть свой зоопарк лопнула, когда понял, что кормить зверей нечем. От многих избавился. Труп крокодила выбросил за домом. Проверку начал Росприроднадзор. Мужчина был хозяином животных лишь на словах, поэтому решение изъять их было принято незамедлительно. Позвали волонтеров.
«Мы увидели огромного 15-метрового питона. Было страшно. Инспекторы Росприроднадзора ходят с ящиком вокруг питона, а ты его пытаешься туда скинуть. Я сняла с себя куртку, обмотала ему морду. На мне были краги, а под крагами немножко дрожали руки, потому что с таким мы еще не работали», ─ рассказывает Анастасия Степовая.
Питона и волков передали в зоопарк. Их, как и цирковых медведей, в дикую природу уже не вернуть.
«Должен быть наработан комплекс выживаний, который передается старшим поколением: как общаться с сородичами, где искать еду, куда ходить, куда не ходить, как охотиться. Если животное с маленького возраста росло дома, то в лес оно уже не вернется», ─ пояснила ветеринарный врач, зоопсихолог Ольга Жеребчикова.
Продолжительность жизни хищников в зоопарках, природных заповедниках и реабилитационных центрах гораздо выше, чем в дикой природе. Этому способствуют отсутствие опасности, полный рацион, своевременная вакцинация и лечение от болезней.
Возможность прожить полную жизнь зверью, попавшему в опасность, дарят волонтеры, восстанавливая справедливость и природный баланс.
Читать далее